Проблема сектантства в исламе

15 Февраль 2016
3639

Способность ислама, в отличие от иных монотеистических верований, сохранять свои первоначальные нравственные принципы и нормы в условиях информационного общества, творчески воспринимать его достижения, отвечать на вызовы времени во многом исходит от диалектической природы мусульманства.

Пожелания верующим радостей «мира этого и мира потустороннего», признание бытия «проявленного и не проявленного», принцип воздействия добром на зло, содержащиеся в Коране и Сунне, доказывают диалектический характер учения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Отсюда закономерным выступает наличие отдельных направлений в исламе (шиизм и суннизм), мазхабов (шафиитский, малакитский, ханбалитский, ханафитский).Также обоснованным и приводящим к конструктивным последствиям прогрессивного характера всего ислама необходимо признать генезис и развитие разных, иногда совершенно противоположных философских школ – фалсафа, калам, ашаризм, традиционализм и других. Именно диалектическая борьба противоположностей обеспечила формирование оптимальных решений проблемных явлений.

Также соответствует диалектике идея Посланника Всевышнего Мухаммада(мир ему и благословение Аллаха)о том, что умму (община мусульман) Всевышнего будут составлять семьдесят три фирка (партии), и только одна из них будет иметь истинно божественную природу. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моя умма разделится на семьдесят три фирки. Все, кроме одной, окажутся в Аду…». Сахабы спросили: «А какая фирка спасется?» Посланник Аллаха ответил: «Те, кто следует за мной и моими сахабами».(Мехмет Шеукет Эйги. Исламский протестантизм http://muslem.ru/исламский-протестантизм/) При этом мы не имеем оснований для того, чтобы принять точку зрения авторитетного российского исследователя А.Игнатенко, доказывающего, что понятие «фирка» означает секта. (Игнатенко Александр. Эпистемология исламского радикализма http://www.situation.ru/app/j_art_1129.htm)

По его мнению, на сегодняшний день существуют несколько десятков сект, среди которых можно было бы назвать усамизм (последователей Усамы бен Ладена), характеризующийся особым мнением относительно таких вопросов, как единобожие, такфир, валя’а-бара’а, джихад, истишхад.

Еще один пример – ваххабизм (усамизм может рассматриваться как его подсекта), который характеризуется особым мнением по таким вопросам, как единобожие и такфир. Еще – кутбизм (по имени Сайида Кутба), который отличается собственным мнением по вопросу о такфире (концепция джахилийи XX века) и джихаде. Особая секта – халифатисты, отвечающие особым мнением на вопрос о халифате (тут будут выделены как минимум две подсекты – капланисты, последователи Метина Каплана, и тахриристы, члены «Исламской партии освобождения».(Игнатенко Александр. Эпистемология исламского радикализма http://www.situation.ru/app/j_art_1129.htm)

Однако, если следовать логике одного из самых уважаемых исследователей проблем ислама, то все без исключения мусульмане представляют собой «сектантов». Дело в том, что представители всех без исключения направлений мусульманства, в том числе самых радикальных, ведущих вооруженную борьбу против цивилизации, признают себя единственно истинной фиркой ислама. Тем не менее, при этом никто из последователей двух направлений (сунниты – шииты) и четырех мазхабов (ханбалиты, шафииты, ханафиты и маликиты) не называет своих оппонентов понятием «сектант». Необходимо иметь в виду, что«Арабско-татарско-русский словарь»переводит понятие «фирка» как 1) «партия, группа, команда; 2) рел. Секта».(«Арабско-татарско-русский словарь» (Перевод с татарского). Казань: Издательство «Иман», 1993, том 2. – С. 630.)

Действительно, есть вариант перевода понятия «фирка» как секта, однако в общепринятом варианте «фирка» используется как «партия». Поэтому называть направления и мазхабы мусульманства сектами оснований нет. Тем более, что понятие «секта» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова объясняется так: «1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее». С этой точки зрения концепция А.Игнатенко совершенно верна, так как все перечисленные им группы, представители которых признают себя мусульман, являются сектантами, ибо выступают против традиционных, общепринятых канонов вероучения.

Наше критическое отношение к концепции А. Игнатенко, согласно которой «сектантство как естественный способ бытования ислама», основывается на методе использовании понятия «фирка». Учёный рассматривает арабское слово фирка как полностью соответствующее латинскому secta с его этимологией «отсекать, разделять» (от лат. sectare).Однако при этом ученый не обращает внимания на то, что секта выражает религиозную группу, противопоставляющей себе основной массе конфессии. Отсюда мы выдвигаем следующую концепцию. Секта в исламе выражает радикально настроенные социокультурные группы, у представителей которых произошла идеологическая трансформация – переход нравственного компонента ислама в исламизм, то есть в политический ислам. Отсюда определение деструктивно-экстремистских организаций типа «Хизб-ут-Тахрир-Ислами», «аль-Каида», социально-политической системы ДАИШ в качестве сект вполне обосновано. Все иные разности в исламе, то есть направления и мазхабы определяться как секта не могут, для этого нет научных обоснований. Следует отметить, что уважаемый А.Игнатенко так и поступает – он не включает их в перечень сект.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.