Основы мусульманской религии

1 Февраль 2010
23595

Основы мусульманской религииМы живём в такое время, когда большинство людей поглощено мирской суетой и прожигает жизнь в погоне за иллюзорными благами этого бренного мира. Многие даже не задумываются о смысле жизни, об истинных и вечных ценностях. И когда заканчивается отпущенный для этой жизни срок и наступает время отправиться в долгий путь, перейти в Жизнь вечную, мы оказываемся без необходимого в пути багажа или, что ещё хуже, с бесполезным, но обременительным и даже опасным грузом, от которого уже невозможно избавиться. Чтобы в конце жизни не оказаться в печальном и безвыходном положении, человеку следует провести дарованное ему Аллахом время жизни в соответствии с Его велениями и наставлениями.

Что же собой представляет религия? Истинная религия – это путь, указанный Всевышним, это нормы и правила жизни, ниспосланные человечеству Господом через Своих посланников. Каждый разумный человек, достигший возраста совершеннолетия, обязан соблюдать их с глубокой искренностью и крепкой верой. Всевышний говорит, что единственная религия, ниспосланная и принимаемая Им, – это религия покорности Ему во всём. Ислам в переводе с арабского означает «покорность, повиновение воле Господа». Именно эту религию Единобожия и доводили до людей все пророки, начиная от Адама и заканчивая Мухаммадом.

Религия имеет три основы: 1. Иман, т.е. наличие у человека правильного вероубеждения. 2. Ислам, т.е. следование повелениям и запретам Всевышнего. 3. Ихсан, т.е. проявление искренности во всех деяниях.

Давайте рассмотрим эти основы подробнее.

ИМАН (ВЕРА).

Вера состоит из следующих шести обязательных составных частей – столпов:

1. Вера в Аллаха. Смысл веры в Аллаха заключается в нашей глубокой убеждённости в том, что нет ничего достойного поклонения, кроме одного Бога – Аллаха, что Он Единственный и не имеет сотоварищей, Предвечный и не имеет начала, Живой и не умирает, Вечный и Остающийся, Он не прекращал Своё существование и не прекратит, Он - Всеслышащий, Всевидящий, Всезнающий, Разговаривающий, Всемогущий, Его увидят в Раю только верующие. Он не похож ни на что и нет ничего подобного Ему. Он не нуждается ни в чём и ни в ком, а все Его творения нуждаются в Нём. К Нему неприменимы пространственные и временные ограничения. Он не меняется во времени, и время не меняется для Него, ибо Всевышний является Создателем и времени и пространства.

2. Вера в ангелов Аллаха. Что касается смысла веры в Его ангелов, то мы должны быть убеждены, что ангелы – рабы Аллаха. Они строго выполняют Его повеления и никогда не ослушиваются Его. Они созданы Аллахом из света (нура). Они не едят, не пьют и не имеют пола. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут из мёртвых.

3. Вера в Книги Аллаха. Смысл веры в Книги Аллаха заключается в  убеждённости в том, что все ниспосланные Всевышним писания, общее количество которых было 104, являются несотворённой, предвечной Речью Аллаха. Из них сто было в виде свитков, а четыре – в виде Книг, таких как Тора – ниспосланная пророку Мусе, Псалтырь – Давуду, Евангелие – Исе и Коран – пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Коран – последняя Книга Аллаха, завершающая цепь Божьих посланий, после которой не будет других книг. Изо всех Книг только Коран остался в неизмененном первозданном виде. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть  до Судного дня. Поэтому Аллах сохранил его от изменений и сохранит в дальнейшем.

4. Вера в пророков Аллаха. Что касается веры в пророков Аллаха, то мы должны быть убеждены, что все пророки и посланники Всевышнего были посланы к тому или иному народу (или ко всему человечеству) с Истинной религией. Они - самые лучшие и избранные рабы Аллаха. Они безгрешны и являлись примером подражания для людей.

К человечеству были посланы 124 тысячи пророков, в том числе и 313 посланников, начиная от пророка Адама до последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который является завершающим звеном в цепочке пророков. Все они были братьями по вере и призывали людей к покорности Всевышнему, т.е. к Единобожию.

