Четыре великих командира, нёсших знамя в битве при Муте

29 Октябрь 2021
10809

В 629 году (8 году по хиджре) Посланник Аллаха подготовил трёхтысячное войско для похода против византийцев. Причиной этого похода стало убийство византийцами возле Дамаска посла Пророка Хариса ибн ‘Умайра Аль-Азди, который был отправлен к правителю Бусры.

Посланник Аллаха назначил для этого войска не одного командира, а трёх: Зайда ибн Хариса; Джафара ибн Абу Талиба и ‘Абдуллаха ибн Раваху (да будет доволен ими Аллах).

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَمَّرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي غَزْوَةِ مُؤْتَةَ زَيْدَ بْنَ حَارِثَةَ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنْ قُتِلَ زَيْدٌ فَجَعْفَرٌ، وَإِنْ قُتِلَ جَعْفَرٌ فَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ رَوَاحَةَ  قَالَ عَبْدُ اللَّهِ: كُنْتُ فِيهِمْ فِي تِلْكَ الغَزْوَةِ، فَالْتَمَسْنَا جَعْفَرَ بْنَ أَبِي طَالِبٍ، فَوَجَدْنَاهُ فِي القَتْلَى، وَوَجَدْنَا مَا فِي جَسَدِهِ بِضْعًا وَتِسْعِينَ، مِنْ طَعْنَةٍ وَرَمْيَةٍ

«Посланник Аллаха назначил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) командиром отряда, направленного им в Муту, и сказал: "Если будет убит Зайд, пусть его место займёт Джафар, a если будет убит и Джафар, пусть его место займёт ‘Абдуллах ибн Раваха". Во время этой битвы я находился с ними, а потом мы стали искать Джафара ибн Абу Талиба, обнаружили его среди убитых и насчитали на его теле более девяноста ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами». (Бухари, 4261)

Вместе с этим войском Посланник Аллаха отправил героя мусульман, который в дальнейшем стал выдающимся полководцем – Халида ибн Аль-Валида (да будет доволен им Аллах), принявшего Ислам три месяца тому назад.

Посланник Аллаха лично провожал войско и наказал им в ходе войны не выходить за рамки шариата и придерживаться нравов настоящих мусульман даже во время ожесточённых сражений. Пророк , давая приказы командиру войска, завещал ему быть богобоязненным по отношению к своему окружению и остальным мусульманам.

От Сулеймана ибн Бурайды (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что его отец сказал:

كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَمَّرَ أَمِيرًا عَلَى جَيْشٍ، أَوْ سَرِيَّةٍ، أَوْصَاهُ فِي خَاصَّتِهِ بِتَقْوَى اللهِ، وَمَنْ مَعَهُ مِنَ الْمُسْلِمِينَ خَيْرًا، ثُمَّ قَالَ: اغْزُوا بِاسْمِ اللهِ فِي سَبِيلِ اللهِ، قَاتِلُوا مَنْ كَفَرَ بِاللهِ، اغْزُوا وَلَا تَغُلُّوا، وَلَا تَغْدِرُوا، وَلَا تَمْثُلُوا، وَلَا تَقْتُلُوا وَلِيدًا 

«Назначая кого-либо командовать войском или отрядом, Посланник Аллаха лично давал ему наказ бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, которые отправляются в поход вместе с ним, а потом говорил: "Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не обманывайте, не поступайте вероломно, не обезображивайте тела убитых врагов и не убивайте детей"». (Муслим, 1731)

 

Зайд ибн Хариса

Наступил момент истины, и началась битва при Муте. Огромные людские волны из византийцев и арабов-христиан неслись навстречу мусульманам, но люди, подобные горам, стояли перед этими волнами и были готовы сразиться с самой мощной в мире на тот момент армией.

Возгласы такбира поднялись среди мусульман. Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) поднял знамя, дал своим товарищам знак о начале наступления и стрелой полетел в сторону византийской армии.

На поле боя поднялась пыль, раздавался звон оружия, вопли и стоны людей, и первые мусульмане пали смертью шахидов. В числе первых шахидов лицом к лицу с врагом пал великий герой и предводитель, любимец Пророка Зайд ибн Хариса.

Зайд ибн Хариса был одним из тех сподвижников, которые первыми приняли Ислам. Во времена джахилии (в доисламскую эпоху) Хаджиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) купила его на невольничьем рынке и подарила Пророку , когда они поженились.

Потом Пророк освободил его и усыновил. Люди продолжали звать его сыном Мухаммада , пока не был ниспослан пятый аят суры Аль-Ахзаб.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

مَا كُنَّا نَدْعُو زَيْدَ بْنَ حَارِثَةَ إِلَّا زَيْدَ بْنَ مُحَمَّدٍ حَتَّى نَزَلَ فِي الْقُرْآنِ: ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِنْدَ اللهِ

«Мы звали Зайда ибн Хариса только Зайдом ибн Мух'аммадом до тех пор, пока не был ниспослан аят: "Зовите их (тех, кого вы сделали своими приёмными сыновьями) по их настоящим отцам. Это справедливее перед Аллахом". («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 5)». (Бухари, 4782; Муслим, 2425; Тирмизи, 3209)

Когда Пророк отправлял в поход какой-нибудь отряд, в составе которого был Зайд ибн Хариса, он обязательно назначал его командиром. Пророк очень любил Зайда и всегда выдвигал его вперёд, пока он не пал шахидом в битве при Муте.

