Аббасидский халифат в эпоху Харуна Ар-Рашида

2 Август 2018
8994

Одним их величайших людей в истории Ислама, перед которым преклонялись даже византийцы, был аббасидский халиф Харун Ар-Рашид. Этого человека враги Ислама и те, кто хочет исказить нашу историю, пытались представить пьяницей, который развлекался с красивыми наложницами и проводил всё своё время в утехах.

Однако он был и одним из величайших халифов аббасидского государства, который заботился о своём народе и уделял особое внимание науке и учёным. Но несмотря на всё это, про него распространяли вымышленные рассказы и различные сказки.

Ибн Халкан в своей книге «Вафаят Аль-А‘йан» пишет о нём: «Харун Ар-Рашид был самым благородным из халифов, самым совестливым из правителей, часто совершал хадж, выходил на джихад и был решительным и храбрым человеком».

Абу Джафар Харун ибн Аль-Махди Мухаммад ибн Абу Джафар Абдулла́х Аль-Мансур ибн Муха́ммад ибн ‘Али ибн Ибн Абдуллах ибн Аббас Аль-Хашими Аль-Аббаси родился в148 году по хиджре в городе Рей (Рага, перс. ری – город в северном Иране, в провинции Тегеран. Расположен в 10 километрах южнее города), когда его отец был наместником этого города и всего Хорасана.

С юных лет Харун Ар-Рашид отличался храбростью и силой, что стало причиной его назначения предводителем нескольких походов, когда ему едва исполнилось двадцать лет.

Харун Ар-Рашид стал халифом после смерти старшего брата Аль-Хади, 26 числа месяца Раби Аль-Авваль 170 года по хиджре. Его правление длилось до месяца Джумада Аль-Авваль194 года по хиджре. В то время, когда Харун взошёл на трон, ему было 25 лет.

Аль-Хатиб Аль-Багдади в своей книге «Тариху Багдад» пишет: «Некоторые его (Харуна) соратники рассказали, что он совершал каждый день по сто ракаатов дополнительных намазов, пока он не покинул этот мир. Он пропускал эти намазы только по уважительным причинам.

Он раздавал милостыню из собственных средств – по тысяче дирхемов каждый день. Когда он выходил в хадж, то брал с собой каждый раз по сто факихов и их сыновей. А в те годы, когда ему не удавалось самому совершить паломничество, он отправлял в хадж триста человек и обеспечивал их всем необходимым – едой, одеждой и т. д.

Аль-Масуди посчитал годы, в которые Харун Ар-Рашид совершил хадж. Это были 170, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 181, 186, 188 годы по хиджре.

Также Аз-Захаби в книге «Ат-Тарих» пишет: «Сто семьдесят девятый год. В этом году Ар-Ар-Рашид совершил умру в месяце Рамадан. И с тех пор он находился в ихраме, пока не совершил хадж. А когда начался хадж, он пешком отправился из своего дома на гору Арафат».

Мансур ибн ‘Аммар сказал: «Я не видел человека, у которого обильнее текли бы слёзы во время упоминания Всевышнего, чем у троих людей: Фузайля ибн ‘Ияза, Харуна Ар-Рашида и ещё одного человека».

Имам Аль-Газали в своей Книге «Фазаих аль-батиния» пишет:

«От Ибрахима ибн Абдуллаха Аль-Хорасани передаётся: "Я совершал паломничество вместе со своим отцом в тот же год, что и Харун Ар-Рашид. Когда мы увидели Харуна Ар-Ар-Рашида, он с непокрытой головой, босиком стоял на мелких камушках. Он поднял свои руки, и в это время он плакал, дрожал от страха и говорил: "О мой Господь, Ты – это Ты, а я это я! Я часто возвращаюсь к своим грехам, а Ты часто прощаешь грехи. Поэтому прости все мне мои грехи!

