Мы часто слышим слово «аманат», причём в разных смысловых сочетаниях. Это слово, имеющее арабское происхождение, настолько глубоко укоренилось в нашем словаре и сознании, что в переводе уже не нуждается.
Мы воспринимаем аманат как нечто святое, особенное и драгоценное. Если человек нам открылся, доверился и поверил, то исполнить аманат – наш святой долг. В противном случае к нам может привязаться другое слово – «хиянат» – и это надолго, если не навсегда.
А каково это – когда тебе оказывает доверие сам Всевышний Аллах? Какие чувства испытывают представители рода Усмана ибн Тальхи (да будет доволен им Аллах), которые на протяжении более 14 столетий являются хранителями священной Каабы?
Какова же история жизни их далёкого предка – Усмана ибн Тальхи?
Прежде всего нужно разобраться с политической конфигурацией Мекки, где социальные функции в равной степени были распределены между различными родами курайшитов. Таких функций было 15, и самыми почётными из них считались: служение при Каабе (ас-Сидана), снабжение водой паломников Мекки (ас-Сикая) и обеспечение их питанием (ар-Рифада).
К примеру, род Хашим (род Пророка ﷺ) обеспечивал прибывших в Мекку паломников питанием и водой, а вот род 'Абд ад-Дара (род Усмана) ещё с доисламских времён был хранителем Каабы. Этот почётный статус передавался из поколения в поколение и дошёл до Усмана ибн Тальхи, призванием которого было служить при Каабе.
Но, как и большинство его соплеменников, Усман жил во враждебной Исламу среде. Такова была тенденция в те годы в Мекке. Однажды Усман, увидев Пророка ﷺ у дверей Каабы, даже нагрубил ему, но Пророк ﷺ не стал отвечать ему взаимностью, а лишь сказал: «О Усман! Быть может, ты увидишь эти ключи в моих руках, и я буду распоряжаться ими, как пожелаю».
Усман отреагировал на это следующим образом: «Наверное, в это время курайшиты будут погублены и унижены». Пророк ﷺ на это сказал: «Напротив, они будут возвеличены».
В эти минуты Усманом наверняка овладели противоречивые чувства. С одной стороны, ему было сложно смириться с этой мыслью и поверить в неё, но с другой, об этом же говорил правдивый Мухаммад Аль-Амин ﷺ. Усман позже признавался: «Его слова произвели на меня впечатление, и я подумал, что так оно и будет».
Усман в последующем участвовал в войнах против мусульман, но ему не было суждено погибнуть в них, поскольку он должен был стать свидетелем осуществления того пророчества Посланника Аллаха ﷺ.
Но ещё до этого он стал размышлять об Исламе, и вот что он рассказывал о своих думах: «Когда Посланник Аллаха ﷺ приехал в Мекку для совершения долговой умры (седьмой год по хиджре), мои убеждения начали меняться и в моё сердце проник Ислам. Я начал размышлять о нашей вере, о том, что мы поклоняемся камню, который не слышит, не видит, не приносит пользы и не отводит вред. Я смотрел на Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников и видел, как они отрешены от мирского. Это оказало на меня влияние. Я сказал про себя: “Эти люди стремятся к воздаянию в загробной жизни”».
Усман был на грани принятия Ислама, ему оставалось сделать всего один шаг. И этот шаг он сделал, отправившись в Медину, в город Посланника Аллаха ﷺ. В эту исламскую во всех смыслах слова поездку с ним отправились ещё два выдающихся курайшита – Халид ибн аль-Валид и ‘Амр ибн аль-‘Ас.
Увидев такую почётную делегацию, Пророк ﷺ воскликнул: «Мекка отдала вам кусок своей плоти» (самое ценное, что у неё есть). Усман стал мусульманином, и началась новая страница в его жизни. Оставался нерешённым лишь один вопрос: будет ли у Каабы новый хранитель, или Пророк ﷺ закрепит за Усманом эту благородную должность?
Внимательный читатель уже может сделать вывод, что Усман был оставлен при своей прежней должности. После взятия Мекки Пророк ﷺ сказал ему: «О Усман! Принеси мне ключи».
Пророк взял эти ключи, завернул их в свою одежду, вернул Усману и сказал: «Возьми их навечно. Лишь деспот может отобрать их у вас, о сыновья Абу Тальхи. Всевышний доверил вам Свой дом (Каабу)».
Далее Усман продолжает: «После того как я отошёл от него, он позвал меня к себе и сказал: “Не произошло ли то, что я говорил тебе?” Я вспомнил слова, сказанные им тогда в Мекке, и воскликнул: “Да, и я свидетельствую, что ты являешься Посланником Аллаха ﷺ”».
Сегодня, как и 14 веков назад, род ‘Абд ад-Дара является хранителем Каабы. Потомки Усмана ибн Тальхи (да будет доволен им Аллах) занимаются тем же самым, чем занимались его предки. Это можно назвать преемственностью, ответственностью и сохранением аманата.
И тут остаётся добавить лишь одно – Кааба в надёжных руках.
Мурад Гайдарбеков,
Центр исторических исследований «Врата истории»