 

Джафар ибн Абу Талиб

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) – это брат правителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Его также прозвали Джафар Ат-Тайяр, и он был одним из тех, кто первым принял Ислам. Джафар совершил хиджру в Эфиопию и оставался там до 7 года по хиджре. После этого он прибыл к Пророку в Медину.

На момент битвы при Муте ему было 40 лет. После того как погиб Зайд ибн Хариса, Джафар взял в руки знамя и возглавил войско мусульман. Он слез с коня и сражался так яростно, как не сражался никогда ранее.

Он вышел впереди мусульманского войска и отчаянно бился с византийцами. Тогда враги начали бешено преследовать его и отрубили ему правую руку, он же схватил флаг левой рукой. Когда они отрубили ему и левую руку, он держал флаг предплечьями до тех пор, пока не погиб и не стал шахидом. Также передаётся, что Всевышний заменил ему отрубленные руки на крылья.

От Аш-Ша‘би передаётся, что когда ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) приветствовал сына Джафара, он говорил:

‌السَّلَامُ ‌عَلَيْكَ ‌يَا ‌ابْنَ ‌ذِي ‌الجَنَاحَيْنِ

«Мир тебе, о сын обладателя двух крыльев». (Бухари, 3709)

Также Ибн ‘Умар, который участвовал в битве при Муте вместе с Джафаром, рассказывал, что на его теле было около 90 ран и ни одна из них не была на спине. Это свидетельствует о том, что Джафар не убегал от врагов и ни разу не повернулся к ним спиной. Он с поля боя отправился прямиком в Рай.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

رَأَيْتُ جَعْفَرًا يَطِيرُ فِي الجَنَّةِ مَعَ الْمَلَائِكَةِ

«Я видел, как Джафар летал в Раю с ангелами». (Тирмизи, 3763; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 1467)

 

‘Абдуллах ибн Раваха

После того как погиб Джафар ибн Абу Талиб, знамя подхватил третий храбрец, ‘Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), молодой человек, который участвовал в числе семидесяти ансаров во второй присяге при ‘Акабе. Он был тогда избран одним из двенадцати человек, несущих ответственность за эту присягу.

‘Абдуллах ибн Раваха участвовал в битвах при Бадре, Ухуде и Хандаке, а также при заключении Худайбийского мирного договора и на присяге довольства при Худайбии. Когда Пророк выходил на один из своих газаватов, он оставил своим заместителем в Медине ‘Абдуллаха ибн Раваху.

Подняв знамя, ‘Абдуллах побуждал мусульман сражаться и воодушевлял их на шахаду. Сам ‘Абдуллах не желал вернуться в Медину и надеялся погибнуть шахидом на поле боя. ‘Абдуллах отчаянно сражался, пока не пал смертью шахида.

После того как он погиб, один из ансаров взял знамя мусульман и принёс Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах). Халид сказал: «Я не возьму его у тебя. Ты более достоин нести его, чем я!» тот ответил: «Клянусь Аллахом, я взял его только для того, чтобы отдать тебе!»

 

Халид ибн Аль-Валид

Когда Халид ибн Аль-Валид взял в руки знамя, он перегруппировал войско и переставил местами фланги, чтобы враги подумали, что к мусульманам подоспела помощь. После этого враг бросился бежать. Но мусульмане не стали их преследовать.

Затем Халид ибн Аль-Валид начал постепенный отвод войска с поля боя и продолжил отходить, пока вся армия не отступила. После этого он благополучно вернулся с войском в Медину.

Несмотря на то, что мусульмане отступили с поля боя, этот поход назвали победой, учитывая, что войско мусульман, численность которого не превышала трёх тысяч человек, устояло перед двухсоттысячной византийской армией.

Когда Халид ибн Аль-Валид взял в руки знамя, Пророк , который в Медине рассказывал людям, собравшимся в мечети, о том, что происходит в битве при Муте, сказал:

اللهُمَّ ‌إِنَّهُ ‌سَيْفٌ ‌مِنْ ‌سُيُوفِكَ، فَانْتَصَرَ بِهِ

«О Аллах, поистине, он один из Твоих мечей, дай посредством него победу мусульманам». (Ан-Насаи, 8192)

С этого дня Халида ибн Аль-Валида прозвали Сайфуллахом (Мечом Аллаха). Халид в эпоху джахилии был одним из знатных людей из рода курайшитов и вместе с язычниками Мекки участвовал в некоторых войнах против мусульман. Халид принял Ислам за семь лет до завоевания Мекки мусульманами, и Пророк очень обрадовался этому.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.