Фетва учёного, Шейха Махмуда Ахмада аз-Зейн о вероубеждении

12 Июнь 2010
1746

Фетва учёного, Шейха Махмуда Ахмада аз-Зейн о вероубежденииВопрос: Что вы скажете о тех, кто утверждает следующее: поистине Аллаху необходимо находиться в пространстве и всякий, отрицающий это, по сути отрицает Его (да будет свят Он и велик). Так как то, что (или кто) не занимает места и не может существовать.

Ответ:

Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха (ссаллялаху алейхи вассалям) его семейством и сподвижникам! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Поистине, утверждающий подобное противоречит тому, что ясно известно нам из Корана, Сунны и разума. Поскольку Аллах сказал в Коране: «Аллах Творец всякой вещи (нет Ему сотоварища в творении и в поклонении)» (сура «ар-Раду», аят 16). Из этого аята следует, что место является творением Аллаха, который был ещё до того, как было создано всё (в том числе и пространство). И если Он существовал до появления места, то значит, и сейчас Он существует без места, ведь Он не нуждается в нём.

Но если скажет кто-то: «Я не могу представить что-либо, что существует, не занимая при этом места», то мы ответим ему – «чьё-то воображение не является источником для рационального суждения (хукм аклий)». Подобно тому, как не можешь ты представить себе Божественную сущность (затуЛлах) однозначно и бесспорно существующую, так ты не способен помыслить о чём-либо, не занимающем места, вместе с тем, что Аллах существовал без места (ещё до того, как оно было сотворено), ведь Он (‘Азза ва Джалля) ни в чём не нуждается.

Тот же, кто утверждает, что Всевышний существовал сначала без места, а затем после сотворения всего сущего появилось у Него место, по сути, говорит, что Аллах изменился - от состояния независимости, от пространства перешёл к пребыванию Им в определённом месте, что в свою очередь также не сходится с разумом и божественными текстами, т. к. Он не изменяется. В достоверном хадисе приводится: «О Аллах, Ты первый и не было ничего до Тебя. Ты последний и нет ничего после Тебя. Ты явный и нет ничего над Тобой. Ты сокровенный и нет ничего под Тобой». Сказал имам аль-Байхаки (да смилуется над ним Аллах): «Если нет ничего под и над Аллахом, то не занимает Он места». Потому что всякое существующее в пространстве бывает или над чем-то или под чем-то.

Перевод с арабского: Мухаммад Сагитилов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.