Ахнаф ибн Кайс принадлежит к числу больших табиинов. Его полное имя Ахнаф ибн Кайс ибн Муавия ибн Хасин Ат-Тамими Ас-Са’ди. «Ахнаф» является его прозвищем, а настоящее его имя – Заххак.
Авторы крупных библиографических книг причислили Ахнафа ибн Кайса ко второму поколению больших табиинов, а Ибн Са’д причислил его к первому поколению табиинов Басры и сказал, что он является немногословным человеком, заслуживающим доверия.
Ахнаф ибн Кайс родился в Басре, а во времена правления халифа Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) переехал в Медину. Во времена исламских завоевательных походов побывал в Мерве, Герате и Нишапуре (Найсабур); умер в Куффе в период правления Мус’аба ибн Зубайра.
Принятие Ислама Ахнафом ибн Кайсом и дуа Пророка ﷺ за него Ахнаф ибн Кайс принял Ислам при жизни Посланника Аллаха ﷺ, самого Пророкаﷺ он не увидел, но, несмотря на это, Пророк ﷺ сделал за него хорошее дуа.
Сам Ахнаф ибн Кайс рассказывал об этом следующее: «В то время, когда я совершал таваф вокруг Каабы во времена правления Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), ко мне подошёл человек из племени Бану Лейс. Он взял меня за руку и спросил: "Не обрадовать ли мне вас?" Я ответил: "Да". Он продолжил: "Помните ли вы, как Посланник Аллаха ﷺ прислал меня к вашему племени Бану Са’д? Тогда я первым делом начал рассказывать об Исламе и призывать их к религии Аллаха. И вы воскликнули: "Поистине, он призывает вас к добру…". Когда это дошло до Посланника Аллаха ﷺ, он сказал: "О Аллах, прости Ахнафа""».
Ахнаф об этом говорил: «Это самое надёжное из все моих деяний».
Сподвижники, у которых обучался Ахнаф ибн Кайс
Ахнаф прибыл в Медину во времена правления Умара ибн Аль-Хаттаба, ему удалось встретиться со многими большими сподвижниками и получить у них обширные знания. Этот период оставил в сердце Ахнафа хорошие впечатления на всю жизнь.
Он получал знания от Умара ибн Аль-Хаттаба, Али ибн Абу Талиба, Усмана ибн Аффана, Абу Зарра Аль-Гифари, Абдуллаха ибн Масуда и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).
Сподвижники Пророка ﷺ оказали сильное влияние на всех табиинов (последователей сподвижников). Одним из тех, кто получил самое благоприятное влияние от сподвижников и воспитывался у них, был Ахнаф ибн Кайс. Особое влияние на него оказал Умар ибн Аль-Хаттаб.
Сам Ахнаф ибн Кайс об этом рассказал следующее: «Когда я пришел к Умару ибн Аль-Хаттабу, он задержал меня около себя на год. Однажды он сказал мне: "О Ахнаф, я проверил и испытал тебя и увидел, что ты внешне прекрасен. Я также надеюсь, что твоя душа так же прекрасна, как и твоя внешность"».
Когда Абу Муса Аль-Ашари во главе делегации из Басры прибыл к Умару ибн Аль-Хаттабу, вместе с ними был и Ахнаф ибн Кайс. До этого халиф Умар не видел Ахнафа. Когда делегация зашла к нему, Умар поговорил с каждым из них, а Ахнаф был последним, кто зашёл.
Зайдя к повелителю правоверных, Ахнаф первым делом поблагодарил Всевышнего Аллаха и воздал ему хвалу, благословил Пророка ﷺ и затем сказал: «О повелитель правоверных! Поистине, жители Шама поселились в домах людей Кесаря, жители Египта поселились в домах Фараона и его приближённых, жители Куффы поселились в домах Хосроя, в его прекрасных садах…».
Когда Ахнаф закончил свою речь, Умар сказал: «Что вам мешает быть подобными этому человеку? Клянусь Аллахом, этот человек – Сейид (господин)». Ахнаф сказал: «В дальнейшем я не переставал слышать от людей такие слова: "Клянусь Аллахом, этот человек – Сейид"».
Также передаётся, что однажды Умар ибн Аль-Хаттаб упомянул племя Бану Тамим и осуждал их. Тогда Ахнаф ибн Кайс встал и сказал: «О повелитель правоверных, разрешите мне тоже сказать». Далее он продолжил: «Поистине, вы упомянули всё племя Бану Тамим с неодобрением, однако они тоже люди, среди которых имеются хорошие и плохие». Умар ответил на это: «Ты сказал правду. И поведал нам прекрасные слова».
Затем встал человек, который проявлял неприязнь к Ахнафу, и сказал: «О повелитель правоверных, разрешите мне тоже сказать». Умар сказал ему: «Сядьте, поистине вас избавил от этого ваш господин Ахнаф».
Ахнаф ибн Кайс и Муавия ибн Абу Суфьян
Язид ибн Муавия рассказал: «Однажды мой отец отправил за Ахнафом ибн Кайсом. Когда он пришёл, отец спросил его: "О Абу Бахр, что вы можете сказать о детях?"
