Превосходство исламских ученых

4 Сентябрь 2009
7708

Превосходство исламских ученых

Превосходство исламских ученыхПророк Мухаммад (мир ему и благословение), когда в его присутствии упомянули двух людей, один из которых был абид (усердно поклоняющийся Богу), а другой алим (исламский ученый), сказал:  «Превосходство алима (ученого)  над абидом (поклоняющимся) подобно разнице между тем, как почитают меня и самого простого из моих сподвижников».

Так как не принимается поклонение невежды, совершившего его без знаний. В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Превосходство алима над абидом подобно разнице между луной в ночь полнолуния и звездами».

«Самый почтенный среди людей - благочестивый алим, приносящий пользу, когда будут необходимы его услуги, и достаточный для себя, когда не будет необходимости в нем».

«Если бы не алимы не поклонялись бы Всевышнему Аллаху на земле - не получали бы свой удел (ризк) рабы Божии, не росло бы на земле никакое растение, не дали бы деревья плоды, не появлялись бы воды из ручьев и дожди с небес».

Ар-раби` ибн Сулайман ибн Абд аль-Жаббар аль-Мариди – известный алим, который очень долго находился рядом с имамом аш-Шафии и являлся одним из его близких учеников сказал: «Алимы – светочи времен. Любой алим - светильник своего времени, освещающий современников». А другие говорят: «Квартал, в котором проживает алим - живой, а где отсутствует алим - мертвый» (то есть их сердца).

Яхья ибн Мааз сказал: «Алимы более жалостливы к умме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), чем их собственные родители. Ведь алимы сохраняют людей от огня ада и его страха, а родители - только лишь от мирских бед».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земель, даже муравей в муравейнике, рыба в воде - благословляют человека, который людей учит добру».

Превосходство алима над джахилем (невеждой)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Шайтану гораздо труднее искусить одного факиха (правовед в Исламе), нежели тысячи джахилей (невежд)». «Алим – любимец Аллаха, если даже он нечестивый, а джахиль (кто не знает свои обязанности перед творцом) – враг Всевышнего, даже если он абид».

Есть рассказ о споривших по вопросу о превосходстве нечестивого алима  над поклоняющимся невеждой (джахилем): одни утверждали превосходство нечестивого алима, а другие - обратное. Они решили проверить обоих. Пошли они в мечеть, где поклонялся джахиль, и сделали так, будто к нему обращается его Господь, и воскликнули: «О, Мой раб! Я принял твои мольбы, простил тебе грехи, прекрати поклонение и отдохни». «О, мой  Создатель! Я надеялся на Тебя, благодарен Тебе, восхваляю и поклоняюсь Тебе!», - сказал абид. И ему объяснили эти люди, что он ошибся и попал в неверие из-за своего невежества.

Потом они отправились к нечестивому алиму, который в это время выпивал спиртное. И один из них обратился к нему, будучи незаметным: «О, Мой раб! Бойся Меня, Я твой Творец. Я скрываю твои грехи, а ты даже не стесняешься Меня, Я хочу наставить тебя». Вдруг вскочил со своего места этот алим с мечом в руках и сказал: «О, проклятый, ты не знаешь своего Господа, я покажу тебе - кто твой Творец». Вернулась эта группа проверяющих и рассказали им о случившемся, и они узнали о превосходстве ильма и его носителей.

Для каждой вещи существует опора, а опора религии – факих (алим). Алим приносит пользу для себя и окружающих, а джахиль полезен только для себя, и то - если сможет.

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Не существует для сатаны человека, которого сложнее искусить, нежели алима, который говорит там, где требует ильм, и говорит или воздерживается там, где наука требует молчать. Проклятый Аллахом сатана говорит, что его (алима) молчание – самое наитрудное для меня, труднее, чем его речь».

Превосходство алима над абидом

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Между алимом и абидом - сто степеней, а расстояние между каждой степенью как путь семидесятилетней пешей ходьбы».

Познавайте этику поведения с алимами, устраивайте собрания и встречи с  ними, выдвигайте их вперед, уважайте их больше, чем самих себя - ведь они являются настоящими уважаемыми людьми. Их выдвигает вперед сам Всевышний (возвысил их степень), они не похожи на вас, так как говорит Создатель всего сущего в священном Коране:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِى الذين يَعْلَمُونَ والذين لاَ يَعْلَمُونَ

(смысл): «Приравниваются ли знающие и не знающие?»  (сура «ар-Рамз», аят 9).