Передаётся, что однажды Ибн Ас-Саммак пришёл к Харуну Ар-Рашиду и попросил у него воды. Ему принесли кувшин с водой. Ибн Ас-Саммак взял в руки кувшин и сказал: «О правитель правоверных, если бы тебя лишили этого питья (глотка воды), сколько бы ты заплатил за него?» «Половину моего царства», – ответил он. Ибн-Саммак сказал: «Тогда выпей его, да сделает Всевышний Аллах тебя счастливым».

Когда халиф выпил воду, Ибн Ас-Саммак задал следующий вопрос: «Если бы эта вода не выходила из твоего тела, сколько бы ты заплатил за то, чтобы она вышла?» «Я заплатил бы за это всё своё царство», – ответил Харун Ар-Рашид. Ибн Ас-Саммак продолжил: «Царство, которому цена глоток воды и моча, не достойно того, чтобы из-за него соперничали люди». После этих слов Ибн Ас-Саммака Харун Ар-Рашид горько плакал.

Ибн Аль-Джавзи сказал: «Однажды Харун Ар-Рашид сказал Шайбану: "Увещевай меня". Шайбан сказал: "Присутствие рядом с тобой человека, который устрашает тебя до тех пор, пока ты не окажешься в полной безопасности, лучше для тебя, чем человек, который находится рядом с тобой и гарантирует тебе безопасность до тех пор, пока ты не окажешься в опасности".

Ар-Рашид сказал: "Поясни мне это". Он сказал: "Тот, кто говорит тебе, что ты ответственен перед Всевышним Аллахом, поэтому должен бояться Аллаха, делает тебе лучшее наставление, чем тот, который говорит, что вы – Ахль Аль-Байт, которым прощаются грехи, ибо вы близкие родственники вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)".

Услышав это, Ар-Рашид так расплакался, что тем, кто был рядом, стало его жалко.

Харун Ар-Рашид очень любил учёных и почитал религиозные запреты. Аль-Кази Аль-Фазиль сказал: «Я не знаю другого правителя, который отправлялся бы в путь для приобретения знаний, кроме Ар-Рашида. Поистине, он со своими сыновьями Аль-Амином и Аль-Маъмуном отправился в путь, чтобы слушать уроки имама Малика (да смилуется над ним Аллах) по его книге "Аль-Муватта"».

Когда до Ар-Рашида дошла весть о кончине Абдуллаха ибн Мубарака, он был очень опечален.

Абу Муавия Аз-Зарир сказал: «Каждый раз, когда я упоминал Пророка (мир ему и благословение Аллах) в присутствии Ар-Рашида, он говорил: "Да благословит Аллах моего господина"».

Ибн Асакир передаёт от Ибн Алия, что Харун Ар-Рашид задержал одного еретика и приказал снести ему голову. Тот спросил халифа: «За что ты меня лишаешь головы?» Харун Ар-Рашид ответил ему: «Я тем самым избавлю от тебя людей». Тот опять спросил: «А как быть с теми тысячами хадисов, которые я подложил и в которых нет ни одной буквы, сказанной Посланником Аллаха (мир ему ми благословение Аллаха)?».

Тогда Ар-Рашид сказал: «О враг Аллаха, разве ты не знаешь, что для этого есть Абу Исхак и Абдуллах ибн Мубарак? Они просеют их и выведут букву за буквой».

Так же, как Харун Ар-Рашид почитал учёных, учёные почитали его.

От Фузаля ибн ‘Ияза передаётся: «Не будет для меня тяжелее смерти, чем смерть правителя правоверных Харуна Ар-Рашида. Я хотел бы, чтобы Всевышний Аллах забрал годы моей жизни и за их счёт продлил его жизнь».

После смерти Харуна началась смута, когда Аль-Маъмун стал заставлять людей говорить, что Коран является сотворённым. Тогда многие сказали, что Фузаль ибн ‘Ияз знал, что он говорил.

Продолжение следует…

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.