Прекрасные качества Пророка ﷺ – Аманат

6 Ноябрь 2020
7390

Аманат – верность данному слову – является признаком богобоязненности человека. Это качество очень важно для того, чтобы в обществе развивались нормальные взаимоотношения, не испорченные обманом, фальшью, вероломством и предательством.

Аманат не ограничивается лишь одним смысловым значением, а имеет богатую терминологическую трактовку. Аманат – это выполнение обещания, исполнение договоров, преданность дружбе и признательность.

Имея такой широкий спектр смысловых значений, а вместе с этим неся в себе значение «добродетель», это качество не могло обойти стороной религию Ислам, которая, несомненно, концентрирует в себе все благородные качества.

Пророк Мух'аммад (мир ему и благословение Аллаhа), который обладал всеми похвальными качествами и самым благородным нравом, обладал и этим высоким качеством.

Ещё до ниспослания пророческой миссии, во времена джахилии он был известен верностью данному слову и даже получил прозвище Ас-Садик Аль-Амин (Правдивый и Верный).

Из-за неколебимой честности Мух'аммада (мир ему и благословение Аллаhа) курайшиты безмерно доверяли ему и оставляли у него на хранение свои самые ценные вещи. Даже находясь во вражеских отношениях с Мух'аммадом (мир ему и благословение Аллаhа), его противники не нашли в Мекке другого человека, на которого могли бы положиться, чтобы оставить свои вещи на хранение.

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) уходил из Мекки в Медину, он поручил своему двоюродному брату ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллаh) вернуть владельцам оставленное у него на хранение имущество мекканцев.

От ‘Абдуррахмана ибн ‘Увайма ибн Са‘ида (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

فَخَرَجَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَقَامَ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ثَلَاثَ لَيَالٍ وَأَيَّامَهَا؛ حَتَّى أَدَّى عَنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْوَدَائِعَ الَّتِي كَانَتْ عِنْدَهُ لِلنَّاسِ، حَتَّى إِذَا فَرَغَ مِنْهَا لَحِقَ بِرَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Затем Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) вышел из Мекки, а ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллаh) остался в Мекке ещё на трое суток, пока не вернул хозяевам вещи, оставленные людьми на хранение у Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего). Закончив это дело, он отправился вслед за Посланником Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего)». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-кубра», 12698)

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), оставив ‘Али на трое суток в Мекке, вернул оставленные на хранение вещи людям, которые враждовали с ним и пытались его убить. Точно так же Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) вернул ключи от Каабы ‘Усману ибн Тальхе, у которого взял их в день взятия Мекки.

От Ибн Джурайджа (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

نَزَلَتْ فِي عُثْمَانَ بْنِ طَلْحَةَ، قَبَضَ مِنْهُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِفْتَاحُ الكعبة فدخل في الْبَيْتَ يَوْمَ الْفَتْحِ، فَخَرَجَ وَهُوَ يَتْلُو هَذِهِ الْآيَةَ إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الْأَماناتِ إِلى أَهْلِها الآية، فَدَعَا عُثْمَانَ إِلَيْهِ فَدَفَعَ إِلَيْهِ الْمِفْتَاحَ

«Этот аят (58 аят суры Ан-Ниса) был ниспослан по поводу Усмана ибн Тальхи. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) в день завоевания Мекки забрал у него ключи от Каабы, а затем зашёл туда. Когда же он выходил из Каабы, он читал этот аят:

إِنَّ اللهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَي أَهْلِهَا

(смысл): "Поистине, Аллаh повелевает вам (о те, кто уверовал) возвращать доверенное имущество его владельцам". (сура Ан-Ниса: 58) Затем он позвал Усмана ибн Абу Тальху и вернул ему ключи». (Ибн Джарир)

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) всегда показывал пример того, как хранить верность данному слову, а также призывал к этому своих последователей и побуждал их возвращать владельцу то, что было доверено или дано на хранение, и всегда быть верными данному слову.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh) передаётся, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَدِّ الْأَمَانَةَ إِلَى مَنِ ائْتَمَنَكَ، وَلَا تَخُنْ مَنْ خَانَكَ

«Верни доверенное (аманат) тому, кто тебе доверил его, и не поступай вероломно в отношении того, кто поступил с тобой вероломно». (Имам Ахмад, 15424; Абу Дауд, 3535; Тирмизи, 1264)

Аманат является обязательным для каждого благонравного мусульманина качеством, ведь отсутствие аманата считается одним из верных признаков лицемерия.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллаh) передаётся, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا : إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а в том, кому присуще одно из них, будет присутствовать признак лицемерия, пока он не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда договаривается; и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». (Бухари, 34; Муслим, 58)

Если люди не будут хранить верность данному слову и потеряют доверие друг к другу, это возымеет пагубное влияние на всё общество. Это также является одним из признаков приближения конца Света.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِذَا ضُيِّعَتِ الأَمَانَةُ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ قَالَ: كَيْفَ إِضَاعَتُهَا يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: إِذَا أُسْنِدَ الأَمْرُ إِلَى غَيْرِ أَهْلِهِ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ

«Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Когда будет нарушен аманат, ожидайте конца Света". Его спросили: "А как будет нарушен аманат?". Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: "Когда дела будут возложены на тех, кто не достоин (неспособен), ожидайте конца света"». (Имам Ахмад, 7829; Бухари, 6496; Ибн Хиббан, 104)

В последнее время аманат, к великому сожалению, стал редким явлением даже среди мусульман. Если во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и праведных предшественников отсутствие аманата у верующего вызывало удивление и порицание, то в наше время наличие этого качества у человека вызывает изумление у людей, а иногда может даже вызвать осуждение и порицание окружающих.

Для современных мусульман аманат потерял свой статус и для многих является лишь пустой формальностью, поэтому нашему обществу постоянно приходится сталкиваться с обманом, фальшью, вероломством и предательством.

Если наличие аманата – показатель веры мусульманина, то его отсутствие – признак её падения. Не зря Пророк Мух'аммад (мир ему и благословение Аллаhа), перечисляя признаки лицемера, упомянул и нарушение данного слова.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.