Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–973 гг. х./1504–1567 гг.)

1 Март 2017
7901

Очень часто можно слышать, как исламские учёные аргументируют свои фетвы, говоря, что «так говорит Ибн Хаджар», «так написал Ибн Хаджар» или «это противоречит мнению Ибн Хаджара». Но кто же он, этот Ибн Хаджар, и какова его роль в распространении и развитии Ислама? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ в нашей статье.

Вообще, надо отметить, что богословов по имени Ибн Хаджар было двое – аль-Аскаляни и аль-Хайтами. А слово «Ибн Хаджар» – это не имя, а кунья (прозвание), и означает оно «сын камня». В этой статье мы постараемся познакомить вас со вторым из Ибн Хаджаров, аль-Хайтами.

Начало жизненного пути

Ибн Хаджар аль-Хайтами родился в 1504 году (909 г. х.) в местности Абу Хайтам в Египте. Его имя – Ахмад Ибн Мухаммад, а прозвище Ибн Хаджар, означающее «сын камня», он получил благодаря одному из своих праведных предков, который, опасаясь впасть в грехи, очень мало разговаривал, из-за чего и получил от людей прозвище «Камень» – то есть молчаливый, как камень.

Рано потеряв отца, Ибн Хаджар попал в тяжёлую жизненную ситуацию. Но тут на помощь пришли благородные учёные Ислама, которые были учителями покойного отца: суфий Мухаммад Ас-Сарави, известный как Ибн Абиль Хамаиль, и его ученик Шамсуддин Ахмад Аш-Шанави, по указанию которого Ибн Хаджар отправился в египетский город Танта, где выучил наизусть весь священный Коран и начал изучать науки Ислама.

Когда же возраст будущего богослова приблизился к 14 годам, в 1517 году (924 г. х.) Аль-Хайтами был переведён из города Танта в один из самых знаменитых и известных университетов мира того времени «Аль-Азхар Аш-Шариф», где благодаря прекрасной памяти и незаурядным способностям, которыми его наделил Всевышний, стал признанным знатоком во многих исламских дисциплинах, среди которых были: Тафсир – толкование Корана, хадисоведение, тасаввуф, калам – наука о единобожии, фикх – исламское право и его основы, наследственное право и другие важные и нужные науки.

Любовь к знаниям в нём была столь велика, что даже крайняя нужда и голод не могли заставить аль-Хайтами свернуть с пути их обретения.

Учителя Ибн Хаджара Аль-Хайтами

Большим счастьем для богослова явилось то, что его учителями и проводниками в жизни стали люди, не просто имеющие обширные знания, но ещё и практикующие их в лучшем виде.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами обучался у таких известных на весь мусульманский мир богословов, как:

Шихабуддин Ахмад Ар-Рамли – выдающийся алим, специализировавшийся в области шафиитского фикха и в ряде других наук;

Абуль Хасан Аль-Бакри – потомок первого праведного халифа мусульман Абу Бакра Сиддика (да будет доволен им Аллах), известный своим знанием Ислама и религиозностью, также он был и наставником Аль-Хайтами в суфизме;

Абдуль-Хакк Ас-Синбати – знаток в области хадисоведения, фикха и его основ, отличавшийся своей богобоязненностью и набожностью;

а также величайший учёный шафиитского мазхаба своего времени, чьё имя и поныне озаряет светом все вокруг – Шейх Аль-Ислам Закария Аль-Ансари, с которым у Ибн Хаджара Аль-Хайтами были особенно тёплые и дружеские отношения. Каждый раз, встречая своего преданного ученика, Закария Аль-Ансари просил Всевышнего одарить Ибн Хаджара глубоким пониманием религии. И, по-видимому, эта мольба благородного учёного была принята, так как Ибн Хаджару не было и 20 лет, когда он получил разрешение на самостоятельное вынесение фетв – шариатских решений – по тому или иному правовому вопросу.

А в дальнейшем Ибн Хаджар Аль-Хайтами достиг таких больших высот в постижении Ислама, что некоторые учёные даже назвали его обновителем исламских наук десятого столетия хиджры, о чём говорится в хадисе Пророка Мухаммада: «Поистине, Аллах будет посылать этой Умме в начале каждого столетия того, кто будет обновлять дела религии для неё».

