Интервью с заместителем директора медицинского колледжа Мухаммадом-хаджи Дибировым

23 Июнь 2016
1464

Буквально за несколько лет медицинский колледж им. С. Башларова стал востребованным настолько, что поток желающих поступить растёт с каждым новым годом работы приёмной комиссии. Почему абитуриентов заинтересовал этот колледж, чем он отличается от других и какие у него плюсы, мы поймём из интервью с заместителем директора медицинского колледжа Мухаммадом-хаджиДибировым.

– Прежде чем начать разговор о колледже, хотелось спросить о том, какое место медицина занимает в Исламе, что сказано о ней?

- Наша религия уделяет большое внимание медицине. Во многих изречениях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержится призыв беречь своё здоровье, использовать для профилактики те или иные травы, лекарства. Чтобы полноценно поклоняться Всевышнему, у человека здоровье должно быть в порядке. В одном из хадисов сказано, что наука делится на два вида: наука, связанная с телом человека, то есть медицина; наука, связанная с религией человека, то есть религиозные науки. Учёные нашей уммы, в том числе имамы мазхабов, в частности, Имам Аш-Шафии имели глубокие познания в области медицины. Имам Аш-Шафии призывал мусульман углублённо изучать медицину.

Изучение медицины Ислам приравнивает к коллективной обязанности (фарз аль-кифая). Необходимо чтобы в том или ином населённом пункте находился врач мусульманин, который бы мог помочь больным мусульманам этой местности. Если в населённом пункте появляется болезнь, то кто-то должен заняться изучением этой болезни и её лечением. Если никто этим не займется, то грех ляжет на всех жителей этого населённого пункта. Поэтому джамаат местности должен выбрать человека и отправить его на учёбу.

– Вы сказали, что прежние мусульманские богословы изучали медицину, что были мусульманские учёные-медики. А есть какие-либо открытия, изобретения мусульманских ученых?

– Действительно, мусульманские медики внесли большой вклад в развитие медицины. К самым известным мусульманским врачевателям можно отнести Абу БакраАр-Рази, которого называли отцом исламской медицины или мусульманским Галеном. Это учёный, которым первым доказал возможность передачи болезней наследственным путем и отличил корь от оспы. До него все считали, что корь и оспа – одно и то же. Ещё одним известным мусульманским врачевателем является Ибн Нафис, первым описавший «малый круг кровообращения», который также называют «легочным кровообращением». Ибн Нафиса называют отцом циркулирующей физиологии, потому что именно он доказал, что с помощью сердца кровь проходит через капилляры. Его считают самым великим физиологом средних веков. Ибн Нафис жил после Ибн Сины, поэтому он написал комментарии к «Канонам врачебной науки», внёс в неё некоторые исправления, связанные с анатомией, физиологией человека. Другой учёный Ибн Хайсам написал первую книгу по офтальмологии, в которой он подробно изложил, как нужно лечить те или иные заболевания глаз, описал структуру глаза, как он видит. Таких учёных много,всех перечислить не возможно.

– А среди дагестанских мусульманских ученых были врачеватели?

– Из дагестанцев можно в первую очередь назвать СайфуллуКади Башларова (къ.с.), именем которого и назван наш колледж. Он обучался в Саратовской губернии, где было медицинское училище немецких врачей, там же и практиковал. Он даже побывал в Германии. У СайфуллыКади есть труды по медицине на арабском и на латинском языках. Книга на арабском довольно-таки большая, и в ней он описывает все заболевания с головы до ног и методы лечения этих заболеваний. В прежние времена в дагестанских медресе вместе с религиозными науками обучали также азам медицины. Изучая биографии прежних дагестанских ученых, мы узнаем, что каждый из них в той или иной степени изучал и медицину и практиковал ее.

– Наверняка эти ученые изучали и медицину Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Чем отличается медицина Пророка (мир ему и благословение Аллаха) от обычной медицины?

– Я не сторонник того, чтобы проводить границу между исламской медициной, или как её ещё называют, медициной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и светской медициной. Потому что с древних времен медицина развивается, и она призвана служить людям, лечить их, независимо от их религии или расы. Что касается пророческой медицины, то она основана в первую очередь на чтении аятов из Корана, дуа, переданных от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для лечения некоторых болезней. Основное место в ней занимает лечение травами. Есть множество книг, написанных мусульманскими учеными и которые так и называются «Медицина Пророка». Такая книга есть у Имама аз-Захаби, у Имама ас-Суюти. Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которых сказано о пользе каких-то трав, семян, масел, подтверждает современная наука и доказывает, что эти травы в действительности имеют лечебный эффект. Поэтому надо исламскую медицину и современную медицину использовать вместе.

– Некоторые считают, что в современной медицине чаще используются всякие химикаты, а исламская медицина основана на натуральных продуктах, поэтому предпочитают не пользоваться услугами современной медицины.

– Медицина Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в основном направлена на профилактику здоровья, чтобы человек, используя эти травы, масла, ведя правильный образ жизни, питаясь правильно, старался жить так, чтобы не болеть. Когда врачи назначают из народной или пророческой медицины какие-то травы, семена или масла, он обязан учитывать, на какой стадии находится болезнь пациента. Может быть так, что болезнь дошла до того, что травами вылечить её уже невозможно и необходимо прибегнуть к современной медицине.

