Сами Юсуф – "Самая яркая поп-звезда Ислама"

29 Апрель 2011
2270

Известный исполнитель нашидов, композитор, инструменталист Британии, иранец, азербайджанского происхождения.

Сами Юсуф – "Самая яркая поп-звезда Ислама"Сами Юсуф родился в 1980 году в Тегеране, в семье иранцев азербайджанского происхождения. В трёхлетнем возрасте он приехал с родителями в Великобританию, где проживает по сей день. Начав с раннего детства играть на разных музыкальных инструментах, он посещал занятия в одной из самых престижных музыкальных школ мира — Королевской академии музыки. Со временем Сами удалось развить уникальный голос, сделавший его всемирно знаменитым.

Вся большая семья Юсуфа очень музыкальна, а его первым учителем стал отец. Кроме музыки отец привил сыну религиозность и богобоязненность – за всё своё творчество Сами бесконечно благодарен Аллаху.

Первый альбом «Al-Muallim» Сами Юсуф выпустил в 2003 году, после чего быстро приобрёл популярность. Второй альбом «My Ummah» вышел в 2005 году. Свой третий альбом "'Without You" Сами Юсуф представил миру в 2009 году.

Первые два альбома Юсуфа вышли тиражом более полутора миллиона, попав в верхние строчки хит-парадов по всему арабскому миру и в Турции. Его недавний хит «Хасби Рабби» («Мне достаточно Господа») стал самым продаваемым рингтоном в регионе, который можно услышать в сотовых телефонах в кафе и автомобилях повсюду от Каира до Дамаска.

Его хиты, которые он пишет сам, варьируются - от ритмичных песен о любви к Пророку Мухаммаду до проникновенных баллад о страданиях палестинцев, иракцев и суданцев. И оставаясь верным идеям, которые близки сердцу каждого мусульманина, он уводит своих поклонников от экстремизма, неся им послание терпимости, умеренности и, более всего, надежды. Благодаря стремлению затрагивать политические темы, которых другие поп-звезды стараются избегать, популярность Юсуфа постоянно растёт. Где бы он ни появился на Ближнем Востоке, его преследуют поклонники с карманными изданиями Корана, аккуратно сложенными записками и цветами.

Подобно его музыке, он сам представляет собой сплав традиций Востока и Запада. Юсуф изучал ближневосточную и классическую музыку со своим отцом-композитором и преподавателями из Королевской Академии в Лондоне.

Он считает борьбу против угнетения обязанностью каждого мусульманина, вне зависимости от религии угнетённых. В своих песнях он осуждает преступников за убийство детей в Беслане и французское правительство за запрет ношения платков в школах.

Сами Юсуф совершил множество гастролей, а самый большой концерт состоялся в 2007 году в Стамбуле (Турция) и собрал 250 000 человек. А годом ранее Сами Юсуф выступил в Баку с грандиозной соло-программой "Моя Родина", причём отказавшись от гонорара. В интервью певец тогда сказал: "Азербайджан - моя историческая родина. Мои родители - азербайджанцы, а дедушка с бабушкой - выходцы из Баку. Сам я родился в Тегеране, но не забываю о своих корнях. Я знаком с творчеством великого Узеира Гаджибекова, Рашида Бейбутова. Азербайджан - древняя страна с богатой историей и музыкальной культурой. Раньше он входил в состав Советского Союза, но сумел сохранить свою культуру. Я прекрасно знаю азербайджанский мугам, учился ему и исполняю его. Я долгое время живу в Англии, поэтому мне удобно общаться на английском. Но и азербайджанский я знаю, поверьте, я понимаю 90 процентов из того, что говорят".

Сами Юсуф стал вторым певцом в мире по количеству проданных альбомов и просмотров клипов в YouTube.

Как сообщают турецкие СМИ, в 2010 году его альбом "Wherever You Are" разошёлся 7-миллионным тиражом.

Ажиотаж, который вызвало творчество звезды в исламском мире, можно сравнить с битломанией, захлестнувшей западный мир в середине XX века. "Самая яркая поп-звезда Ислама" - именно так представляют сегодня Сами Юсуфа. Певцу удаётся затрагивать самое сокровенное в загадочных и сложных для немусульман душах единоверцев.