Говоря о большом уровне знаний Ибн Хаджара аль-Хайтами, богослов Мансур ат-Табаляви писал:

«Последний (из достойных) составителей (книг), проповедник книгописцев, имам праведных учёных, уста всех внимательных факихов, наш господин, шейх шейхов Ислама и мусульман, учёный доверенного Аль-Харама, звезда религиозной общины и религии, Ибн Хаджар Аль-Хайтами, потом Аль-Макки, пусть Аллах очистит его душу и освятит его могилу». («Хашият Ибн Касим аля Тухфат», 1/4)

Испытание Ибн Хаджара Аль-Хайтами

Как известно, всё по-настоящему ценное в этом мире нелегко заполучить, и особенно знания в науках Ислама. Прежде чем Ибн Хаджар получил самостоятельность в вынесении фетв, Всевышний подверг его серьёзным испытаниям, дабы возвысить его степень в случае удачного исхода.

Говоря о трудностях, с которыми столкнулся Ибн Хаджар на пути изучения исламских наук, он писал:

«Я перенёс в университете «Аль-Азхар» голод, который не под силу человеку, если Аллах не окажет ему в этом помощь. За четыре года, которые я находился там, только единожды я съел мясо… Но то, что мне пришлось перенести от некоторых своих «приятелей», было ещё хуже», – говорил он, вспоминая нелёгкие дни учебы в каирском университете «Аль-Азхар».

Но на этом испытания учёного не закончились, завистники в дальнейшем поспособствовали пропаже книг, с большим трудом написанных Ибн Хаджаром Аль-Хайтами. Из-за переживания и боли от этого низкого поступка завистников учёный даже серьёзно заболел, но не потерял самообладания. Будучи человеком глубоко верующим, он просил у Творца простить и смилостивиться над своими недругами. И всё же оставаться дальше в таком окружении он не захотел и в 1533 году переселился в Священную Мекку.

На святой земле

В Мекке знания учёного были оценены по достоинству, и он, как величайший знаток шафиитского мазхаба, стал известен далеко за пределами благословенного города. Ибн Хаджар Аль-Хайтами стал объектом стремления для ищущих знания из самых разных уголков исламского мира. Люди гордились своей принадлежностью к нему и теснились у его порога, желая испить из этого не замутненного грехами и ослушанием Всевышнему чистого источника исламских наук. Число его учеников было столь велико, что сосчитать их было просто невозможно.

Труды Ибн Хаджара Аль-Хайтами

Ибн Хаджар Аль-Хайтами стал автором множества письменных трудов, общее число которых, по некоторым данным, достигает восьмидесяти.

Перечень наук, в которых Ибн Хаджар Аль-Хайтами составил свои книги, был самым разнообразным. Его перу принадлежат такие сочинения, как:

«Аль-Фатава аль-хадисия», в котором учёный раскрывает ряд важных вопросов исламского права;

«Аль-Хияра аль-хисан фи манакиби Абу Ханифа Ан-нуʻман», описывающее биографию величайшего учёного Ислама и основателя ханафитского мазхаба имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах);

«Аль-Джавхар Аль-Муназзам фи зиярати къабр Ан-Наби Аль-Муʻаззам», доказывающее дозволенность и даже необходимость совершения зиярата к могиле Пророка Мухаммада ;

«Аз-заваджир ʻан иктираф аль-кабаир» посвящён тайным и явным людским грехам с приведением того, что передано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада относительно запретности этого.

И, конечно же, известный во всём мусульманском мире объёмный комментарий к знаменитому труду великого учёного Ислама имама Ан-Навави «Минхадж ат-талибин», «Тухфат аль-мухтадж фи шарх Аль-Минхадж».

Несмотря на то, что на составление этой книги у Аль-Хайтами ушло всего полгода, книга получилась очень подробной и ёмкой. И по сей день, несмотря на века, прошедшие с того времени, когда жил Ибн Хаджар, она не утратила своей значимости и актуальности и продолжает оставаться востребованной среди тех, кто изучает шафиитский мазхаб по всему мусульманскому миру.

