Шариатское решение относительно надевания мужчинами длинной одежды сводятся к следующему:
1) Желательно, чтобы одежда доходила до середины голени. Муслим привел от Ибн Умара, (да будет доволен ими Аллах): «Я проходил мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и мой изар (полотно, закрывающее нижнюю часть тела) волочился. Пророк сказал: «О Абдулла! Подними свой изар», и я не переставал поднимать его после этого». Некоторые люди спросили: «До куды?» и Ибн Умар ответил: «До середины голени».
Это относится не только к изару, но и к другой одежде, например, к брюкам. В хадисах же упоминается изар, поскольку он был общепринятой одеждой того времени, как об этом говорит Ибн Джарир ат-Табари.
Удивительно, что мы видим некоторых людей, укорачивающих свою одежду до середины голени, а брюки у них опускаются ниже щиколоток; тот же, кто желает соблюдать сунну, должен применять хадис ко всему, что надевает, к изару или заменяющей его одежде, поскольку Шу’ба сказал аль-Мухарибу, слышавшему от Ибн Умара приведенный хадис: «Я сказал аль-Мухарибу, относил ли Ибн Умар это только к изару? Аль-Мухариби сказал: «Нет, он имел ввиду не только изар, но и камис (длинная рубаха)».
2) Допустимо, чтобы одежда доходила до щиколоток, и это не считается нежелательным, поскольку в хадисах не содержится запрета на это. При болезни, ране, или по другой необходимости допустима длина и ниже щиколоток.
3) Запрещено на уровне харама, чтобы одежда опускалась ниже щиколоток, если это из-за гордыни. Таким образом, некоторые люди одевались еще лет тридцать назад, это было одним из проявлений гордости и высокомерия, так как руководители племен опускали подолы своей одежды, так чтобы они волочились по земле длиной в аршин или менее. Иногда даже к ним были приставлены люди, держащие этот подол, чтобы он не намок и не испачкался.
Доказательством запрета является хадис, приведенный аль-Бухари и Муслимом от Ибн Умара, (да будет доволен ими Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «В день Воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости», и хадисы, в которых запрет на удлинение изара не связывается с гордостью, рассматривается в совокупности с хадисами, в которых есть это условие.
4) Если одежда ниже щиколоток, но не по причине гордости, то этот факт можно расценивать как нежелательность, близкую к дозволенности. Абу Бакр, услышав приведенные слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), сказал: «О Посланник Аллаха, а ведь мой изар, если я не слежу за ним, иногда распускается и волочится по земле» (Это случилось по причине худобы Абу Бакра), на что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), ответил ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!» (в другой версии сказано: «Ты не из их числа».
Нежелательность связана с вероятной опасностью испачкать одежду нечистотами, поскольку Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «И одежды свои очищай»; некоторые толкователи прокомментировали: т.е. укорачивай её, чтобы она не соприкасалась с нечистотами (См Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т.14, стр.60-64; «Фатх аль-Бари», т.10, стр.254-264).
Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади.