Наша жизнь – это цепочка постоянных расставаний
Каждый, приходя в этот мир, ведёт себя так, будто собирается жить... вечно. Обратите внимание, как живёт человек? На протяжении всей жизни он собирает материальные ценности, сложным образом формирует взаимоотношения с людьми, стараясь их сделать как можно более благополучными, прилагает массу усилий для достижения конкретных целей – хотя в одночасье ему суждено уйти из жизни, ничего с собой из земного не взяв!
Внутренне у человека всегда присутствует ощущение бесконечности своего земного пути, что, безусловно – иллюзия. Каждому неизбежно предписано вкусить смерть, но никому не дано знать её дату и место. В Коране сказано (смысл): «И ни одна душа не знает, что завтра предстоит ей приобрести, и ни одна душа не знает, на какой земле ей смерть предстанет. Поистине, лишь Аллах Всеведущ и Всезнающ»1.
Если бы человек доподлинно знал, что в определённый день его не станет, жизнь остановится – будет ли он так стараться заполучить то многое мирское, что в этот день навсегда потеряет?
Он пытается иметь как можно больше вовсе не для того, чтобы счастливо прожить жизнь, ведь радуется человек достаточно редко. На самом деле – он не верит или не хочет верить в свою кончину. Чувство, живущее глубоко внутри каждого из нас, всеми силами отрицает реальность смерти. Так устроена психика человека. А ведь мы ежедневно видим тех, кто даже своим видом прощается с нами и напоминает о тленности мира сего. Видим седовласых старцев с глубокими морщинами, тела и суставы которых ослабли, а наполненные печалью глаза будто обращаются с немым вопросом: неужели нам пора прощаться?
Люди постоянно нуждаются в увещевателе, ведь сердца «каменеют», разум утрачивает проницательность. Мирское (дунья) обольщает, отрицательная сторона души (нафс) подталкивает к греховному, шайтан не дремлет, воплощая в жизнь обещанное: «Воистину, я буду всеми путями сбивать их [людей] с пути истины»2. Как ни странно, но значительную роль увещевателя играет кончина мирской жизни. Известный сподвижник, второй праведный халиф Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «О Умар, смерть достаточна в качестве подлинного наставника и увещевателя!»3
Наша жизнь – цепочка постоянных расставаний. Сначала расставание с надёжным укрытием материнского чрева, с покровом плаценты, немного позже – с материнской грудью. Ещё через несколько лет приходит самостоятельность, а вместе с ней – первые серьёзные разлуки. Расставаниями наполнен каждый день нашей жизни: мы расстаёмся с друзьями и близкими, с местами и привычками, с родителями и выросшими детьми, с приобретёнными мирскими благами и положением в обществе. А впереди каждого из нас неизбежно ждёт последнее, окончательное расставание – с миром.
При глубоком осмыслении этих истин с особой остротой припоминаются все те благие дела, замершие на полпути, так и не воплотившись в жизнь, порывы и устремления души, не нашедшие отражения в поступках, которые были способны изменить нашу жизнь. Приходит ощущение каждой минуты своей жизни и понимание, что она – лишь возможность пополнить провизию Вечности. Причём подобное состояние человек будет переживать в День Суда, когда больше ничего нельзя будет изменить. В Коране сказано (смысл): «В тот День человек вспомнит всё. Но воспоминания эти не облегчат его участь. Он скажет: «Ох, если бы я раньше позаботился о своей вечной жизни!»4
Уместно вспомнить первую пятничную проповедь, с которой Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам: «О люди, позаботьтесь о себе! Знайте, клянусь Всевышним, каждого из вас постигнет смерть, затем оставите своих овец без пастуха [оставите свои сбережения и имущества, не взяв с собой ничего из накопленного за прожитые годы]. А после Аллах обратится к человеку (и между ним и Всевышним не будет ни переводчика, ни преграды): «Разве не явился к тебе Мой Посланник и не донёс до тебя веления Мои? Разве не даровал Я тебе имущество и не проявил безграничную милость к тебе? Что же ты сделал, как позаботился о себе?» Человек посмотрит направо, налево – и ничего не найдёт, затем посмотрит вперёд и увидит лишь ад. [Пусть Всевышний защитит нас, наших близких от столь страшного исхода!]»
Посланник (мир ему и благословение) продолжил: «Кто в состоянии защитить себя от адского огня хотя бы половиной финика, то пусть сделает это! Кто и того не найдёт, то – благим словом. Воистину, вознаграждение за благое деяние преумножается до десяти – и может быть в семьсот раз увеличено»5.
Умение пользоваться тем многим из дарованного Всевышним во благо мирское и вечное – удел лишь набожных. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Проницателен и умён тот, кто самокритичен, контролирует себя, анализирует свои поступки и трудится во благо ожидаемого после смерти. Немощен же, слаб тот, кто подчинил себя своим капризам и тешит себя мечтами»6.
Как-то несколько человек навестили Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) и застали его плачущим. С его уст сходили слова: «О мирское (дунья), отстань от меня! Обольщай кого-то другого! Воистину, я дал тебе развод трижды и нет возможности возврата. Твой срок – короток, жизнь твоя – презренна, а предметы наслаждения – малочисленны. Ах, сколь незначительна провизия для Вечности! Ах, сколь далёк и безлюден ожидаемый путь!»
Если двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение), составлявший треть мусульман в день принятия им Ислама, о котором Посланник Аллах (мир ему и благословение) сказал: «Ты – часть меня, а я – часть тебя»7, сетует на скудность провизии Вечности и трепещет перед ней – то каково должно быть наше состояние? Что же мы уготовили для дня возвращения к своему Создателю? Арабский поэт сказал:
Провизией ты запасайся для того, что неизбежно.
Поистине, ведь смерть – исход рабов всех Божьих.
Задумайся: смиришься ль, если рядом будут люди
С провизией той самой, а ты же – будешь пуст?
Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) часто повторял: «По наступлении вечера – не дожидайся утра. По наступлении утра – не дожидайся вечера. Возьми из здоровья своего то, что пригодится тебе при болезни, и возьми из жизни то, что пригодится после смерти»8.
Человек с искренней верой в сердце и делах должен трудиться для мирской жизни, будто он будет жить вечно, но не забывать о Будущей, подготавливаясь к ней, словно умрёт завтра.
1. См.: Св. Коран, 31:34.
2. См.: Св. Коран, 4:119.
3. См.: ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 425.
4. См.: Св. Коран, 89:23, 24.
5. См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия [Жизнеописание Пророка]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1992. Т. 2. С. 109.
6. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 402, хадис № 6468, «сахих».
7. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. С. 708.
8. См.: ан-Навави Я. Нузха аль-Муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 422.
Ильдар Аляутдинов