Мнения ученых о суфизме

22 Июнь 2009
4666

Курамухаммад-хаджи Рамазанов (Kuramuhammad Ramazanov))Ученые, которые ведут речь о суфизме, разделяются на три категории: немусульманские, т.е. неверующие ученые, ваххабиты и исламские ученые, придерживающиеся пути людей сунны и согласия общины (ахль ас-сунна ва аль-джама‘а).

Мнение немусульманских ученых о суфизме

Говоря о суфизме, ученые, не имеющие отношения к Исламу, стараются показать народу, что суфизм не имеет ничего общего с исламским путем. Например, в книге «Ислам. Энциклопедический словарь» пишется: «Западноевропейские ученые вплоть до начала 20-го века склонялись к мысли о том, что слово ат-Тасавуф (суфизм) происходит от греческого слова «София» – мудрость». Там же пишется: «Вероятно, еще до Ислама суфиями в Сирии и в Северной Аравии называли странствующих христианских монахов и онохоретов, принадлежавших к различным сектам» (стр. 225). Далее на той же странице пишется: «Среди причин возникновения и развития аскетико-мистических тенденций в Исламе можно назвать и влияние других религиозно-философских систем и в первую очередь христианства». Еще в энциклопедии говорится: «В Индии на суфийскую идеологию наложили отпечаток положения буддизма и иудаизма (14–16 век)» (стр. 229).

Давая такую оценку суфизму, авторы книги пытаются доказать, что суфизм возник на основе греческой философии, взят из христианства или из различных сект, буддизма, иудаизма и т. д.

Можно ли мусульманам верить тому, что пишется в указанной книге?! Эта книга выпущена в 1991 году с одобрения и под грифом «Института Востоковедения АН СССР». Основной целью издания данной книги является попытка представить Коран, Ислам и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) так, как того желают атеисты и недруги Ислама, и внушение в сердца людей мысли о том, что все перечисленное выше является ложью и заблуждением.

О Посланнике Аллаха Мухаммаде (мир ему и благословение) в ней пишется следующее: «Основатель религии Ислама и первой общины мусульман». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не является тем, кто заложил основу мусульманской религии. Он был Посланником Аллаха, посланным Им к народу и доведшим до человечества истинную религию, придерживаться которой повелел Всевышний. Потому что человек не основывает исламскую религию, она ниспосылается Самим Аллахом. И все прежние пророки, жившие до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), также были мусульманами, и также доводили до народа истинную исламскую религию, ниспосланную Создателем. Именно так пишется и в Священном Коране. А если прислушаться к словам автора вышеназванной энциклопедии, то получается, что мусульманскую религию придумал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В этой же книге пишется, что, по мнению мусульман Мухаммад (мир ему и благословение) является Пророком Аллаха (стр. 178). Не только по мнению мусульман, но и в действительности Мухаммад (мир ему и благословение) является Пророком Аллаха. На той же странице еще говорится: «Он был знаком с основами иудаизма и христианства». Целью приведения автором данного выражения является утверждение, что основу религии Ислам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) позаимствовал, якобы, из иудаизма и христианства. Это тоже ложь. Основы религии ниспосланы Всевышним. Об этом повествуется и в достоверном хадисе Посланника Аллаха.

Мусульманам необходимо знать, что те, которые способны писать подобное об Исламе, никогда не станут писать хорошее и достоверное и о суфизме.

В указанной энциклопедии также пишется, что Мухаммад (мир ему и благословение) наряду с Аллахом признал и идолов «лат», «‘уззат» и «манат». Это тоже является абсолютной неправдой и клеветой. Еще говорится, что жители Медины приняли Пророка Мухаммада потому, что им нужен был руководитель, глава, который бы способствовал прекращению междоусобиц и споров (стр. 179). Однако не это послужило основной причиной того, что они приняли Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Основной причиной принятия жителями Медины Посланника Аллаха было то, что они слышали от иудеев, проживавших там, рассказы из прежних ниспосланных Всевышним священных Писаний о качествах и особенностях Пророка Мухаммада, который должен был быть послан Создателем ближе к Концу Света. И они, узнав по этим характеристикам Мухаммада и признав его истинным Пророком Аллаха, приняли его и последовали за ним.

Еще такая цитата: «Мухаммад совершил поклонение Каабе» (стр. 177). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) запретил другим совершать земной поклон даже себе (Пророку), а поклонение Каабе является неверием (куфр), Ислам запрещает совершать земной поклон кому бы то ни было, кроме Аллаха. Людям, которые не имеют хотя бы элементарного понимания сути Ислама, было бы лучше вообще не писать о нем.