Отзывы учёных об Ибн Хаджаре Аль-Хайтами

Сколько бы книг ни написал богослов и сколько бы людей ни обучил наукам, он не снискает любви и признания среди народа, если сам не следует тому, к чему призывает. Но, как мы уже узнали, Ибн Хаджар Аль-Хайтами был не только принят, но ещё и возвеличен, и не только простыми верующими, но и выдающимися богословами мусульманской уммы.

Учёный-богослов Аш-Шавкани: «Он был аскетом, ограничивавшимся на пути саляфов (праведных предшественников), повелевающим благое и запрещающим порицаемое, и постоянствовал в этом, пока не умер». («Аль-Бадру т-тали’», 1/109)

Имам Шихабуддин Аль-Хафаджи Аль-Ханафи: «Выдающийся учёный Шихабуддин Ахмад Ибн Хаджар Аль-Хайтами, поселившийся в Мекке (да возвысит её Аллах). Сколько же достойных делегаций «совершили хадж» к его «Каабе», и сколько лиц, ищущих знания, были направлены к его «кибле». Если он говорил о фикхе и хадисе, то не слышали уши что-либо подобное его речи ни в прошлом, ни в настоящем. Он – возвышенность и опора, и он тот, чьи стрелы размышлений пробивают любую броню. Его просветительские труды осветили в лицах (людей) темноту неясностей…».

Имам Абдул-Ваххаб Аш-Ша’рани (898-973 гг. х./1493-1566 гг.): «… Шейх, имам, великий учёный, исследователь, благочестивый, набожный, аскет, смиренный, отшельник шейх Шихабуддин Ибн Хаджар, поселенец Аль-Харам Аль-Макки (да будет доволен им Аллах). Взял науку от шейхов Египта, которые дали ему разрешение на фетвы и преподавание. Он давал фетвы в университете «Аль-Азхар» и в Хиджазе. Много народа получило от него пользу, … и он по сей день является муфтием в Хиджазе, и все исходили только из его слов. У него многочисленные добрые деяния, совершённые в ночи, и не приблизится взглянуть на них никто, кроме тех, кто очистился от зависти малой и большой…» («Лаваких аль-анвар»).

Имам Шамсуддин Ибн Аль-Гази: «Имам двух Святынь (Мекка и Медина) и муфтий иракцев, Шейх Аль-Ислам и великий исследователь». («Диван аль-Ислам», 1/200-201)

Алляма (знаток), шейх Абдуллах Аш-Шаркави (1208-1227 гг. х./1793-1812 гг.): «Великий учёный, исследователь, отшельник, смиренный, аскет, великодушный человек, Шихабуддин Ибн Хаджар (да сохранит его Аллах и приветствует), жилец почтенной Мекки взял знания от шейхов Ислама в Египте, и дали они ему разрешение на фетвы и преподавание. Потом он преподавал, издавал фетвы в Джамиʻ Аль-Азхаре и в Хиджазе. У него взяли пользу многие люди…» «Тухфат Бахия фи Табакати аш-шафиʻия»].

Конец жизненного пути Ибн Хаджара Аль-Хайтами

В 973 году по хиджре благородный учёный завершил свой жизненный путь и перешел в мир иной. На момент смерти учёному было 64 года. Похоронили алима на кладбище Аль-Му’алля (в Мекке) рядом с сыном великого сподвижника Пророка Мухаммада , который ещё при жизни был обрадован вестью об ожидающих его райских благах Зубайра ибн Аль-Аввама, Абдуллой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Говорят, после кончины Ибн Хаджара Аль-Хайтами кто-то из его учеников увидел великого имама во сне и спросил о нынешнем его положении. На что Имам Аль-Хайтами ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн (одна из возвышенных степеней в Раю)».

Да сделает нас Аллах похожими на таких праведников Ислама, как Ибн Хаджар Аль-Хайтами, рахима-ху Ллах, и не лишит нас их бараката. Аминь.

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.