Что несут в себе беды и несчастья?

28 Октябрь 2010
4669

О том как беды смывают грехи.

Что несут в себе беды и несчастья?Ибн Аббас передал: «Когда был ниспослан этот аят, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Клянусь Аллахом во власти Которого моя душа, не случается даже малейшего беспокойства, например такого, чтобы содрогнулся или почесался какой-то участок тела, дрогнула или даже поскользнулась нога, кроме как из-за грехов, т.е. для очищения от них. Таких грехов, которые прощает Всевышний без наказания, больше, чем тех, из-за которых Он подвергает человека мучениям». Этот аят Корана входит в число аятов, которые несут нам особую радость.

Али Асхаб передает от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) радостную весть об этом аяте:

قال ابن عباس رضي الله عنه : لما نزلت هذه الآية قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : (( والذي نفسي بيده ما من خدش عود ولا عثرة قدم ولا اختلاج عرق إلا بذنب وما يعفو الله عنه أكثر ))

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «О Али! Каждая беда, приходящая к вам, будь это болезнь или другое бедствие - результат ваших грехов. Аллах Милостив, Он не наказывает в Судный день тех, кому в миру Он смыл грехи бедами и тяготами. Всевышний не возвращается к тем, кого простил. Таким образом, те остаются прощенными».

Икримат сказал: «Ни малая, ни большая беды не приходят к человеку, кроме как из-за грехов, которые смываются только посредством этой беды: или для того, чтобы обладать той степенью, которая достигается только таким образом».

Ибн Ата, один из ученых, познавших Аллаха, тоже говорит: «Тот, кто не знает, что беды и тягости, малые или большие, настигли его из-за совершенных им грехов; не знающий о том, что грехов, которые прощены ему Всевышним безо всяких испытаний, больше вышеназванных, является тем, кто не задумывается о благах, которые ниспосланы ему, и человеком, мало благодарным Господу».

В этом аяте есть милость и покой для тех, кто попал в беду, поскольку человек еще в земной жизни из-за бед получает прощение грехов, за которые в вечной жизни подвергся бы жестоким карам. Действительно, какими бы тяжелыми, жестокими ни казались земные беды, они намного легче по сравнению с мучениями вечной жизни. Некий человек обратился к пророку Мусе (аляйхи-с-салям): «Попроси Аллаха дать мне богатство. Пророк Муса (аляйхи-с-салям), выполняя желание этого человека, передал его просьбу Всевышнему. Аллах спросил пророка Мусу (аляйхи-с-салям): «Сколько он богатства просит, много или мало?». Пророк Myca (аляйхи-с-салям) ответил, что много. На следующий день тот человек ослеп на оба глаза. Он пошел к пророку Мусе (аляйхи-с-салям). По дороге на него напали волки и разодрали его, оставив одни кости. Пророк Myca (аляйхи-с-салям) спросил Аллаха: «Что это значило?». Аллах разъяснил: «Если бы тот человек просил малую часть богатства, Я бы дал ему и оставил в покое. Но он попросил много богатства, и Я дал ему много. Если собрать все богатство этого мира, его не будет много, оно всегда остается малым. Только в вечной жизни бывает много богатства, благодати. То количество богатства, которое он просил, он мог получить только в вечной жизни и только таким путем». Видите, даже все богатства этого мира оказываются незначительными. Подобно этому и все беды, тяжелые и многочисленные в этом мире, считаются малыми, легкими. Потому что беды этого мира не вечны, преходящи, им приходит конец. А вечная жизнь бесконечна и велики ее блага или мучения, даже самые малые.

Таким образом, этот аят призывает мусульман каяться в совершенных грехах. Всевышний не спешит наказывать в земной жизни неверующих из-за их дурных поступков, их Он будет наказывать в Вечной жизни. Беды для пророков, хотя они и безгрешны, и для святых предназначены для увеличения их степени, посредством проявления ими терпения. Беды, несчастья, которые происходят с маленькими детьми, тоже служат для их же благоденствия и для прощения грехов их родителей.

فعلى العاقل أن يسأل العفو والعافية في الدين والدنيا والآخرة فإذا ابتلي بشيئ من البلايا صبر عليه ليكون مأجورا ومكفرا عنه ذنوبه ... الخ . ((روح البيان))

Здравомыслящему человеку следует постоянно просить у Аллаха благ и здоровья в этой и Вечной жизни, а также в случае беды или несчастья проявлять терпение, чтобы таким образом были прощены его грехи и чтобы за такое поведение было записано ему вознаграждение.

