Не мутжтахид, а решения выносит…

20 Июль 2010
1039

Не мутжтахид, а решения выносит…Сегодня можно увидеть много людей, особенно молодёжь, которые читают переводы Корана, хадисов, брошюры и, набравшись некоторой информации, позволяют себе говорить: «Имам аш-Шафии ошибся в этом вопросе», или «Я считаю, ан-Навави не прав». Какое же должно быть у человека самомнение, чтобы осмелиться сказать подобное, осознавая, что он не может даже в оригинале прочитать и понять смысл Корана и Сунны, а всего лишь читает их переводы?

Эти учёные посвятили всю свою жизнь изучению Корана и Сунны, поняли их и это засвидетельствовали все учёные. Я хочу привести фатву одного из крупных учёных, ас-Сайида аш-Шарифа аль-Алляма Абдуррахмана ибн Хусейна ибн Умара, известного как Баляви (1250-1320 г.г.), да снизойдет на него милость Аллаха, который в своей книге «Бугят аль-Мустаршидин» сказал:

شخص طلب العلم، وأكثر من مطالعة الكتب المؤلفة من التفسير والحديث والفقه، وكان ذا فهم وذكاء، فتحكم في رأيه أن جملة هذه الأمة ضلوا وأضلوا عن أصل الدين وطريق سيد المرسلين ، فرفض جميع مؤلفات أهل العلم، ولم يلتزم مذهباً، بل عدل إلى الاجتهاد، وادّعى الاستنباط من الكتاب والسنة بزعمه، وليس فيه شروط الاجتهاد المعتبرة عند أهل العلم، ومع ذلك يلزم الأمة الأخذ بقوله ويوجب متابعته، فهذا الشخص المذكور المدَّعي الاجتهاد يجب عليه الرجوع إلى الحق ورفض الدعاوى الباطلة، وإذ طرح مؤلفات أهل الشرع فليت شعري بماذا يتمسك؟ فإنه لم يدرك النبي عليه الصلاة والسلام، ولا أحداً من أصحابه رضوان الله عليهم، فإن كان عنده شيء من العلم فهو من مؤلفات أهل الشرع، وحيث كانت على ضلالة فمن أين وقع على الهدى؟ فليبينه لنا فإن كتب الأئمة الأربعة رضوان الله عليهم ومقلديهم جلّ مأخذها من الكتاب والسنة، وكيف أخذ هو ما يخالفها؟ ودعواه الاجتهاد اليوم في غاية البعد كيف؟ وقد قال الشيخان وسبقهما الفخر الرازي: الناس اليوم كالمجمعين على أنه لا مجتهد، ونقل ابن حجر عن بعض الأصوليين: أنه لم يوجد بعد عصر الشافعي مجتهد أي: مستقل، وهذا الإمام السيوطي مع سعة اطلاعه وباعه في العلوم وتفننه بما لم يسبق إليه ادعى الاجتهاد النسبي لا الاستقلالي، فلم يسلم له وقد نافت مؤلفاته على الخمسمائة، وأما حمل الناس على مذهبه فغير جائز، وإن فرض أنه مجتهد مستقل ككل مجتهد.

«Если человек стремится к знаниям, много заглядывает в тафсир, хадис, фикх, очень смышлёный и с хорошей памятью, вдруг подумал про себя, что умма впала в заблуждение и вводит в заблуждение других относительно основ религии и пути господина всех Посланников (салляллаху аляйхи васаллям)... Если он отверг все книги учёных, не придерживался мазхаба, а, наоборот, стал делать иджтихад (иджтихад – это предельное усердие в формулировании мнения или же в вынесении правового заключения по какому-либо вопросу, относительно которого нет четкого указания в Коране и Сунне), и утверждает, что извлекает решения из Корана и Сунны, но в нём нет условий, необходимых для муджтахида, признанных среди учёных. И вместе со всем этим он обязывает умму придерживаться его мнения, обязывает следовать за собой... Такой человек должен вернуться на истинный путь, отказаться от несостоятельного притязания. О, если бы мне знать, чего же придерживаться, если бросить книги учёных Шариата, ведь он не встречался с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) и ни с одним из сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Если он обладает знаниями, то он их получил из книг ученых, а если они были в заблуждении, тогда откуда же ему знать правильный путь? Пусть он нам объяснит. Поистине книги четырёх имамов, да будет доволен ими Аллах, и их последователей в основном взяты из Корана и Сунны, откуда же этот берёт то, что противоречит им?»

Притязание на иджтихад сегодня очень далеко от нас, как же не быть этому, ведь сказали оба шейха (ан-Навави и ар-Рафии), и до них сказал имам ар-Рази: «Люди сегодня как бы единогласны, что нет уже муджтахида».

Ибн Хаджар передал от учёных по основам фикха: «Поистине, после имама аш-Шафии нет муджтахида, т.е. совершенного муджтахида (мутляк). И вот даже имам ас-Суюти, вместе с его широким кругозором и обхватом в знаниях, вместе с тем, что он был специалистом, лучше которого не было, притязал на иджтихад насаби (иджтихад в мазхабе), не на совершенный (мутляк), и ему не дали на это право, хотя количество его книг превышало пять сотен.

Подстрекать людей переходить на свой мазхаб не дозволяется, даже если предположить, что он совершенный муджтахид, подобный всем муджтахидам («Бугъят аль-Мустаршидин», глава «Иджтихад, аль-Ифта, ат-Таклид»).

Эта фетва отчётливо показывает сегодняшнюю картину в нашем обществе, хотя автор и жил более ста лет назад. Он даёт ответ тем, кто говорит: «Я следую только Корану и Сунне», и при этом делает отличные от учёных выводы и выносит ошибочные решения.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.