Молла Насрутдин

15 Апрель 2011
5002

Юморист всех времен и народов.

Молла НасрутдинЗапах обеда – звон монет

Однажды на базаре Ходжа увидел, как толстый чайханщик тряс нищего бродягу, требуя с него платы за обед.

– Но я же только понюхал твой плов! – оправдывался бродяга.

– Но запах тоже стоит денег! – отвечал ему толстяк.

– Подожди-ка, отпусти его – я заплачу тебе за всё, – с этими словами Ходжа Насреддин подошёл к чайханщику. Тот отпустил беднягу. Ходжа вынул из кармана несколько монет и потряс их над ухом чайханщика.

– Что это? – изумился тот.

– Кто продаёт запах обеда, тот получает звон мо¬нет, – невозмутимо ответил Ходжа…

Фольклорный персонаж мусульманского Востока, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр, анекдотов и притч – Молла Насрутдин. Его имя – частый гость в дружеских беседах, политических речах, научных спорах. Его слова с глубочайшим смыслом, мудростью и тонким юмором вспоминают по разному поводу, а то и вовсе без него. Он побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, в которых только может оказаться человек. Многие его выражения стали крылатыми, которые знают даже дети. Почти тысячу лет он шутит, но смысл его шуток актуален в любом времени, а потому Ходжу смело можно назвать героем и нашего времени.

Точная дата рождения Моллы Насрутдина неивестна. Существует много мнений, порой противоречивых, по поводу происхождения этого героя. Согласно одному из источников, он родился в 1208 году нашей эры в селении Хорту недалеко от Сиврихисара и умер в 1284 году в Акшехире, куда он переехал. То есть в 2008 году ему исполнилось бы 800 лет. Его отцом был имам Абдулла.

Согласно этому источнику, он получил образование в школах Сиврихисара и Коньи. Он изучал фикх (юриспруденцию) и в Конье встретил Джалала аль-Дина аль-Руми, благодаря которому изучил суфизм. В дальнейшем он перебрался в Акшехир, где женился. У него есть сын и две дочери. Жена – верный собеседник и вечный оппонент. Она сварлива, но порой гораздо мудрее и спокойнее своего супруга. Его сын совершенно не похож на него, но иногда такой же хитрец.

Позднее Ходжа стал имамом и судьёй в Акшехире. Именно здесь его чувство юмора и остроумие, принимаемые судебные решения и анекдоты сделали его известным и популярным.

У него много профессий: он земледелец, торговец, лекарь, знахарь. Он очень религиозный человек, поэтому односельчане внимают его проповедям; он справедлив и хорошо знает закон, поэтому становится судьёй.

С датой смерти Моллы ещё больше неразберихи, но могила его в Акшехире. Даже дата смерти указана – 386 год хиджры (993). Согласно этим расчётам Ходжа умер за двести лет до своего рождения. Но не был бы он Моллой Насрутдином, если бы и здесь не было тонкого юмора. Дату смерти правильнее читать наоборот – не 386, а 683 год хиджры, то есть 1284/85 год по григорианскому летоисчислению.

Судя по другим источникам, Молла Насрутдин был философом, мудрецом и остряком-юмористом. Истории о нём рассказывали повсеместно, они были известны как в тюркском мире, так и в Персии, Аравии, Африке, в городах, лежащих вдоль «Шёлкового пути», в Китае и в Индии, а позднее – в Европе. Он приобрёл мировую популярность.

Молла Насрутдин известен миру под разными именами: турки называют его «Насреддин Ходжа», для казахов он «Коджа Насреддин», греки зовут его «Ходжа Насреддин», тогда как азербайджанцы, афганцы и иранцы говорят о нём как о «Моле или Мулле Насрудин». В русской традиции самое распространённое имя – Ходжа Насреддин. Другие варианты: Насреддин-эфенди, Молла Насреддин, Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

Персидское слово «ходжа» существует почти во всех тюркских и арабском языках. Вначале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии. Со временем «ходжа» стало почётным титулом, так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мактабе, а также благородных мужей, купцов.

Литературный персонаж Молла Насрутдин совмещает в себе образы мудреца и простака одновременно.

Его образ бродяги, вольнодумца, хитреца, плута, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки – скупость, ханжество, лицемерие. Каждый раз, оказываясь в непростой ситуации, Ходжа находит неординарный выход из положения. Основная его особенность – выходить из любой ситуации победителем, используя при этом лишь острое, тонкое, остроумное слово.

Неотъемлемой частью образа Насрутдина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как его спутник. Причём, Ходжу Насрутдина часто изображают верхом на осле задом наперёд. Образ довольно меткий, ведь очень трудно передать непредсказуемый стиль уважаемого Насреддина.

А история такова:

Однажды к Насрутдину пришли несколько будущих учеников и попросили его прочитать им лекцию.

– Хорошо, – сказал он, – следуйте за мной.

Повинуясь приказу, все выстроились в цепочку, и пошли за Насрутдином, сидевшим задом наперёд на своём осле. Сначала молодые люди были несколько смущены этим обстоятельством, но потом вспомнили, что они не должны подвергать сомнению даже самые невероятные поступки учителя. Однако, в конце концов, они уже не могли сносить насмешек прохожих.

Почувствовав это, Молла остановился и посмотрел на них. Самый смелый из них подошёл к Насрутдину:

– Молла, нам не совсем ясно, почему ты сидишь на осле задом наперёд.

– Это очень просто, – сказал Насрутдин. – Видите ли, если бы вы шли впереди меня, это было бы неуважением по отноше-нию ко мне, а если бы я ехал спиной к вам, это было бы неува¬жением к вам. Таким образом, это единственно возможный компромисс.

Насрутдин вошёл в мировую литературу остроумными и популярнейшими анекдотами, известными на всём Ближнем Востоке. Помимо анекдотов, ему принадлежит ряд басен, которые впервые были изданы в Париже в 1923 г., но анекдоты Насрутдина сделались достоянием европейцев гораздо раньше. В Турции анекдоты были собраны и изда¬ны в 1837-1838 гг. Французский востоковед Малауф перевёл их на французский язык и издал в Париже. Второе издание этого труда относится к 1859 г. Татарский текст анекдотов Насреддина был напечатан в 1845 г.

Начиная с 1906 г., в память о Насрутдине издавался юмористический журнал «Молла Насреддин» на азербайджанском языке, который просуществовал 25 лет. Всё это указывает на всеобщую любовь к этому персонажу.

Хорошо, что не на осле!

Однажды у Моллы пропал осёл. Молла искал его по всему городу и кричал:

– Пусть будет удача и счастье тому, кто видел моего осла! Хвала Аллаху!

Прохожие спрашивали его:

– Эй, Молла, у тебя пропал осёл, за что же ты благодаришь Аллаха?

– Благодарю за то, – ответил Молла, – что сам не был на осле, а то я бы тоже пропал, и мои дети остались бы сиротами.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.