Как могут приравниваться деяния, когда человек совершает один благой поступок, будучи незнающим, что он благой, и он получает за это десятикратное вознаграждение - а если он совершит его, зная, что это благой поступок, то вознаграждение увеличивается от пятидесяти до пятисот тысяч степеней?

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний воскрешает алимов и говорит им: «О, собрание алимов! Я не наделил вас ильмом, чтобы наказать вас. Я прощаю вам грехи ваши».

Любовь к алимам

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В день суда Всевышний учиняет допрос одному рабу, и получается так, что перевешивают его плохие деяния над благими поступками - и за это велит его вводить в Ад. Когда ангелы пошли с ним бросить его в Ад, Творец говорит ангелу Джибрилу: «Иди, догони их и спроси этого раба, сидел ли  он вместе с алимом в одном помещении на этом свете? А если сидел, то Я прощу ему грехи». Спрашивает его об этом ангел Джибрил, а раб отвечает, что не сидел. Опять говорит ему Создатель, чтоб он спросил его, есть ли у него друг, который любит алимов? И если да, то Я прощу ему грехи. Спрашивает его ангел Джибрил, на что отвечает этот раб, что да, есть у меня один друг, который связан с алимами, он сидел вместе с ними и любил их. Тогда  Всевышний Аллах говорит: «Я прощаю тебе грехи за то, что ты дружишь с человеком, который любит алимов».

В восточных стихах сказано:

«Невежды мертвы до своей собственной смерти,

Алимы живы, даже если они скончались». (Так как остается их работа и люди помнят их).

Имам Али сказал:

«В невежестве есть смерть для людей до их смерти,

Тела их являются могилами до настоящих могил.

Мертв человек, не вдохновленный ильмом,

Нет для него воскрешения в его время!».

 

Аль-Маригани воспел:

«Обладающего ильмом долго помнят,

Невежда  находится под слоями земли после его смерти».

Сон алима – поклонение

Рассказывают что Пророк (мир ему и благословение) пришел в мечеть и обнаружил сатану у ее дверей. Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение) спросил: «Что ты здесь делаешь, о проклятый?»  А он отвечает, что хочет зайти в мечеть и испортить, запутать намаз молящегося человека, но, однако, боится вот того спящего человека. Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение) спросил: «О, проклятый! Почему ты не боишься молящегося человека, ведь он находиться в поклонении и в общении с Всевышним, а боишься спящего?» Тогда сатана отвечал, что тот, кто молится – невежда, искусить и запутать его легче, а спящий человек – алим. Если я запутаю намаз невежды, я боюсь, что спящий проснется и исправит его, а я тогда останусь побежденным. Тогда Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение) сказал: «Сон алима лучше, чем поклонение джахиля».

Смерть алима

Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто не опечалился смертью алима - тот мунафик (лицемер). Нет более тяжелой беды, чем кончина алима. Если муъмин опечален, что этот бренный мир покинул алим, Всевышний воздаст ему вознаграждение тысячи алимов и стольких же шахидов».

В другом хадисе Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение) сказал: «Смерть целого племени легче, чем кончина алима». Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Смерть тысячи абидов, бодрствующих целую ночь и постящихся днем, легче гибели одного алима, который знал, как отличать дозволенное от запретного, даже если его деяния не превышали того, что требуется Шариатом  обязательно» (даже если не совершал другие желательные поступки, кроме обязательных).

Сравнение простых людей с алимами – как сравнение белильщика одежды в  прачечной с солнцем. Если он будет злиться  на солнце, то вред будет самому, но не солнцу. Так же, если простые, обычные люди будут испытывать ненависть к алимам - то вред от этого обернется на них самих, а не на алимов, так как их тела ядовитые, и кто понюхает – заболеет, а кто вкусит - погибнет. То есть, если вдруг навредит им. Пример нюхания - это нанесение легкого вреда, а вкушения - пример тяжелого вреда.

Из книги «Минхадж аль-мутаалим».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.