Об изменениях Всевышним собственных решений

Аллах в другом аяте говорит:

لِكُلِّ أَجَلٍ كِتَابٌ * يَمْحُوا اللَّهُ مَا يَشَاءُ وَيُثْبِتُ وَعِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ (الرعد:38-39)

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) предостерегал безбожников рассказом о мучениях, которые настигнут их, если они не примут Ислам. Они же, издеваясь над Посланником (салляллаху аляйхи васаллям), требовали, чтобы эти беды, кары быстрее наступили если это истина. И еще они твердили, что он, наверное, не Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), иначе не стал бы изменять многие положения Торы и Евангелия, ибо они - слово Божье. Они также говорили, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) нарушает положения по своему усмотрению. Всевышний опровергая их утверждения, сказал (смысл): «Есть предопределение, определенные сроки, установленные для каждого решения Всевышнего. И сроки никогда не изменяются, не увеличиваются и не уменьшаются» .То есть требовать ускорения наказания бессмысленно, ведь для этого тоже есть установленное время - таков смысл изречения Всевышнего. Аллах по Своей воле может изменить границы Своего решения или оставить его без изменения. Аллах обла-датель книги «Умм-уль-Китаб», в которую занесены все изначальные основные решения. Они не могут быть изменены, зачеркнуты, в них нельзя ничего ни добавить, ни убрать. Это извечная наука, в которую не заглядывает никто, кроме Самого Всевышнего, какими бы великими не были пророки или ангелы.

قال ابن عباس رضي الله عنه : هما كتابان ، كتاب يمحو الله منه ما يشاء ويثبت ما يشاء ، وأم الكتاب الذي لا يغير شيء منه . ((خازن)) جـ 3 ، صـ 67

Ибн Аббас говорит: Есть две книги о судьбе: одна - та, в которой Аллах оставляет или убирает что хочет, другая - «Умм-уль-Китаб» - вечная, неизменная книга о судьбе».

У ученых - составителей тафсиров (толкований к Корану) есть разные толкования смысла аята: Всевышний убирает или оставляет, что пожелает. Ведь этот аят был послан, когда иудеи были недовольны изменениями, которые были сделаны в Торе. Им Аллах ответил: «Из норм Шариата и законов веры, из Своих решений Я любое оставлю, любое изменю». Или такое толкование: кто раскается, тому прощаются грехи, то есть из списка, куда вносятся все поступки, плохой стирается, вместо него вписывается хороший поступок. Еще одно толкование: каждого человека сопровождают ангелы, которые записывают все, что он сделал и что сказал, не пропустив ни слова. Дважды в неделю, в понедельник и четверг они представляют записи Всевышнему. В эти два дня Аллах убирает из них те слова и дела, за которые не будет ни воздаяния, ни наказания. Например, «я поел», «я вошел в дом», «я выпил воды» или подобные слова, если они не являются ложью. После, Аллаху представляются чистые листы, где записаны слова и поступки, за которые полагаются воздаяние или мучение.

وقيل : إن الله يثبت في أول كل سنة حكمها فإذا مضت السنة محاه وأثبت حكما آخر للسنة المستقبلة .

Есть и такой смысл этого аята: Всевышний в начале каждого года устанавливает одно решение, а когда завершается год, Аллах его изменяет и принимает другое решение уже на следующий год.

وقيل هو في المحن والمصائب فهي مثبتة في الكتاب ثم يمحوها بالدعاء والصدقة .

Этот аят также связывают и с бедствиями. Например, было решение о ниспослании определенной беды на человека. Оно может быть отменено, если он обратился с мольбой или раздал милостыню.

وقيل ان الله يمحو ما يشآء ويثبت ما يشآء لا اعتراض لأحد عليه يفعل ما يشاء ويحكم ما يريد . ((خازن)) جـ 3 ، صـ 67

И еще сказано о том аяте: «Аллах из той книги уберет, что пожелает и оставит, что пожелает. Кто может этому противостоять? Он сделает так, как захочет». И действительно, кто может вступить в спор со Всевышним или оспорить Его решения? И кто победит в таком споре?

Из книги досточтимого шейха Сайда-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.