К первому периоду относятся:
а) промежуток времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, иначе говоря, то время, пока солнце не побелеет и его сияние не усилится;
б) короткий промежуток времени, пока солнце, находящееся в зените, и не начнет клониться к закату;
в) промежуток времени, начинающийся незадолго до заката солнца, когда оно изменяет свой цвет с желтого на красный, и завершающийся с его закатом.
Совершать обязательную молитву в это время не разрешается, на что указывает хадис 'Укбы б. 'Амира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запрещал нам молиться и хоронить наших умерших в трех случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднималось (на высоту копья), в полдень, пока солнце не начинало клониться к закату, и незадолго до захода солнца, пока оно не заходило» (Муслим). По единогласному мнению алимов, здесь под словом «хоронить» подразумевается не погребение, а совершение заупокойной молитвы (джаназа).
Сказанное означает, что в вышеупомянутые периоды проводить заупокойную молитву не следует, возмещение (када) же пропущенной обязательной молитвы будет недействительным, поскольку причина обязательности подобных действий является совершенной, то есть имеется ясное указание шариата на это, следовательно, от совершения их в неподобающее время необходимо воздержаться. Не следует читавщему Коран откладывать до этих периодов совершение земных поклонов (суджуд ат-тилява), за исключением тех случаев, когда подобные аяты уже были прочитаны в эти периоды, но во всех прочих случаях совершение этих земных поклонов лучше откладывать на более позднее время.
Кроме того, в такие периоды крайне порицаемым является совершение добровольных молитв.
Ко второму виду относится:
период между завершением утренней молитвы и восходом солнца, а также период между завершением послеполуденной молитвы и заходом солнца.
Совершение добровольных молитв в эти периоды также является крайне порицаемым. Указанием на это служит достоверное сообщение о том, что Пророк (мир ему и благословение) запрещал молиться после обязательной утренней молитвы до восхода солнца, а также после обязательной послеполуденной молитвы до его заката.
Совершать молитвы в периоды, упомянутые в этом хадисе, и во время трех периодов, о которых говорилось выше, запрещается по разным причинам, и поэтому алимы считали, что в данном случае речь идет только о добровольных молитвах.
Кроме того, добровольные молитвы, за исключением молитвы в два рака'ата сунны перед обязательной утренней молитвой, порицается совершать после рассвета. На это указывает сообщение Хафсы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «После рассвета Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не совершал никаких молитв, за исключением молитвы в два легких рака'ата» (Муслим).
Передают со слов Ибн 'Амруа, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы) в два земных поклона» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака'ата (перед обязательной) утренней молитвой» ('Абд ар-Раззак; ад-Даракутни).