И‘тикаф

27 Август 2009
2325

И"тикафСлово «и тикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения Шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения ко Всевышнему Аллаху. Иначе говоря,  за простое пребывание в мечети (ит икаф) хотя бы на миг и имея соответствующее намерение, можно получить вознаграждение.

Через и тикаф человек приобретает радость и успокоение души. Эта радость и спокойствие будут рядом с ним, в день печали в могиле, когда не сможет он получить ее от других. За этот вид богослужения человек награду получает от Аллаха более легким путем, в отличие от других видов поклонения!

Мы должны стараться не забывать об этом виде поклонения. С нашей стороны было бы глупо упускать такую возможность. А ведь для этого нужно всего лишь иметь соответствующие намерения. Намерение же делается следующим образом: «Я намереваюсь быть в и тикафе столько, сколько буду находиться в мечети». С того момента, как человек сделает такое намерение, ему будет записываться вознаграждение до тех пор, пока он не выйдет из мечети. И нет разницы, будет ли он там сидеть, стоять, лежать, спать или молиться. Из-за намерения и  пребывания в мечети он получит от Аллаха награду в Судный День, иншаАллах.  

И тикаф также является важной сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Обязательным становится и тикаф для того, кто даст обет (клятву) находится в и тикафе.

Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О, Посланник Аллаха, я дал обет пребывать в мечети «Масджидуль аль-Харам» в Мекке ночью, что мне делать? Посланник Аллаха ответил выполни обет».(Бухари и Муслим)

Условия для и тикафа:

1)пребывающий должен быть мусульманином,

2) должен быть разумным,

3) женщина должна быть чиста от менструальных циклов и послеродовых выделений,

4) не допускается и тикаф в  состоянии джунуб (состояние, требующее совершить полное омовение),

5) и тикаф засчитывается лишь в мечети,

6) необходимость  сделать намерение.

В хадисе говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был в и тикафе первые десять дней месяца рамазан, затем в середине месяца десять дней, затем последние десять дней месяца, и так он делал до конца жизни. Из этого хадиса нам ясно, что желательно пребывать в мечети на протяжении всего месяца рамазан, а также и в другие месяцы в любое время. Как мы знаем из слов великих ученых–богословов, священная ночь Ляйлят-уль кадр попадает примерно на последние десять дней. Исходя из этого, пребывать в мечети последние десять ночей рамазана более желательно. Надо постараться  встретить эту священную ночь коллективным богослужением, оживить ее намазами,  чтением Корана и  другими видами богослужения, поскольку эта ночь дороже, чем тысяча месяцев.

Всевышний в Коране говорит:

ليلة القدر خير من ألف شهر                                                 

(смысл): «Ляйлят уль – кадр лучше, чем тысячи месяцев» (сура Кадар:3), т.е., деяния, совершенные в эту ночь, лучше, чем деяния, совершенные на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

В другом аяте Всевышний говорит:

وعهدنا إلى إبراهيم وإسماعيل أن طهرا بيتي للطائفين والعاكفين والركع السجود           

(смысл): «И мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистите мой дом, от идолов  для совершающих обход и пребывающих и преклоняющихся, и падающих ниц». (сура Бакара 125)

Намеривающийся  совершить  и тикаф должен знать:

1) Если пребывая в мечети,  потребуется выйти, и выйдет не имея намерения вернуться обратно, тогда при вхождении необходимо обновить намерение.

 2) Если пребывающий в мечети установил определенное время для и тикафа, обязан обновить намерение при выходе из мечети не по нужде. Если же человек выйдет, чтобы обновить омовение, то в этом случае не надо обновлять намерение.

3) Давшему обет находится в и тикафе в определенной мечети, разрешается пребывать в другой мечети.

4) Если дан обет быть в  Масджидуль аль-Хараме, то давший обет обязуется находится  именно там, поскольку этот дом Аллаха дороже, чем любой другой. В одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) говорит: «Намаз, совершенный в моей мечети (в Медине) дороже, чем тысяча намазов, совершенных в другой мечети, кроме Масджидуль аль-Харам, намаз, совершенный в Масджидуль аль-Хараме дороже, чем сто намазов в моей мечети в Медине».

5) Если дать обет быть в мечети в Медине, или в мечети аль-Акса, то верующий обязуется пребывать именно в этих мечетях, но можно пребывать и в Масджидуль аль-Хараме, поскольку она дороже, но нельзя делать наоборот.

6) Если выбрана мечеть аль-Акса, нужно быть в ней, но можно и в мечети в Медине, потому что мечеть Пророка (мир ему и благословление) дороже, чем мечеть аль-Акса.

И тикаф не нарушается использованием благовоний, приведением себя в порядок, личной гигиеной.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

ولا تباشروهن وأنتم عاكفون في المساجد

(смысл): «Не прикасайтесь к вашим женам, в то время как вы с намерением на и тикаф пребываете в мечети» (Сура Бакара 187).

Передают от Айшат: «Что Пророк дал разрешение ей и Хавсат вместе с ним пребывать в мечети (находится в и тикафе)» (Бухари и Муслим).

В хадисе об и тикафе говорится: "Того, кто ради довольства Аллаха один день будет в мечети, делая и тикаф, Всевышний отдалит от огня Ада на расстояние трех рвов, расстоя­ние между которыми равно расстоянию между западом и восто­ком" (Хаким). В другом  хадисе сказано, что смоются прежние грехи того, кто совершит и тикаф. Это воздаяние дается в любой мечети. А в мечетях Мекки и Медины оно будет увеличе­но. Находиться в и тикафе в мечети, в которой совершается пятничная молитва, предпочтительнее, поскольку там больше людей, и не будет нужды выходить в другую мечеть для совершения пятничной молитвы.

Имам Захрию (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я удивляюсь мусульманам которые, оставляют и тикаф, вместе с тем, что Пророк (мир ему и благословление) не оставил пребывание в мечети, с тех пор как переселился в Медину и не ушел в мир иной».

Дай  Аллах нам возможность следовать этой важной сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.