Ахнаф ответил: "О Повелитель правоверных, они – благодатные плоды наших сердец и опора для наших спин. А мы для них –смиренная земля и распростертое небо. Благодаря им мы добиваемся успеха во всяком важном деле. Поэтому, если они просят чего-то, дайте им, если они разгневаны, угождайте им. Не давите на них, а то вы можете им надоесть, они пожелают вашей смерти и будут ненавидеть ваше присутствие".
Тогда Муавия ибн Абу Суфьян сказал: "Как же ты хорошо сказал, о Ахнаф. В тот момент, когда ты зашел ко мне, я был полон гнева на Язида и недоволен им"».
После таких слов Ахнафа Муавия стал доволен Язидом. Когда он вышел, Муавия отправил Язиду двести тысяч дирхемов и двести костюмов. А Язид, в свою очередь, отправил Ахнафу сто тысяч дирхемов и сто костюмов – половину того, что ему отправил отец.
Праведность Ахнафа ибн Кайса
Большинство своих желательных намазов Ахнаф ибн Кайс совершал ночью. Он часто ставил светильник рядом с собой, прикладывал палец к нему и спрашивал себя: «О Ахнаф, что тебя заставило совершить то-то и то-то в такой-то день?»
Однажды Ахнафу ибн Кайсу сказали, что он очень стар и потому соблюдение поста может его ослабить. На это он ответил: «Я готовлюсь к долгому пути. Однозначно, легче терпеть неудобства, выполняя предписания Всевышнего Аллаха, чем терпеть мучения от Его наказания».
Ахнаф ибн Кайс часто обращался к всевышнему Аллаха с такой мольбой: «О Аллах, если ты простишь мои грехи, Ты поистине можешь сделать это. А если Ты меня накажешь, то я заслуживаю этого».
Однажды Ахнаф поднялся на крышу своего дома, случайно заглянул во двор соседа и воскликнул: «Какую же мерзость я совершил! Я зашёл к своему соседу, не попросив у него разрешения. Лучше бы ты вообще никогда не поднимался на крышу этого дома!»
Храбрость Ахнафа ибн Кайса
Всем была известна храбрость Ахнафа ибн Кайса. Передаётся, что Умар ибн Аль-Хаттаб отправил его к Хорасану во главе мусульманского войска. Вражеское войско напало на них ночью, разделившись на четыре группы.
Они наступали с боем барабанов и сильно напугали мусульман. Первым человеком, который взял свой меч, сел на коня и отправился в сторону врага, был Ахнаф ибн Кайс. Он первым делом направился прямо на того человека, который бил в барабаны, и убил его.
Когда воины противника перестали слышать бой барабанов, они отступили и были разгромлены. Затем он напал на другой отряд и сделал с ним то же самое. Такая же участь постигла остальные два отряда.
Вначале он действовал сам, но потом подтянулись и остальные воины и разгромили врага. Так воины Ахнафа преследовали убегающих солдат противника до самого города, а затем взяли и город.
Благой нрав Ахнафа ибн Кайса
Ахнаф ибн Кайс славился своей кротостью и добротой. Благодаря его доброте племя Бану Тамим прожило сорок лет в мире и согласии.
Также передаётся, что однажды некий человек поспорил с Ахнафом ибн Кайсом и сказал: «Если ты скажешь одно слово, то услышишь в ответ десять». Ахнаф ответил на это: «Однако если ты скажешь даже десять слов, услышишь в ответ лишь одно слово…».
Хишам ибн Укба рассказал, что он стал свидетелем того, как Ахнаф ибн Кайс пришёл к одному племени, чтобы решить с ними вопрос выкупа за убийство. Он спросил, готовы ли они принять его в качестве судьи. Ему ответили: «Мы согласны, но требуем двойного дията (выкупа)».
Ахнаф сказал: «Да будет так». А когда они успокоились, добавил: «Я дам вам то, что вы просите. Но вы послушайте, поистине, Всевышний Аллах присудил только один дият, также Пророк ﷺ присудил только один дият, также у арабов сложилось, что они дают и берут только один дият.
Однако именно сегодня вы выдвигаете требования и требуете двойной дият. Но я боюсь, что вы завтра окажетесь в другом положении, и тогда у вас люди потребуют, подобно тому, как вы поступили сегодня, двойной дият». Тогда они отказались от двойного дията и потребовали только то, что положено.
Ахнаф ибн Кайс говорил: «Если человека унизят в следующих восьми случаях, пусть он винит в этом только себя:
- если человек пришёл на обед без приглашения;
- если человек устроил заговор против хозяина дома, живя в его доме;
- если человек просит одолжения у своих врагов;
- если человек надеется на добро от скупого человека;
- если человек обращается к тем, кто его не слушает;
- если человек сидит на собрании, которое его не достойно;
- если человек вмешивается в разговор двух людей, когда они об этом его не просят;
- если человек фамильярно обращается к правителю».
Умер Ахнаф ибн Кайс в 67 году по хиджре в городе Куффа во время правления Мус’аба ибн Зубайра. Мус’аб, который участвовал в его похоронах, сказал о нем: «Сегодня ушёл в мир иной великий человек и блестящий мыслитель».
Муслим Абдулаев