Великие сельджуки. Султан Мелик-шах

5 Февраль 2022
9030

Выдающийся полководец, один из сильнейших сельджукских султанов, в период правления которого Сельджукское государство достигло наивысшего могущества, Абу Аль-Фатх Джалал Ад-Давля Мелик-шах ибн Альп-Арслан Мухаммад ибн Джугрибек Ас-Сельджуки родился в 1055 году (6 Джумада аль-Уля 447 года по хиджре).

В 465 году в битве за Самарканд султан Альп-Арслан был тяжело ранен. После завершения сражения, перед своей смертью он повелел всем своим командирам повторно дать присягу его сыну Мелик-шаху. Он также назначил опекуном Мелик-шаха своего визиря Низама аль-Мулька и попросил всех проявить к ним обоим уважение и подчиниться их приказам.

Альп-Арслан готовил своего сына Мелик-шаха к престолу точно так же, как его самого готовил султан Тогрулбек. В этом деле Альп-Арслану всячески помогал его визирь Низам аль-Мульк. Альп-Арслан не ограничился теоретической подготовкой сына, а давал ему и практические уроки. Для этого он всегда брал Мелик-шаха с собой на войны и в походы.

Таким образом, Мелик-шах научился военному делу, тактике ведения боя и военным хитростям. Также для того, чтобы он на практике научился основам правления и ведению государственных дел, Альп-Арслан назначил его наместником одной из областей Сельджукской империи.

Согласно завещанию султана Альп-Арслана, в 465 году по хиджре после его смерти собрались все командиры и государственные деятели, чтобы официально дать присягу Мелик-шаху. На тот момент ему было всего лишь 17 лет.

Когда визирь Низам аль-Мульк дал слово Мелик-шаху, он начал своё обращение к собравшимся со следующих слов: «Тот из вас, кто старше меня – мой отец, тот, кто мне ровесник – мой брат, а тот, кто младше меня – мой сын…» Таким образом, в 465 году по хиджре Мелик-шах после своего отца стал правителем Сельджукского государства.

Все исторические источники единодушно согласны с тем, что Низам аль-Мульк сыграл важную роль в назначении на престол нового султана, так же, как он принимал большое участие в закладывании основ Сельджукского государства, в его идейных и идеологических победах над батинитами и философами.

Это всё было достигнуто благодаря тому, что он поддержал учёных Ахлю Сунны и открыл по всей территории Сельджукского государства многочисленные медресе Низамия. Всё это имело большое значение для сохранения методологии Ахлю Сунны и уничтожения идеологии батинитов.

Во время своего правления султан Мелик-шах продемонстрировал такие превосходные способности в военном деле и в социально-экономическом управлении государством, что некоторые историки посчитали его настоящим основателем обширной Сельджукской империи.

Вне зависимости от того, кого из трёх – Тогрулбека, Альп-Арслана или Мелик-шаха – считать основателем Сельджукского государства, они все заложили столпы этого государства. А Мелик-шах так расширил его, что его упоминали имамы в пятничной хутбе от границ Китая до края Шама.

Мелик-шах лично объезжал все области своего государства, чтобы на месте оценить положение народа и справиться о нуждах подданных. Он построил на всех дорогах сторожевые посты и обеспечил безопасность передвижения от границ Китая до берегов Средиземного моря и от Грузии – до Йемена на Юге. Такое положение дел очень облегчало ему обеспечение мира и порядка в стране.

Во времена правления Мелик-шаха в стране был строгий порядок, а дороги были безопасными. Несмотря на свой статус и величие, Мелик-шах вставал, когда к нему приходил нищий, женщина или больной человек, и удовлетворял их просьбу. Он построил огромные здания, мосты, снизил налоги и подати, вырыл большие каналы, построил в Багдаде медресе Абу Ханифы и Мечеть Султана.

Мелик-шах отличался прекрасными манерами и нравом и прославился своими благими делами. Однажды некий крестьянин пришёл к нему и сообщил, что его слуги забрали у него груз арбузов. Мелик-шах сказал ему: «Я сегодня же верну твой груз», а потом обратился к своей свите со словами: «Я хочу, чтобы вы принесли сюда эти арбузы!» Они обыскивали дворец, пока не нашли арбузы в шатре привратника.

Мелик-шах вызвал к себе привратника и спросил у него: «Откуда у тебя эти арбузы?». Он ответил, что их принесли слуги. Мелик-шах приказал ему немедленно доставить их к нему, но привратник пошёл к ним и помог тем сбежать. Тогда Мелик-шах отправил людей за привратником, и те доставили его к нему. Он вернул крестьянину его груз, а также отдал ему привратника. Крестьянин вышел из дворца со своим грузом и привратником, которому пришлось выкупить себя у него за 300 динаров.

Когда Мелик-шах пошёл войной против своего брата Текеша, который восстал против него, он проходил рядом с Тусом и посетил там могилу ‘Али ибн Муса Ар-Риза. Вместе с ним был и визирь Низам аль-Мульк.

Выйдя с зиярата, Мелик-шах спросил его: «Какое дуа ты сделал?» Низам аль-Мульк сказал, что он просил для Мелик-шаха о победе над его братом. Мелик-шах ответил на это, что он сказал в своём дуа: «О Аллах, если мой брат будет лучше для мусульман, дай ему победу, а если я буду лучше для них, дай мне победу над ним».