Там же говорится: «Тем не менее, вокруг его (Мухаммада) фигуры постепенно возник цикл легенд и чудес» (стр. 180). Тем самым автор книги хочет подчеркнуть, что у Пророка не было чудес (му‘джизат), и что его чудеса являются лишь измышлением людей. Если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не совершал чудес, то люди не стали бы верить в то, что он является Пророком Аллаха.

Также пишется: «В европейской культуре образ Мухаммада был первоначально объектом нападок и обвинений в коварстве, жестокости и любострастии, возникли и волшебные легенды» (стр. 180). Приводя такую цитату и не написав ответ на нее, авторы энциклопедии умалчивают, что свидетельствует об их молчаливом согласии со сказанным. Авторы данной энциклопедии, не испытывая никаких угрызений совести, написав неверные и безосновательные вещи о Пророке Мухаммаде, способны написать и о суфизме все, что им заблагорассудится.

Об исламской религии они пишут: «Ислам как социально-идеологическое явление был историческим итогом развития общества Аравии» (стр. 103). И этим хотят показать, что Ислам, якобы, не является божественной религией. Ислам – религия, которую Всевышний посредством пророков ниспослал человечеству. Помимо этого, они искажают истину.

Ислам вовсе не является результатом социального и идеологического развития общества, напротив, на базе Ислама произошел социальный прогресс, получила развитие истинная идеология, и было основано государство.

Далее в этом энциклопедическом словаре пишется: «В чисто религиозном плане его (то есть, Ислама) рождение связано как с влиянием и развитием предшествовавших ему религий – Христианства, Иудаизма и Зороастризма» (стр. 103).

Вкратце говоря, авторы энциклопедии пытаются доказать, что Ислам является не религией Всевышнего, а заимствованием из прежних верований, или же естественным явлением, возникшим в результате развития общества вследствие политики или влияния соседствовавших государств. Люди, которые осмеливаются писать подобное об Исламе, могут написать и о суфизме все, что им захочется.

О Священном Коране также пишется в этой книге: «При жизни Мухаммада текст Корана передавался главным образом по памяти» (стр. 141). Даже если авторы энциклопедии и знают истину, в сказанном тоже они представляют противоположную, искаженную оценку. Коран был письменно зафиксирован при жизни Пророка вплоть до единой буквы. Человек, желающий узнать истину о данной теме, пусть обращается к книгам мусульманских ученых-богословов, посвященных кораническим наукам. А авторы указанной энциклопедии даже не считают Коран Речью Аллаха. Они утверждают, что Коран, якобы, был или придуман самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), или был взят из Торы и Евангелия. Люди, которые пишут про Коран подобное, вводящее людей в неверие, конечно же, будут писать и о суфизме такие же измышления. Однако, таким авторам энциклопедии станут ли верить люди?Если только подобные им самим. Я уверен, что мусульмане, обладающие разумом, никогда не поверят им.

В предисловии к книге «Мудрость суфизма», изданной в Санкт-Петербурге, Александр Хисматуллин также пишет: «Статус независимой силсила обретает хаважакан традиций суфизма (Увайсият), уходящий корнями в доисламский период, и воспринятая мистицизмом во всех регионах своего распространения» (стр. 22).

Увайсият – одна из ветвей суфизма, в которой духовный наставник (устаз) воспитывает своих чистых, искренних мюридов (учеников) посредством духовной встречи с ними. Название «Увайсият» она получила от имени Увайса аль-Карани, да будет доволен им Аллах. Увайс аль-Карани жил во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он не смог встретиться с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), но все равно искренне уверовал в него и принял Ислам. Сам Пророк (мир ему и благословение) удостоил его больших похвал. Он завещал сподвижникам Умару и Али, чтобы они при встрече с Увайсом попросили его совершить для них хорошую молитву. Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что благодаря заступничеству Увайса аль-Карани много людей войдет в Рай. Поэтому автор книги «Мудрость суфизма» допустил большую ошибку, назвав основы суфийской ветви, берущей начало от Увайса аль-Карани, возникшими еще в доисламскую эпоху. «Увайсият» исходит от того духовного воспитания, которое получил Увайс аль-Карани после принятия Ислама, а утверждение, что он был еще до возникновения Ислама, является безосновательными кривотолками.

