Шейх-уль-Ислам Тукаюдин Али ас-Субки (683-756 по хиджре) является крупнейшим ученым исламского мира. Он владел в совершенстве многими науками и по признанию ученых после уже никому не удалось достичь его уровня.
Захаби, который являлся современником Ас-Субки в книге «Аль-ибару фи хабари манн абар» пишет «Он был главой во всех науках. Многие люди приобрели от него знания, его ученики стали крупными имамами и не было после подобного ему».
В научных центрах исламского мира он занимал должности, которые имели лишь наиболее авторитетные ученые.
Он был избран ректором университета «Дарул хадис аль-ашрафият». Этот пост занимал наиболее сведущий в хадисах ученый исламского мира .
Также в Дамаске он долгое время был хатибом (читал пятничные проповеди) в центральной Омеядской мечети Дамаска. Его сын в книге «Табакату аш-шафиияти ль-кубра» пишет, что Захаби говорил, что после Ибн Абдусалама на минбар этой мечети не поднимался больший ученый, чем Ас-Субки.
Как его современники, так и ученые последующих веков признавали, что Ас-Субки достиг уровня мужтахида, уровня, которые позволял ему самостоятельно выносить богословские заключения из Корана и Сунны. Это наивысшая ступень, которую может достичь ученый Шариата.
Начиная с 739 года по хиджре, почти до самой смерти он занимал должность верховного судьи Сирии.
Пользуясь огромным авторитетом в исламском мире и занимая в государстве высокие должности, он, тем не менее, вел аскетический образ жизни. Целью его было лишь довольство Аллаха.
В его стихах имеются строки с таким смыслом: в должностях высоких нет покоя, но разумный обязан стремиться – к вынесению справедливых решений, устранению несправедливости, принесению пользы нуждающимся. Все же остальное - напрасно и тщетно.
Работая верховным судьей, он руководствовался этими принципами, и ничто не могло его заставить изменить им. Из-за непоколебимости, честности и справедливости он нажил много врагов, в числе которых были и правители. Его пытались сместить, строили козни, но все это оборачивалось против его врагов.
Что касается отношения Ас-Субки к суфизму, то он был ученым, который хорошо понимал, какое огромное значение имеет в религии работа над очищением души от скрытых пороков. Как и многие крупные ученые, он понимал, что для этого необходимо вступить под руководство духовного наставника, истинного суфийского шейха.
Его сын Тажуддин в книге «Табакату ш-шафиияти л-кубра» пишет: «Он относился с большим почтением и любовью к суфиям. Он говорил: путь суфиев, если он истинный, правильный путь, которому следовали праведные предшественники. И вместе с тем это очень сложный, труднопроходимый путь».
В стихах Ас-Субки есть такие слова: «Пути шейха Джунайда и его приверженцев придерживайся и следуй за теми, кто последовал их путем».
Духовным наставником, под руководство которого вступил Ас-Субки, был известный суфийский шейх Ибн Атаилла.
Шейх Ибн Атаилла очень уважал Ас-Субки, посещал его собрания и советовался с ним.
Если бы в Шазалийском тарикате было малейшее отклонение, то не хвалил бы его Ас-Субки, его сын и другие имамы того времени».
Тажудин Ас-Субки, его сын, в «Табакату ш-шафиияти л-кубра» пишет: «К нему приходили вопросы со всех концов исламского мира, и если они касались явных наук, он показывал их нам, и мы вместе обсуждали эти вопросы. Если же вопросы касались сокровенных наук, он редко показывал нам их и почти никогда не рассказывал, кто являлся их автором. Он скрывал состояние праведников, которых знал. Мне кажется, что эти вопросы задавал его духовный наставник Ибн ‘Атаилла. Я читал стихи отца, в которых он возвеличивал автора этих вопросов и описывал его как предводителя из Египта, познавшего Аллаха. Это навело меня на мысль о том, что речь шла об Ибн ‘Атаилле».
Имам Суюти пишет: «Собрания шейха Тажудина бин ‘Атаиллы, где он проповедовал, посещали такие имамы, как Тукаюдин Ас-Субки, который являлся предводителем своего времени в таких науках, как тафсир, хадис, фикх, калам, усул, а также в науках, переданных от предыдущих, и в науках, которые постигаются разумом. Более того, он являлся ученым, достигшим уровня мужтахида, подобного которому не было ни после него, ни до него долгое время. Ас-Субки упомянул в некоторых своих книгах, что он брал знания от Тажуддина бин ‘Атаилла и посещал его собрания. Также ас-Субки приводит некоторые его высказывания. Ас-Субки читал его книгу «аль-Хикам» и приводит отрывок из нее. И если бы в Шазалийском тарикате было малейшее отклонение, то не хвалил бы его Ас-Субки, его сын и другие имамы того времени».
Можно было бы привести еще множество цитат из книг, свидетельствующих об отношении этого великого имама к суфизму, но и то, что мы привели выше, не оставляет никакого сомнения в том, что он был суфием.
Как же далеки от истины те, кто стараются убедить сегодня мусульман в том, что суфизм якобы является заблудшим течением, не имеющим отношения к Исламу. Вряд ли разумный человек, видя как относились к суфизму ученые, подобные Ас-Субки, поверит измышлениям тех, кто или по своему невежеству, или же упорствуя в заблуждении, возводят поклеп на суфизм и суфиев.