Однажды два крестьянина пожаловались Мелик-шаху на амира Хумартекина. Они сказали, что он забрал у них много имущества и сломал обоим по два передних зуба: «Мы слышали о твоей справедливости, если ты не защитишь нас от него, мы будем просить помощи у Аллаха против тебя в Судный день». Мелик-шах ответил им: «Возьмите меня за рукав и ведите меня к Низаму аль-мульку».

Они побоялись сделать это и Мелик-шах пригрозил им. Тогда они сделали то, что им было велено. Когда Низам аль-Мульк узнал, что к нему идёт султан, он вышел из своего шатра и встретил его. Султан сказал ему: «Я наделил тебя властью, чтобы ты справедливо поступал со всеми и защищал притеснённого от притеснителя».

После этого Низам аль-Мульк немедленно отдал приказ вернуть этим двоим их имущество, сместить с должности Хумартекина и вырвать у него два передних зуба, если свидетели подтвердят, что он сломал им зубы. Также султан распорядился выделить пострадавшим крестьянам 100 динаров из его личных средств.

Однажды, когда Мелик-шах решил отменить некоторые налоги, один из сборщиков подати сказал: «О султан! В казне будет недостача более шестисот тысячи динаров». На это султан ответил: «Горе тебе! Поистине, все богатства принадлежат Аллаху, а народ является Его рабами, и города принадлежат Ему, поэтому для меня эти средства остаются у Аллаха. А тому, кто станет оспаривать это решение, я снесу голову!»

В 480 году по хиджре аббасидский халиф Аль-Муктади би-Лляһ женился на дочери Мелик-шаха. Выдав свою дочь за аббасидского халифа, Мелик-шах думал, что в будущем один из сыновей его дочери станет аббасидским халифом. С таким же намерением он выдал другую свою дочь за халифа Аль-Мустазхира, но ни одному из его внуков не удалось стать правителем аббасидов.

Более того, в 482 году по хиджре отношения между Мелик-шахом и халифом Аль-Муктади испортились. Это было связано с недоразумением, возникшим между халифом и его женой Хатун, дочерью султана Мелик-шаха. Это разногласие постепенно развивалось и получило огласку, когда Хатун рассказала об этом своему отцу и пожаловалась ему на то, что Аль-Муктади отвернулся от неё. После этого Мелик-шах в срочном порядке отправил к халифу людей с требованием вернуть его дочь, и они вместе с её сыном Джафаром ибн Аль-Муктади и с подобающем уровню дочери султана сопровождением доставили её в Исфахан. После возвращения в Исфахан Хатун поселилась во дворце отца и умерла в том же году.

С этого момента Мелик-шах начал строить планы мести халифу и ждал удобного случая. В 484 году по хиджре султан Мелик-шах прибыл в Багдад и поселился в своём дворце, расположенном рядом с дворцом халифа Аль-Муктади, который к тому времени уже потерял своё влияние – у него остался только титул халифа, а его приказы за пределами дворца не исполнялись.

Затем Мелик-шах потребовал от Аль-Муктади назначить наследником престола его внука Джафара вместо своего старшего сына Аль-Мустазхира, которому уже была дана присяга на престолонаследие после Аль-Муктади. Но халифу как-то удалось уклониться от этого требования.

Однако Мелик-шах был решителен в своих намерениях и не собирался так просто отстать от халифа. В 485 году по хиджре он отправил к халифу гонцов с требованием, чтобы тот оставил Багдад ему и переселился в любой другой город.

Халиф был поставлен в безвыходное положение, и он попросил султана дать ему месяц отсрочки, но Мелик-шах был непреклонен и сказал, что не даст ему даже часа. Затем халиф связался с визирем Мелик-шаха Таджем аль-Мульком, который смог уговорить султана дать ему отсрочку в десять дней, чтобы он смог уладить все свои дела в Багдаде и спокойно уехать в Басру или в любой другой город.

Такого унижения и позора Аль-Муктади в своей жизни ранее не испытывал, а хуже того было то, что он не имел никакого шанса спастись от Мелик-шаха. Поэтому он решил прибегнуть к помощи своего Господа. Он денно и нощно обращался к Всевышнему с мольбами о своём спасении и о выходе из этой тупиковой ситуации.

Помимо этого, Аль-Муктади бодрствовал все ночи, проводя их в поклонении, а днём соблюдал пост. В то время, когда халиф смиренно и покорно просил Всевышнего о спасении, султан Мелик-шах, отправившийся на охоту, вернулся больным и вскоре умер.

Это случилось до окончания отсрочки, которую он дал халифу, и люди посчитали это караматом (чудом) халифа Аль-Муктади. Таким образом, он спасся от позора, который казался ему неминуемым. Тем не менее, положение халифа было таким шатким, что ему не позавидовал бы даже враг.

Наибольшего военно-политического могущества Великая Сельджукская империя достигла при султане Мелик-шахе. После его смерти завершился золотой век Сельджукского государства. Оно было охвачено междоусобными войнами, в результате которых султанский престол переходил от одного сына Мелик-шаха к другому.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.