«Учёные наследники пророков» – гласит хадис Пророка ﷺ. Изучая историю этих наследников, мы видим, как они отдали всю свою жизнь ради религии Ислам. Читая их биографии, получаешь такой заряд энергии, что не описать словами.
В этой статье мы навестим учёного, чьи труды читают во всём исламском мире, в том числе у нас в Дагестане. Это учёный маликитского мазхаба, последователь халватийского тариката, известный по прозвищу Ахмад Ад-Дардир.
Его полное имя Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Хамид аль-Адави аль-Малики аль-Азхари аль-Халвати, также он известен как Дардир. Это прозвище он унаследовал от своего отца и деда, так как они тоже славились под этим именем. А происхождение этого прозвища весьма интересно и удивительно.
Оказывается, в ночь рождения дедушки Ахмада в их село переселилось племя арабов. Какое интересное совпадение, не так ли? И среди них был почитаемый учёный факих, которого все называли «Дардир». В связи с этим событием новорождённого решили назвать в честь этого учёного Дардиром. Ну а после, по истечении времени, под прозвищем «Дардир» прославилось всё его семейство.
Родился Ахмад Дардир в деревне Бану 'Ади аль Курайши, вблизи города Асьюта в Египте, в 1127 году по хиджре. Его родословная восходит к Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах). Он выучил наизусть Коран тщательным образом. Возлюбил изучение разных религиозных наук, после чего подался в институт Аль-Азхар, где посещал уроки различных учёных.
Единственный в своём роде среди учёных той эпохи, он был знатоком как рациональных наук, так и священного Корана и Сунны пророка Мухаммада ﷺ. Он стал предводителем учёных мужей Ислама и большой благодатью для людей.
Говор его был красив, выразителен и чёток. Он отличался удивительной натурой – будто ранние созревшие плоды и распускающиеся цветы. Это всё указывает на то, что он был одним из наиболее почитаемых людей.
Его отец Мухаммад также был великим учёным, суфием и благородным человеком. Он скончался, когда Ахмаду было примерно десять лет.
Ахмад рассказывает историю о своём отце: однажды жена вошла к нему в комнату и, увидев яркие, зажжённые огни над ним, стала расспрашивать о них. Он ответил, что это свет (нур) чтения салавата Пророку ﷺ. Также шейх Ахмад рассказывает, что они жили в стеснённых условиях и в бедности.
Однажды перед ними поставили посуду, в которой находилось немного пищи. Тогда его отец прочитал над ней суру «Аль-Курайш». Благодаря этому пища приобрела большую благодать, и ею насытилось большое количество людей.
После этого сам Ахмад Дардир сказал: «Я по примеру отца читал эту суру над запертыми дверями, и они отпирались без ключей и каких-либо усилий. За это меня ещё в детстве прозвали "отпирающим замки без ключей"».
Ахмад Дардир отличался чистотой души, воспитанием и благородным нравом, всегда повелевал творить благое и остерегал от порицаемого. Всегда вёл речь только об истине.
Когда он начинал рассказывать об Аллахе, его не останавливали ни упрёки людей, ни их недовольство. Его белоснежные руки всегда спешили к благому деянию.
Наставники Ахмад Ад-Дардира
Как говорилось выше, он поступил в университет Аль-Азхар и посещал уроки больших алимов. Среди них можно выделить следующих:
1. Шейх Мухаммад Ад-Дакри;
Это был первый человек, чьи уроки посещал Ахмад.
2. Ахмад Сабаг;
У него Ахмад Дардир обучался хадисоведению.
3. Шейх Шамсуддин Хифни;
Ахмад Дардир вступил в тарикат аль-халвати под его опекой. Он скончался в 1178 году, и Ахмад стал одним из его наместников.
Обладая сохранностью от прегрешений, аскетизмом и религиозностью, Ахмад Дардир ещё при жизни своего шейха выдавал различные фетвы.
4. Али бин Ахмад ас-Са'иди аль-Адави аль-Малики;
У него Ахмад Дардир обучался юриспруденции.
Ахмад Дардир усердствовал в изучении религиозных наук, пока не стал выдающимся учёным. Также он посещал занятия шейхов Аль-Маляви, аль-Джавгари и многих других, но всё-таки в основном он опирался на двух шейхов: Аль-хафни, обучившего его халватийскому тарикату, и Ас-Са'иди, у которого он брал уроки юриспруденции.
Когда его учитель шейх Али скончался, имам Дардир был назначен имамом маликитских учёных и муфтием над вакфом. Также он был шейхом Египта в делах мирских и духовных.
Труды Ахмада Дардира:
1. «Шарх Мухтасар Халил»,
2. «Матну фи фикх аль-мухазаб»,
3. «Рисалат фи муташабихат Аль-Куран»,
4. «Назму харидат аль-бахият»,
5. «Тухфат аль-ихван фи адаб ахль аль-‘ирфан» (о суфизме),
6. «Шарх ‘аля вирд Аль-Азкар» (шарх к вирду, написанному Карим ад-Дином аль-Халвати),
7. «Мукадимат ан-назми ат-тавхиди»,
8. «Рисалят фи ма‘ани ва-ль-баян» (о науке красноречия),
9. «Рисалят фи тарики хафси»,
10. «Рисалят фи мавлид аш-шариф»,
11. «Рисалят фи шарх кавл аль-вафаия»,
12. «Шарх рисалят фи тавхиди мин калями Дамардаш»,
13. «Шарх адаб аль-бахси»,
14. «Саляту саййиди Ахмад Аль-Бадави»,
15. «Шарх Аш-Шамаиль»,
16. «Альмаврид аль-барик фи ас-саляти ‘аля афзал аль-халяик» (брошюра о почтенных салаватах),
17. «Таваджу аль-асна би-назм аль-асмаъ аль-хусна»,
18. «Сборник, в котором он собрал биографии своих шейхов».
Помимо этого, у него имеется большое количество других сочинений и трудов.
В конце своей жизни шейх Абу Аль-Баракат Ахмад Дардир внезапно заболел и был прикован к постели. Эта болезнь и послужила причиной его смерти. Досточтимый шейх покинул этот мир 6 числа месяца Раби уль-Авваль в 1201 году.
Заупокойный намаз по нему совершили в Аль-Азхаре, в почётном месте в присутствии большого количества людей. Его похоронили в завияте, по соседству с могилой Саййида Яхьйи бин ‘Акба.
По материалам книг:
1. «Хулият Аль-башар фи тарихи аль- карни ас-сани аль-‘ашар» (Абдурразак Димашки);
2. «Хашия Шархи харидат аль-бахия» (Ахмад Ас-Сави);
3. «Тариху ‘ажаиб аль-асар фи ат-тараджими ва-ль-ахбар» (Абдурахман бин Хасан аль-Джабрати).
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Подготовили Насир Сулейманов и Магомед Амиров