–Из истории Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известен случай, когда он не принял лекаря, сказав, что мусульмане не едят досыта, поэтому и не болеют. Насколько достоверна эта история и как она объясняется?

– Да, был такой случай. Один из царей отправил лекаря в Медину в качестве подарка. Пока он находился несколько месяцев в Медине, к нему не обратился ни один больной. Тогда он пожаловался Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк сказал, что мусульмане приступают к трапезе только тогда, когда голод преобладает над ними, и когда едят, не наедаются досыта, поэтому они не нуждаются во врачах. И он отправил врача обратно.

Действительно, современные исследования доказывают, что переедание и сытость приводят к многим болезням. Особенно в наше время, когда на столах множество еды, и мы не умеем останавливаться вовремя. В Коране есть аят, в котором говорится (смысл): «Вы ешьте и пейте, но не будьте расточительны». (сура аль-А’раф, 31) Алимы говорят, что в половине этого аята содержится вся медицина, ибо если человек будет питаться правильно, он сохранит своё здоровье. Если же будет питаться чем попало и как попало, то заработает различные болезни.

– Мухаммад-хаджи, в Дагестане есть немало медицинских учебных заведений, вы открыли еще одно. Поэтому людей интересует, чем отличается ваше образовательное учреждение от других.

– Особенностью нашего колледжа является то, что мы вместе с медицинскими науками внесли в программу часть и основ религиозных наук. Сделано это было для того, чтобы воспитать медиков, высоких в духовно-нравственном отношении, чтобы они не только лечили, но и относились к больным и к работе в соответствии с высокими нравственными ценностями Ислама. Мы выпускаем младший и средний медперсонал, а они, хоть и не врачи, но проводят с больными больше времени. Поэтому важную роль играет отношение, к примеру, медсестры к больному, то, какой у неё нрав, характер. По этой причине мы уделяем большое внимание воспитанию будущих медицинских работников.

Плюс к этому, мы изначально поставили цель полностью исключить элемент коррупции. А учитывая нынешнее положение в сфере образования, это ключевой момент, и нам это удалось.

– Как влияет на медицинское образование наличие коррупции?

– Медицинскому работнику больные доверяют свои жизни и здоровье. Если, будучи студентом, он не учился как положено, сдавал сессию за деньги, купил себе диплом и устроился на работу тоже за деньги, то он не вылечит больного, а только навредит ему. Вдобавок, его целью становится не помощь людям, что является призванием медика, а компенсация для начала вложенных в «карьеру» денег, а потом и хороший заработок. Опять же, страдают больные.

Также мы организовали раздельное обучение. У нас в республике в основном проживают мусульмане, поэтому в их интересах, чтобы мальчики и девочки учились раздельно.

– Сколько времени функционирует колледж?

– Колледжу пять лет, и уже было два выпуска, в этом году третий.

– Сколько человек обучается в колледже?

– На данный момент во всех четырех отделениях у нас в целом обучаются около восьмисот студентов. У нас четыре отделения – это сестринское дело, акушерское дело, стоматология (зуботехники) и фельдшерское отделение.

– Как обстоит дело с трудоустройством выпускников, оказывает ли колледж содействие в этом?

– Мы стараемся помогать и в этом направлении, есть выпускники, которых мы устроили на работу. Проблем с трудоустройством у выпускников быть не должно, потому что колледж имеет лицензию на ведение образовательной деятельности, аккредитацию и дипломы выдаем государственного образца. Поэтому с юридической стороны проблем быть не должно.

–Какие получаете отзывы о ваших выпускниках?

– Учащиеся нашего колледжа проходят практику практически во всех медучреждениях республики, это стало возможным благодаря Министерству здравоохранения, и отовсюду мы получаем хорошие отзывы. Особо отмечают отношение наших студентов к больным, их стремление к знаниям и чистоте. Стоит отметить, что наши студенты принимают участие во всех молодежных мероприятиях, проходящих в Махачкале.

– Уже практически во всех учебных заведениях начался прием абитуриентов, расскажите, пожалуйста, как можно устроиться в ваш колледж, платное ли обучение или бесплатное?

– Наш колледж является частным образовательным учреждением, поэтому у нас платное обучение. Мы постарались сделать его стоимость доступной для среднего класса. В зависимости от отделения, стоимость обучения варьируется от 35 до 50 тысяч рублей в год. Набор абитуриентов у нас начался с 10 июня, принимаем с аттестатом 9-классного и 11-классного образования, и, естественно, должен быть сдан ЕГЭ.

– Есть ли ограничения во внешнем виде абитуриентов? Принимаются ли на учёбу девушки, не надевающие хиджаб?

– Действительно, некоторые думают, что у нас исламский медицинский колледж, но мы всем отвечаем, что у нас не сугубо исламский, а обычный медицинский колледж. Просто мы стараемся уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию наших студентов. И мы не делаем различий между надевающими или не надевающими хиджаб девушками. Носить или не носить хиджаб – это выбор самой девушки, и мы оставляем его за ней. Но, естественно, существуют правила внутреннего распорядка, в соответствии с которыми студенты должны быть одеты в белые халаты и головной убор, будь это шапка, платок или хиджаб.

- Спасибо вам за интервью, желаем успехов в этой нелегкой работе.

Спасибои вам всех благ.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Беседовал Мухаммад Муслимов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.