Можно ли выдавать женщину замуж против её воли?

22 Август 2022
14636

Принуждение девушки выйти замуж с точки зрения Ислама

Если женщина является девственницей, её отец или дед по отцовской линии (в отсутствие отца) имеет право принудить её выйти замуж за того, кого он считает достойным для неё мужем. Однако для этого требуется исполнение трёх условий:

1. отсутствие явной вражды друг к другу между девушкой и её опекуном, а также между ней и тем, за кого её выдают;

2. возможность будущего мужа выплатить махр, который выплачивают таким девушкам, как она;

3. равное социальное положение жениха и невесты.

Равенство между девушкой и её будущим мужем должно заключаться в следующем:

в родословной;

Необходимо, чтобы достойную девушку выдавали за достойного её мужчину.

в работе;

Необходимо, чтобы его работа не была низкой (по статусу). Например, дворник, пастух или смотритель бани не является ровней дочери портного, портной не является ровней дочери торговца, а торговец не является ровней дочери алима или кадия. Однако благосостояние при этом не учитывается.

–  в целомудрии;

Например, фасик (грешник) не ровня целомудренной девушке.

в отсутствии недостатков, из-за которых разрешается расторгнуть брак;

в степени свободы.

Например, невольник не является ровней вольноотпущенной девушке, а вольноотпущенник не является ровней свободной девушке.

Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин ва ‘умдат аль-муфтин», пишет об этом следующее:

«Отец имеет право выдать замуж свою дочь-девушку без её согласия, но желательно (мустахабб) спросить у неё согласия. Однако отец имеет право выдать замуж свою дочь, которая уже побывала замужем (не является девушкой), только спросив у неё согласия… Дед (по линии отца) в этих вопросах подобен отцу, когда нет отца».

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами, комментируя эти слова имама Ан-Навави, в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее:

«Условия действительности никаха без согласия девушки: будущий муж должен быть ей ровней и в состоянии выплатить махр, который обычно выплачивают таким девушкам, как она, согласно мнению, на которое следует опираться (му‘тамад), как я разъяснил в своей книге "Шарх аль-иршад"; между девушкой и её будущим мужем не должно быть вражды; также между ней и её отцом не должно быть явной вражды, которая не остаётся скрытой для тех, кто живёт в их квартале».

Следует отметить, что даже при соответствии всем этим условиям опекуну (отцу и деду) желательно посоветоваться с девушкой насчёт её замужества и не принуждать её идти замуж за того, кого она не желает.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَا تُنْكَحُ الأَيِّمُ حَتَّى تُسْتَأْمَرَ، وَلَا تُنْكَحُ البِكْرُ حَتَّى تُسْتَأْذَنَ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَكَيْفَ إِذْنُهَا؟ قَالَ: أَنْ تَسْكُت

«Женщину, которая уже побывала замужем, не выдают замуж, не посоветовавшись с ней, а также не выдают замуж девушку, которая ещё не была замужем, не спросив её согласия». Тогда сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а как же мы узнаем о её согласии?» Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «По её молчанию». (Бухари, 5136; Муслим, 1419)

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

الْأَيِّمُ ‌أَحَقُّ ‌بِنَفْسِهَا ‌مِنْ ‌وَلِيِّهَا، وَالْبِكْرُ تُسْتَأْذَنُ فِي نَفْسِهَا، وَإِذْنُهَا صُمَاتُهَا

«Побывавшая замужем женщина имеет больше прав на саму себя, чем её опекун. А у девственницы (девушки, которая ещё не была замужем) следует спрашивать позволения выдать её замуж, её согласием считается молчание». (Муслим, 1421; Абу Давуд, 2098; Тирмизи, 1108)

Опираясь на слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) «Не выдают замуж девушку, которая ещё не была замужем, не спросив её согласия», некоторые учёные, в том числе Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах), сказали, что опекун (отец и дед) обязан спросить её согласия.

Имам Ан-Навави, комментируя это хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:

«Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) относительно девушки: "Не выдают замуж девушку, которая ещё не была замужем, не спросив её согласия", то относительно их смысла учёные разошлись в мнениях.

Имам Аш-Шафи‘и, Ибн Аби Ляйля, имам Ахамад, Исхак и другие сказали, что нам велено спросить согласия девушки. В том случае, когда опекуном является отец или дед, желательно (рекомендуется) спросить её согласия.

Если он (отец или дед) выдал девушку замуж, не спросив её согласия на это, никах будет действительным, потому что его сострадание (отца и деда) к ней совершенное. Когда же опекуном выступает кто-то другой (не отец и не дед), то он обязан спросить у неё (девушки) согласие, и никах без этого недействителен».

Как было выше сказано, отец имеет право принудить, если исполнены все вышеупомянутые условия. Если не исполнены эти условия или хотя бы одно из них, отец, а также дед ни в коем случае не могут принудить девушку выйти замуж.

От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передаётся:

جَاءَتْ فَتَاةٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: إِنَّ أَبِي زَوَّجَنِي ابْنَ أَخِيهِ، لِيَرْفَعَ بِي خَسِيسَتَهُ، قَالَ: فَجَعَلَ الْأَمْرَ إِلَيْهَا، فَقَالَتْ: قَدْ أَجَزْتُ مَا صَنَعَ أَبِي، وَلَكِنْ أَرَدْتُ أَنْ تَعْلَمَ النِّسَاءُ أَنْ لَيْسَ إِلَى الْآبَاءِ مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ

«К Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) пришла некая девушка и сказала: "О Посланник Аллаха, мой отец выдал меня за замуж за сына своего брата, чтобы возвысить его в обществе". Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) предоставил ей право выбора. Она ответила: "В таком случае я принимаю то, что сделал отец по отношению ко мне, однако я хотела бы, чтобы другие женщины знали, что у отцов нет права голоса в этом деле"». (Имам Ахмад, 25043; Абу Давуд, 1874)

В итоге получается, что когда отец принуждает свою дочь выйти замуж за молодого человека, которого он выбрал для неё мужем, он делает это, проявляя к ней сострадание, заботясь о её благе и о том, что принесёт её счастье. Таким образом, когда отец принуждает дочь выйти замуж при соответствии всем трём вышеупомянутым условиям, он защищает её от опасности и всего, что может ей навредить.

Хотя отец имеет такое право, Всевышний рекомендует ему не использовать это право и вместо принуждения вступить с дочерью в доверительный диалог и убедить её в целесообразности брака с тем, кого он выбрал для неё мужем.

Муслим Абдулаев

 

 

Смотрите также:

Семья в Исламе – путь к счастью в обоих мирах!

Семья как источник поддержки, любви и силы

Создание семьи: хороший супруг воспитывается с детства

Семья – это, прежде всего ответственность

Дуа, спасающее семьи

Обеспечение семьи – обязанность каждого мусульманина

Дуа для сохранения крепкой и счастливой семьи \ Видео

Четыре вещи, приводящие семью к краху

Как защитить свою семью от шайтана?

Причины возникновения семейных конфликтов

А вы создали семью?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.