Решения, связанные с закятом
1. Поручение выплаты закята.
Можно уполномочить кого-либо выплатить закят, если выплачивающий совершит при передаче средств намерение для закята. Тогда уполномоченный может и не совершать намерение. Если уполномоченному было конкретно указано, кому передать закят, а он передал другому лицу, то он обязан возместить ущерб того, кому должен был передать. Если выплачивающий закят не указал, кому передать средства, то уполномоченный может отдать их своему совершеннолетнему сыну, если тот беден, а также своей жене, если та бедна. Но он не может оставить это себе, даже если беден. Чтобы такое стало возможным, выплачивающий закят должен разрешить уполномоченному передать средства туда, куда тот посчитает нужным.
2. Что можно дать бедняку?
Всё, что имеет ценность (обувь, ткань, хлеб, масло, сахар) можно отдать и бедняку, совершив намерение для закята.
3. Грех хитростей в закяте.
Те, кто слабы в вере, прибегают к хитростям, чтобы не выплачивать закят. К примеру, когда подходит к концу год, дают имущество своему родственнику, с условием, что потом тот вернёт его. Нельзя прибегать к таким действиям, это ущемляет права бедняка.
4. Состояние, которое не облагается закятом.
То, что утеряно, не облагается закятом. Также то, что упало в море и то, что закопано в поле, и хозяин забыл о месте его нахождения. Но спрятанное в доме облагается закятом, так как его можно легко найти. То, что должник отказался вернуть, тоже не облагается закятом. Оставленное на время где-то имущество тоже не облагается, если позабыл, где его оставил.
5. Закят не заменяет долг.
К примеру, бедняк должен состоятельному человеку тысячу рублей, и тот вместо выплаты закята прощает долг. Подобное не допускается. В этом случае можно поступить так: бедняку выплачивают закят и потом просят вернуть ту тысячу рублей. В этом случае и долг возвращён и закят выплачен.
6. Налог, отчисляемый государству, не заменяет закят.
Отчисленное в качестве налога уходит в казну государства, а закят назначен для определённой категории: бедных, нуждающихся и т. д.
7. Переносить закят из одного населённого пункта в другой, т. е. оттуда, где он находится.
Все учёные едины во мнении, что закят нужно раздавать там, где находится выплачивающий его. Также учёные согласились с тем, что если в одной местности, где раздают закят, хватило всем,получающим его, то можно перенести и раздать закят в другом месте. Согласно мазхабу Абу-Ханифы можно переносить, если есть для этого необходимость в Исламе.
8. Возможность выплаты оценочной стоимости закята.
Если для выплаты закята хозяину придётся отдавать овцу, верблюда или мешок муки, то можно отдать как их, так и их стоимость в денежном эквиваленте.
9. Необходимо выплатить закят побыстрее, как только станет он обязательным.
Это вызвано необходимостью скорейшего исполнения нужды бедного. Ислам призывает проявлять старание в скорейшем выполнении его повелений. Но можно и отложить выплату закята, пока прибудет тот, кто наиболее нуждается или нуждающийся родственник.
10. Закят за последующие годы можно выплатить заранее.
Если есть повод, это тоже считается нисабом.
11. Откладывание закята на несколько лет не освобождает от него.
Необходимо выплатить то, что причитается бедным. Без выплаты всего этого покаяние человека не принимается.
12. Освобождение от закята после смерти хозяина имущества.
Смерть хозяина имущества освобождает от закята, но хозяин впадёт в грех из-за неисполнения столпа Ислама. Поэтому с имущества покойного выплачивают закят, если есть завещание. Если в завещании указано, то с одной третьей доли наследства выплачивают закят. Если нет завещания, то наследники не обязаны выплачивать закят. Если они выплатят, то это будет добровольной милостыней (садака). Закят – это вид поклонения (ибадат) и одним из условий его является совершение намерения, а оно возможно только при живом хозяине.
13. Бедным и нуждающимся выплачивают не более нисаба (закятооблагаемого минимума).
Если у того, кому дают закят, есть дети, которых он должен обеспечить, то и каждому из них дают не больше нисаба. Бедные (нуждающиеся) бывают:
а) Работоспособные, но не имеющие необходимых орудий труда. Им дают необходимую сумму для их приобретения.
б) Неработоспособные. Им дают не больше нисаба при каждом необходимом случае.
14. Обложение долга закятом.
То, что человеку должен другой, облагается закятом, если должник признаёт долг и готов вернуть. С долга нужно выплатить закят и за прошедшие годы, если он не был выплачен.
15. Если тот, кто имеет состояние, равное нисабу, и в течение года получил ещё столько же (наследство, подарок и т. д.), то это тоже в конце года прибавляется к закятооблагаемому имуществу.
16. Если имущество испортилось после того, как достигло закятооблагаемого размера, оно освобождается от закята.
Если погибнет часть имущества, то эта часть вычёркивается из закятооблагаемого состояния. Например, закятом было обложено сорок верблюдов, а осталось 20, то закят выплачивается только с 20 верблюдов.