Если Увайсият можно назвать так, то ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) тоже прожил сорок лет до возникновения Ислама (получения им пророческой миссии), тогда и всю исламскую религию, полученную через него, тоже придется назвать возникшим на доисламской основе, имеющей доисламские корни! Конечно, недруги Ислама и это станут утверждать без всякого стыда, но истина заключается не в их словах. Если «Увайсият» не был обретен Увайсом аль-Карани из Ислама после принятия им этой религии, то мусульмане никогда не восприняли бы его путь, и даже не приблизились бы к нему. Следовательно, суфизм, исходящий от Увайса аль-Карани, берет свое начало из сердцевины высокочтимой исламской религии. И никак не имеет доисламские корни!

Помимо этого, в указанной книге пишется, что прежние духовные наставники (устазы) как наследство передавали право на наставничество своим же детям. И это тоже неверно. Право на занятие наставничеством не передается наставником кому-либо только из-за того, что он приходится ему сыном, а передается лишь достойным людям.

В книге «Беседы о суфийском пути» пишется: «С появлением Ислама рыцари приняли эту религию, в то же время сохраняя рыцарские традиции, формируя мировоззрение суфизма на основе, как Ислама, так и рыцарства» (стр. 1). Эта книга переведена с английского языка на русский Леонидом Тираспольским. А автором является иранец, живший в Англии 19 лет. В его труде также содержится много искажений истинного суфизма. Сообразительный мусульманин осознает, что Англия издала и распространила эту книгу вовсе не из-за любви к Исламу и не ради оказания помощи мусульманам.

Карл Эрнст написал книгу «Суфизм» на английском языке и впоследствии ее перевели на русский язык, и книгу автор представляет как написанную в результате опыта, полученного им в течение двадцати лет упорного труда. Пусть даже она будет написанной вследствие столетней работы, но если у писателя имеется дурное намерение, то все, о чем он пишет, будет выглядеть лишь сообразно его намерению. Люди, ненавидящие Ислам, высокочтимый Коран, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и суфизм, никогда не представят их истинную сущность так, как есть на самом деле. Они, в основном, стараются порицать, осуждать его неоткрыто. Учитывая, что если они открыто будут критиковать Ислам, то мусульмане им не поверят, они стараются, используя всякие ухищрения, изменить и представить его в искаженном виде, так, как сами того хотят. Они перемешивают истину и ложь, а затем, приписывая истине противоположную оценку, исказив ее на свое усмотрение, стремятся демонстрировать ее народу.

Все это видно и из книги, написанной Эрнстом. Он перемешал и суфизм, и толкование Корана (тафсир), и терминологию хадиса (мусталах аль-хадис). Также Эрнст привел лишь смешанные идеи и мнения недругов Ислама, фундаменталистов и самих суфийских ученых, но никак не упомянул истинную суть самого суфизма. Прежний истинный суфизм он перемешал с теми не соответствующими Исламу поступками, которых ныне, прикрываясь под именем суфизма, совершают некоторые люди. Так он приписал суфизму исполнение всяких танцев, музыки и т. п.

Например, автор подробно останавливается на идеях послов Британской Ост-Индской компании Уильяма Джонса (умер в 1794г.), Джона Мальколио (умер в 1833г.), Уильяма Гэрхма – шпионов, выполнявших специальное задание по превращению исламских государств в колонию Британии.

Давайте рассмотрим, что же пишет Эрнст, ссылаясь на указанных деятелей: «Эти суфии, прежде всего, были поэтами, они слагали гимны во славу радостей винопития» («Суфизм», стр. 29). Также он пишет: «В соответствии они (суфии) больше походили на истинных христиан, греческих философов». Еще он пишет: «Нынешние любомудрии сего толка именуются суфиями то ли от греческого слова мудрость (софос)…» (стр. 30); «Суфизм – это крайне опасный для религии…»; «Суфизм имеет с Исламом крайне зыбкую связь»; «Индия является тем истоком, из коего все иные народы производят систематическое поклонение божественному»; «Монюстюрат Элфинстоун (1779-1859), будучи членом посольства 1808 года в Афганистане, наблюдал, что суфии считают, что частные догматы всякой религии излишни, и отвергают все обычаи и религиозное поклонение» (стр. 33); «Сие есть чудесные системы Йогинов или индийских аскетов, и Дджиняни, от них, как полагают, суфии и заимствовали своё учение» (стр. 35); «… суфии – это удивительные мистики, почти или вовсе не имеющие общего с исламской верой» (стр. 36).

Хотя в книге иногда автор приводит и правильные идеи о суфизме, но очевидно, что Эрнст далёк от желания показать истинную сущность суфизма.

Продолжение следует

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.