Образцовый визирь Низам аль-Мульк

9 Январь 2021
17887

Вы не найдёте его имя среди 100 великих людей в истории Ислама по версии известного писателя Джихада Турбани, но это вовсе не значит, что визирь Хасан ибн Али, больше известный как Низам аль-Мульк, не был великой личностью в исламской истории. Более того, Низам аль-Мульк не только изменил ход истории, он её собственноручно творил.

Он вошёл в историю как эталон государственного деятеля, визиря, чиновника. Низам аль-Мульк был теологом на государственной службе, он сочетал служение Господу со служением своему Отечеству. Низам аль-Мульк бескомпромиссно боролся против коварной и деструктивной секты батинитов, от рук которых в конечном счёте и погиб.

От бедности до визиря

Низам аль-Мульк появился на свет в начале XI века в одном из селений Туса (нынешнего Ирана) (для справки: оттуда же родом знаменитый имам аль-Газали). Ещё младенцем он потерял свою мать, и его отец вынужден был искать ему кормилицу.

Отец Низама аль-Мулька был малоимущим человеком и не был в состоянии оплатить даже услуги кормилицы. Но, к счастью, мир не без добрых людей, находились кормилицы, которые вскармливали будущего визиря совершенно безвозмездно.

Несмотря на все лишения и тяготы, отец Низама аль-Мулька верил в светлое будущее своего сына и отдал его в медресе, где он стал хафизом Корана, а также углублённо изучал исламское право, корановедение, хадисоведение, арабский язык и математику.

Особенно увлечённо Низам аль-Мульк занимался хадисами Пророка , их поиском и исследованием. Для этого он побывал в Ираке, Хорасане, Эсфахане, Нишапуре и других местностях.

Среди учителей Низама аль-Мулька был один из видных классиков суфизма имам аль-Кушайри, что оставило заметный след в его дальнейшей жизни. Кроме богословия, Низам аль-Мульк хотел пойти по стопам своего отца и устроиться на госслужбу. Он обладал всеми необходимыми навыками для этого.

Низама аль-Мулька приняли в одно из госучреждений в Афганистане, где он познакомился с сельджуками и перешёл на службу к ним. Вначале он стал помощником визиря сельджуков, а затем и личным писарем эмира Альп-Арслана. Карьерные устремления, пытливый ум и наработанный годами опыт привели Низама аль-Мулька к высокой должности – его назначили визирем Сельджукского государства.

30 лет в должности визиря

Низам аль-Мульк был визирем при двух самых могущественных сельджукских султанах – Альп-Арслане и Маликшахе. Благодаря своим административным и управленческим способностям Низаму аль-Мульку удалось поднять престиж государства сельджуков, успешно вести как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Султаны доверяли ему, как самим себе, и наделили практически неограниченной властью. Стабильность в государстве во многом была достигнута благодаря справедливости, к которой без устали призывал Низам аль-Мульк.

Он делал всё возможное, чтобы устранить в обществе такие негативные явления, как произвол, гнёт, насилие, причём на разных уровнях. Каждые два-три года он сменял глав регионов, а на должности назначал лишь честных, богобоязненных доверенных лиц.

У Низама аль-Мулька хорошо работала внутренняя разведка. Его люди были почти повсюду и докладывали обо всём, что происходило в государстве. Таким образом, Низам аль-Мульк, контролируя всё и вся, мог оперативно реагировать на происходящее в государстве.

Низам аль-Мульк придавал особое значение социальным учреждениям. При нём была расширена мечеть аль-Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине. Также было построено множество мечетей и другие социально значимые объекты. Именно благодаря реформаторству, преобразованиям, преданности государству и политической выдержке Низам аль-Мульк бессменно занимал должность визиря в течение 30 лет.

Сеть медресе Низамия

Низам аль-Мульк вписал своё имя в славную историю Ислама не только политическими реформами, но и созданием сети медресе университетского типа Низамия. Медресе функционировали и до него, но они не были структурированы и централизованы, их не связывала между собой единая образовательная программа. В этом и заключалась главная особенность медресе Низамия.

Медресе были открыты в таких крупных городах исламского мира, как Багдад, Балх, Нишапур, Герат, Эсфахан, Басра, Мерв, Амоль, Эльбурс, Мосул и др. Самый крупный из них, головной располагался в Багдаде, там обучалось до трёх тысяч студентов.

Низам аль-Мульк тщательно подходил к выбору педагогов, он лично проводил с ними собеседование и экзаменовал. В медресе Низамия читали лекции самые видные богословы того времени: имам аль-Джувейни, Абу Хамид аль-Газали, Абу Исхак Ширази и другие.

Достаточно сказать, что знаменитый историк Ибн 'Асакир, автор более чем 70-томной книги «История Дамаска», посещал лекции в медресе Низамия. Дагестанцам будет любопытно узнать, что медресе Низамия были открыты и в Дагестане. Единственным сохранившимся до наших дней учреждением такого типа является медресе в селе Цахур, датируемое XI веком постройки.

Коварная рука батинитов и гибель Низама аль-Мулька

Вышеупомянутая секта батинитов представляла серьёзную угрозу для сельджукского государства и Исламу в целом. В западной литературе батиниты известны под другим, более изощрённым названием – ассасины, что в переводе означает убийцы.

Именно заказные убийства политических и религиозных деятелей были основным профилем батинитов. Низам аль-Мульк своими решительными действиями «перекрывал им кислород», что ещё больше озлобило их по отношению к нему. Батиниты вынашивали планы покушения, но не могли подобраться к нему близко.

Они выжидали подходящего момента и, к сожалению, дождались его. В месяце Рамадан 1092 г. Низам аль-Мульк вместе с султаном Маликшахом направлялись из Исфахана в Багдад. По дороге они остановились вблизи города Нахаванда для ифтара. Вдруг к ним подошёл юноша и попросил о помощи. Ничего не подозревающий и внимательный к людям Низам аль-Мульк подозвал его поближе и протянул ему руку. В этот момент юноша нанёс удар кинжалом и смертельно ранил Низама аль-Мулька. Перед смертью Низам аль-Мульк успел сказать: «Не убивайте его, воистину, я простил его», произнёс шахаду и умёр. Тело Низама аль-Мулька было перевезено в Исфахан и там похоронено.

Низам аль-Мульк прожил около 80 лет и провёл их более чем достойно. Благородные цели и здоровые амбиции сделали его вторым человеком в огромном сельджукском государстве. Он был одним из сильнейших политиков своего времени, но политиком, заботящимся о своей религии и народе. Он жил достойно и достойно погиб.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мурад Гайдарбеков

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.