5. Вера в Судный день. Смысл веры в Судный день заключается  убеждённости в том, что Всевышний воскресит все Свои создания после их смерти и соберёт их на местности – Арасат, установит «Весы справедливости», предназначенные для взвешивания деяний людей, и будет отчитывать Своих рабов, вследствие чего часть из них Аллах направит в Рай, по Своей милости, а часть - в ад, по Своей справедливости. Также мы должны быть убеждены в том, что допросы ангелов Мункара и Накира, мучения в могиле, Сират (мост над Адом), Мизан (Весы справедливости), Рай и ад, Хавз Пророка (источник, выпив из которого жажда утоляется навечно) и заступничество в Судный день – всё это является истиной.

6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха. Что касается смысла веры в предопределение судьбы с её добром и злом, исходящими от Всевышнего, то мы должны быть убеждены, что всё происходящее во Вселенной, хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха. Но людям дано право выбора между добром и злом, а иначе послание пророков и ниспослание Книг не имели бы никакого смысла.

Истинно верующий мусульманин обязательно, без всякого сомнения, должен верить во все столпы веры. Совершенство веры заключается в признании её столпов - языком, в подтверждении сказанного - сердцем, в выполнении богослужения - телом (подобно намазу, посту и т.д.), и в следовании сунне Пророка (мир ему иблагословение).

Кто явно не признаёт веру, тот - неверующий (кафир), а кто не верит сердцем - тот лицемер (мунафик), и они вечно пребудут в аду, если искренне не покаются и не примут веру до ухода из этого мира. Кто не выполняет возложенные Аллахом обязанности, хотя и верит - тот нечестивец (фасик), а кто не следует Сунне, тот - заблуждающийся нововведенец (мубтади). Они обязаны покаяться и возместить пропущенные ими обязанности.

ИСЛАМ (ПОКОРНОСТЬ). Каждый человек, у которого есть вера (иман), должен соблюдать требования Ислама. По тому, насколько тщательно человек соблюдает предписания Аллаха, можно судить о глубине и крепости его веры.

Ислам имеет очень много предписаний и норм, регулирующих жизнь и деятельность каждого человека и общества в целом, а пять следующих столпов являются первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман:

1. Произнесение формулы свидетельствования (шахады): Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-р-расулюллаh.

2. Совершение ежедневного пятикратного намаза. После произнесения шахады, означающей принятие веры, совершение намаза является самым важным и ценным деянием для мусульман. Намаз – это опора религии и ценнейший дар человеку от Аллаха. Пренебрегающий намазом не может быть истинным мусульманином. В хадисе Пророка (мир ему иблагословение)сказано: «Рухнет религия того, кто оставит намаз».

3. Соблюдение поста в месяце Рамазан.

4. Выплата закята – налога из имущества в пользу бедных и некоторых других нуждающихся категорий мусульман.

5. Совершение паломничества (хаджа) к Каабе, которая находится в городе Мекке, в определённое для него время при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Хадж необходимо совершить хотя бы раз в жизни.

ИХСАН (ИСКРЕННОСТЬ). Ихсан – это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим Аллаха. Ведь Аллах видит и слышит нас, хотя мы Его не видим - Он знает все наши мысли и намерения.

Поклонение, выполненное без искренности, не принесёт нам особой пользы. Чтобы достичь полной искренности, человек должен быть чистым от всех пороков души. Исламская наука, занимающаяся лечением таких пороков и ведущая человека к подобной искренности, называется суфизмом или же тарикатом. А лекарей этой науки называют устазами, шейхами или духовными наставниками, без которых замечать в себе тонкости проявления этих плохих качеств и очищать от них своё сердце почти невозможно. Поэтому каждый человек должен быть убеждён в том, что ему для этой цели необходим истинный и живой наставник, который знает все тонкости в столь важном деле. Под руководством такого шейха ему будет легче достичь степени Ихсана. Без такого воспитателя человеку крайне трудно искренне поклоняться Всевышнему.

Да поможет нам Аллах познать красоту Ислама! Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.