Слово «и ‘тикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения Шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения ко Всевышнему Аллаху. Иначе говоря, за простое пребывание в мечети (ит ‘икаф) хотя бы на миг и имея соответствующее намерение, можно получить вознаграждение.
Через и ‘тикаф человек приобретает радость и успокоение души. Эта радость и спокойствие будут рядом с ним, в день печали в могиле, когда не сможет он получить ее от других. За этот вид богослужения человек награду получает от Аллаха более легким путем, в отличие от других видов поклонения!
Мы должны стараться не забывать об этом виде поклонения. С нашей стороны было бы глупо упускать такую возможность. А ведь для этого нужно всего лишь иметь соответствующие намерения. Намерение же делается следующим образом: «Я намереваюсь быть в и ‘тикафе столько, сколько буду находиться в мечети». С того момента, как человек сделает такое намерение, ему будет записываться вознаграждение до тех пор, пока он не выйдет из мечети. И нет разницы, будет ли он там сидеть, стоять, лежать, спать или молиться. Из-за намерения и пребывания в мечети он получит от Аллаха награду в Судный День, иншаАллах.
И ‘тикаф также является важной сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Обязательным становится и ‘тикаф для того, кто даст обет (клятву) находится в и ‘тикафе.
Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О, Посланник Аллаха, я дал обет пребывать в мечети «Масджидуль аль-Харам» в Мекке ночью, что мне делать? Посланник Аллаха ответил выполни обет».(Бухари и Муслим)
Условия для и ‘тикафа:
1)пребывающий должен быть мусульманином,
2) должен быть разумным,
3) женщина должна быть чиста от менструальных циклов и послеродовых выделений,
4) не допускается и ‘тикаф в состоянии джунуб (состояние, требующее совершить полное омовение),
5) и ‘тикаф засчитывается лишь в мечети,
6) необходимость сделать намерение.
В хадисе говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был в и ‘тикафе первые десять дней месяца рамазан, затем в середине месяца десять дней, затем последние десять дней месяца, и так он делал до конца жизни. Из этого хадиса нам ясно, что желательно пребывать в мечети на протяжении всего месяца рамазан, а также и в другие месяцы в любое время. Как мы знаем из слов великих ученых–богословов, священная ночь Ляйлят-уль кадр попадает примерно на последние десять дней. Исходя из этого, пребывать в мечети последние десять ночей рамазана более желательно. Надо постараться встретить эту священную ночь коллективным богослужением, оживить ее намазами, чтением Корана и другими видами богослужения, поскольку эта ночь дороже, чем тысяча месяцев.
Всевышний в Коране говорит:
ليلة القدر خير من ألف شهر
(смысл): «Ляйлят уль – кадр лучше, чем тысячи месяцев» (сура Кадар:3), т.е., деяния, совершенные в эту ночь, лучше, чем деяния, совершенные на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.
В другом аяте Всевышний говорит:
وعهدنا إلى إبراهيم وإسماعيل أن طهرا بيتي للطائفين والعاكفين والركع السجود
(смысл): «И мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистите мой дом, от идолов для совершающих обход и пребывающих и преклоняющихся, и падающих ниц». (сура Бакара 125)
Намеривающийся совершить и ‘тикаф должен знать:
1) Если пребывая в мечети, потребуется выйти, и выйдет не имея намерения вернуться обратно, тогда при вхождении необходимо обновить намерение.
2) Если пребывающий в мечети установил определенное время для и ‘тикафа, обязан обновить намерение при выходе из мечети не по нужде. Если же человек выйдет, чтобы обновить омовение, то в этом случае не надо обновлять намерение.
3) Давшему обет находится в и ‘тикафе в определенной мечети, разрешается пребывать в другой мечети.
4) Если дан обет быть в Масджидуль аль-Хараме, то давший обет обязуется находится именно там, поскольку этот дом Аллаха дороже, чем любой другой. В одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) говорит: «Намаз, совершенный в моей мечети (в Медине) дороже, чем тысяча намазов, совершенных в другой мечети, кроме Масджидуль аль-Харам, намаз, совершенный в Масджидуль аль-Хараме дороже, чем сто намазов в моей мечети в Медине».
5) Если дать обет быть в мечети в Медине, или в мечети аль-Акса, то верующий обязуется пребывать именно в этих мечетях, но можно пребывать и в Масджидуль аль-Хараме, поскольку она дороже, но нельзя делать наоборот.
6) Если выбрана мечеть аль-Акса, нужно быть в ней, но можно и в мечети в Медине, потому что мечеть Пророка (мир ему и благословление) дороже, чем мечеть аль-Акса.
И ‘тикаф не нарушается использованием благовоний, приведением себя в порядок, личной гигиеной.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
ولا تباشروهن وأنتم عاكفون في المساجد
(смысл): «Не прикасайтесь к вашим женам, в то время как вы с намерением на и ‘тикаф пребываете в мечети» (Сура Бакара 187).
Передают от Айшат: «Что Пророк дал разрешение ей и Хавсат вместе с ним пребывать в мечети (находится в и ‘тикафе)» (Бухари и Муслим).
В хадисе об и ‘тикафе говорится: "Того, кто ради довольства Аллаха один день будет в мечети, делая и ‘тикаф, Всевышний отдалит от огня Ада на расстояние трех рвов, расстояние между которыми равно расстоянию между западом и востоком" (Хаким). В другом хадисе сказано, что смоются прежние грехи того, кто совершит и ‘тикаф. Это воздаяние дается в любой мечети. А в мечетях Мекки и Медины оно будет увеличено. Находиться в и ‘тикафе в мечети, в которой совершается пятничная молитва, предпочтительнее, поскольку там больше людей, и не будет нужды выходить в другую мечеть для совершения пятничной молитвы.
Имам Захрию (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я удивляюсь мусульманам которые, оставляют и ‘тикаф, вместе с тем, что Пророк (мир ему и благословление) не оставил пребывание в мечети, с тех пор как переселился в Медину и не ушел в мир иной».
Дай Аллах нам возможность следовать этой важной сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Амин.