Когда Мекка стала запретной? Видео

26 Июнь 2021
18545

Город, которым поклялся Аллах

Лучшим городом в мире является Мекка. Из почтения к Мекке Всевышний Аллах сделал запретным (заповедным) не только город, но и прилегающие к нему территории. Всевышний Аллах, указывая на достоинство этого города, сказал:

لَا أُقْسِمُ بِهَٰذَا الْبَلَدِ

(смысл): «Я клянусь этим городом (Меккой)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль- Баляд: 1)

Запретную территорию вместе с Меккой и Заповедной мечетью называют Харамомзапретной землёй. На этой территории запрещено проливать кровь, охотиться, ловить, загонять или ранить дичь, срывать растения, рубить деревья и прочее.

В священном Коране многократно упоминается Заповедная мечеть (Аль-Масджид аль-харам), под которой не всегда подразумевается конкретно мечеть.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет, что под словом «Аль-Масджид Аль-харам» в Священном Коране иногда подразумевается сама мечеть, иногда Кааба, иногда мечеть и окружающая её территория, иногда город Мекка, иногда Мекка вкупе с окружающей её запретной территорией.

Когда Мекка стала запретной?

По этому вопросу среди учёных-богословов имеются разногласия. Некоторые учёные считают, что Мекка стала запретной (заповедной) только после обращения Пророка Ибрахима (мир ему) с мольбой к Аллаху сделать Мекку запретной и безопасной.

Имам Аль-Куртуби в своей книге «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан» пишет об этом следующее:

«Пророк Ибрахим (мир ему) обратился к Всевышнему с мольбами, чтобы у его потомства и других была безопасность и зажиточная жизнь. Передаётся, что когда пророк Ибрахим (мир ему) сделал это дуа, ангел Джибриль по велению Всевышнего Аллаха вырвал из Шама Таиф (место, где расположен город) и в течение недели совершал с ним таваф (обход) вокруг Каабы, поэтому его и назвали Таифом.

Потом Джибриль опустил его в Тихаме (на расстоянии 70 км юго-восточнее Мекки). До этого времени в Мекке и вокруг неё не было воды и растительности, и Аллах сделал земли вокруг неё (Таиф и другие) благословенными и вырастил там различные фрукты».

Однако наиболее верным является мнение учёных, которые считают, что Мекка стала запретной с самого начала сотворения небес и земли. Аргументом в пользу этого является хадис, в котором от Муджахида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что в день завоевания Мекки Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ اللَّهَ حَرَّمَ مَكَّةَ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ، فَهِيَ حَرَامٌ بِحَرَامِ اللَّهِ إِلَى يَوْمِ القِيَامَةِ، لَمْ تَحِلَّ لِأَحَدٍ قَبْلِي وَلَا تَحِلُّ لِأَحَدٍ بَعْدِي، وَلَمْ تَحْلِلْ لِي قَطُّ إِلَّا سَاعَةً مِنَ الدَّهْرِ، لَا يُنَفَّرُ صَيْدُهَا، وَلَا يُعْضَدُ شَوْكُهَا، وَلَا يُخْتَلَى خَلَاهَا، وَلَا تَحِلُّ لُقَطَتُهَا إِلَّا لِمُنْشِدٍ

«Поистине, Аллах объявил Мекку священной в тот день, когда Он создал небеса и землю, и в силу этого она останется священной до самого Дня воскрешения. Никому до меня не позволялось сражаться в этом городе, и никому не будет позволено это после меня, но и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня. И не разрешается в её пределах ни преследовать дичь, ни срезать колючки, ни срывать растения, и не дозволено поднимать кем-то утерянное, разве что для тех, кто объявит о своей находке». (Бухари, 4313)

Имам аль-Куртуби в своей книге «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан» пишет об этом следующее:

«Ибрахим (мир ему) попросил своего Господа защитить Мекку от голода, засухи, набегов, нашествий и даровать жителям Мекки разные плоды, а не запретить пролитие крови в Мекке, даже у того, кто приговорён к казни, как предполагают некоторые люди.

Поистине, не допускается, чтобы это было целью Ибрахима (мир ему) и чтобы говорилось, что он просил Аллаха, чтобы в его шариате был введён запрет на убийство того, кто укрылся в Мекке. Это крайне маловероятно.

Есть второе мнение, согласно которому Мекка, как и другие города, была дозволенной до того, как Ибрахим (мир ему) сделал это дуа, и только посредством его мольбы стала запретной, подобно тому, как Пресветлая Медина, которая до этого была дозволенной, после запрета Посланника Аллаха стала безопасной.

Доводом в пользу своего утверждения сторонники первого мнения (о том, что она была запретной с начала мироздания) приводят хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ هَذَا الْبَلَدَ حَرَّمَهُ اللَّهُ تَعَالَى يوم خلق السموات والأرض فهو حرام بحرمة الله تعالى إلى يَوْمِ الْقِيَامَةِ

"Поистине, Аллах объявил Мекку священной в тот день, когда Он создал небеса и землю, и в силу этого она останется священной до самого Дня воскрешения…". Такой же хадис от Абу Шурайджа передал Муслим и другие.

В сборнике хадисов Бухари "Сахих" также от ‘Абдуллаха ибн Зайда ибн ‘Асима передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ ‌إِبْرَاهِيمَ ‌حَرَّمَ ‌مَكَّةَ وَدَعَا لَهَا، وَحَرَّمْتُ المَدِينَةَ كَمَا حَرَّمَ إِبْرَاهِيمُ مَكَّةَ، وَدَعَوْتُ لَهَا فِي مُدِّهَا وَصَاعِهَا مِثْلَ مَا دَعَا إِبْرَاهِيمُ عَلَيْهِ السَّلَامُ لِمَكَّةَ

"Ибрахим объявил Мекку запретной (заповедной) и обратился за неё с мольбой к Аллаху, я же объявил запретной Медину подобно тому, как объявил священной Мекку Ибрахим, и я обратился за неё с мольбой к Аллаху, за её мудды и са’ подобно тому, как сделал это для Мекки Ибрахим (мир ему)". (Бухари, 2129; Муслим,1360)

Ибн ‘Атия сказал: "Между обоими хадисами нет противоречия, ибо в первом хадисе сообщается о вере в предвечное знание Аллаха об этом, Его предопределение и в то, что это место было запретным во времена Адама (мир ему) и заселения этой области.

А второй хадис сообщает об обновлении и выявлении Ибрахимом (мир ему) того запрета после его забвения. В первом хадисе приводятся слова Пророка , сказанные им во второй день после завоевания Мекки, когда он рассказал людям о величии для верующих запрета Мекки, возводя этот запрет к Всевышнему Аллаху.

А Ибрахима он упомянул (во втором хадисе), когда он объявлял запретной Медину, как пример для себя. Нет сомнения в том, что и запрет Медины был установлен по воле Всевышнего, исполнением Его решения и предвечного знания".

Ат-Табари сказал: "Мекка изначально была запретной, но Всевышний не предписал это Своим созданиям в качестве религиозного служения, пока об этом не попросил Ибрахим (мир ему). А когда он попросил, Аллах сделал её запретной"».

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее: «Наиболее аргументированным (асахх) из обоих мнений является то, согласно которому Мекка всегда была и продолжает быть запретной с момента создания Всевышним Аллахом небес и Земли».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что Мекка была заповедной (запретной) с самого начала мироздания. Объявлена же она была запретной для людей пророком Ибрахимом (мир ему).

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.