"Я не верю в столкновение цивилизаций. Я верю в столкновение нецивилизованных людей", - сказал Юсуф в одном из интервью.

Когда Юсуф выходит на сцену начинает петь, становится ясно, что он совсем не похож на других звёзд. «Мир и приветствие тебе, о Посланник Бога», - напевает он. И тогда, несмотря на ощутимое возбуждение в толпе, люди замирают в почтительном благоговении. Радостные выкрики и подпевание никогда не переходят в групповые пляски в проходах между рядами кресел – в конце концов, это может считаться нарушением исламских законов.

Юсуф считает, что его религия ценит искусство. «Ислам не чужд современности, как и всей доброты и красоты мира», - говорит он.

Интересны его взгляды, высказанные в большом интервью.

– Каких трудностей Вы ожидаете в будущем как британский артист и одновременно практикующий мусульманин?

- Что ж, их много. Мы порой забываем хадис нашего господина и учителя Мухаммада (алайхи-ссаляту ва-ссалям), который сказал: «Я был послан только с тем, чтобы исправить ваш адаб (воспитание) и нрав». В другом хадисе говорится о том, кто является лучшим из мусульман: «Тот, кто своими словами или поступками не задевает чувства другого».

Будучи мусульманским музыкантом, старающимся практиковать свою религию и призывать людей на путь Аллаха, я сталкиваюсь с некоторыми братьями и сёстрами, которые, делая замечания, проявляют нечуткость и обнаруживают, вероятно, недостаточное знание обсуждаемого предмета. Порой это действует очень расхолаживающе.

– Вы изучали музыку в западной консерватории, однако имеете, вместе с тем, представление о музыкальной теории ближневосточных ритмов (макам). Считаете ли Вы, что это должно стать причиной создания нового музыкального жанра, и в чём Вам видится различие этих двух направлений?

- Я, действительно, считаю, что мы должны создавать разные жанры или даже экспериментировать с уже существующими. Мы должны пытаться дойти до западного слушателя и говорить с ним на языке его собственной культуры - хотя бы для того, чтобы Ислам, иншааллах, процветал, а среднестатистический западный слушатель с расположением или, по крайней мере, без ненависти и злобы воспринимал это прекрасное послание!

Тем не менее, нужно отметить: я не имею в виду то, что для достижения этой цели мы должны поступиться нашими базовыми религиозными принципами – я принципиально против этого! Всё должно быть в соответствии с законами Шариата, учением и руководством нашего господина и учителя Мухаммада (алайхи-ссаляту ва-ссалям).

– Считаете ли Вы, что мусульмане, если они хотят подчеркнуть иной характер своей жизни и цивилизации, должны уделять больше внимания музыке и другим видам искусств?

- Конечно, субханаллах! Искусство (музыка, живопись, архитектура) всегда играла важную роль в обеспечении богатства и благосостояния мусульманских цивилизаций. На протяжении всей истории мусульмане были первооткрывателями своего времени, исследовали тайны и загадки этого мира. Среди них были художники, философы, архитекторы, мастера мозаики и керамики, врачи и математики... список можно продолжать долго. Субханаллах, этот вклад был внесён в мировую цивилизацию, главным образом, великой уммой Мухаммада (алайхи-ссаляту ва-ссалям). К сожалению, в последние годы мы становимся свидетелями того, как в умму Мухаммада (алайхи-ссаляту ва-ссалям) начал проникать и громко заявлять о себе слепой фанатизм . Среди обычных мусульман не так много экстремистов, хотя последним удаётся распространять своё невежество и недалёкость, внося смятение в умы мусульман. Я считаю, что для того, чтобы Ислам получил развитие на Западе - и я верю, что так оно и будет, иншааллах, мы должны думать вперёд и покончить со слепым фанатизмом, который сегодня заразен, как чума.

– Можем ли мы использовать музыку как средство интеграции в европейскую культуру?

- Да, я думаю, что её можно использовать как средство интеграции, но всё должно быть по Шариату. К примеру, не должно возникать каких-либо непристойных, аморальных коннотаций - того, что идёт вразрез с нашим восприятием Ислама. Пророк (алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорил: «Каждая религия имеет своё отличие; качеством же, присущим Исламу, является скромность».

По материалам интернет–сайтов.

Составил Азиз Мичигишев.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.