Как мусульманин охотится на животных
Понятие «сайд», что в переводе с арабского означает охота, узаконена в Исламе, на что указывает нам слово Всевышнего:
وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا - المائدة2
Смысл: «А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (Тафсиру рухиль баян).
Этот аят ограничивает запрет на охоту во время ихрама, т.е. в состоянии выполнения хаджа и указывает на дозволенность охоты после завершения хаджа.
Мудрость дозволенности охоты.
Закалывание животного согласно установленным нормам, охота на них и другие способы, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) определил для того, чтобы животное можно было употребить в пищу, входят лишь в категорию поклонения. И эти способы не связаны с какой-либо причиной. Но ищущий может найти мудрость дозволенности закалывания и употребления определённых видов животных и запрета на других. Мудрость дозволенности охоты похожа на мудрость резания в безвыходном положении. Среди животных есть такие, которых Шариат дозволяет употреблять в пищу, но которых очень сложно заколоть согласно нормам Шариата. И поэтому Всевышний облегчил людям, дозволив охоту. И в этом облегчении есть милость и польза для размышляющего человека.
Животные, на которых можно и нельзя охотиться.
Основой в Шариате является дозволенность охоты на разные виды животных. Об этом свидетельствует слово Аллаха:
المائدة2 - وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا
Смысл: «А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (Тафсиру рухиль баян).
Но есть некоторые исключения:
- Охота на животных, мясо которых не дозволяется кушать, которых нельзя убивать и не наносящая вред. Но если охота не нанесёт вреда животному, к примеру, отлов его с помощью сетки, то такая охота не запрещается.
- Каждая охота, цель которой - забава и развлечение. И в данном случае не имеет разницы, можно ли мясо данного животного употреблять в пищу или нельзя. Т.е. запрещается тогда, когда человек вышел на охоту, к примеру, на дичь просто ради развлечения.
- Охота на животных паломнику в сезон хаджа. Всевышний говорит в Священном Коране:
لَا تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ
Смысл: «Вы не убивайте дичь, будучи в ихраме» (тафсиру ибн Аббас).
Так же запрещается охота на территории Харама (город Мекка) и , даже если сам охотник и не является паломником. Доказательством этому является то, что передаёт Бухари в разделе хаджа от ибн Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в день взятия Мекки:
قال رسول الله صلى الله عليه و سلم يوم فتح مكة ( إن هذا البلد حرمه الله لا يعضد شوكة ولا ينفر صيده ولا يلتقط لقطته إلا من عرفها )
Смысл: «Поистине это город, который Аллах сделал запретным. Не рубят там колючих деревьев, не пугают дичь, и не подбирают найденное, кроме как если знаешь хозяина».
Что же касается охоты на животных, мясо которых нельзя кушать, то нет греха паломнику, если они наносят какой-либо вред или если не вредят, цель охоты - поймать его для себя.
Дозволенный способ охоты
Различаются два вида или способа дозволенной охоты:
- Охота режущим, наносящим рану орудием, будь оно железом, свинцом, стеклом и др. Свидетельством этому является то, что передает Рафи бин Хадидж (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
ما أنهر الدم وذكر اسم الله عليه فكلوه
«То животное, кровь которого пролита с упоминанием имени Аллаха, кушайте» (Бухари - 2356).
Если же то, чем охотятся, будет не острым и животное убито ударом или раздавлено, или сожжено, то его не разрешается кушать.
Если же охотник, охотясь нережущим орудием, не убив, а ранив животное, успеет, пока оно не умрёт заколоть его согласно требованиям Шариата, то такое животное употреблять в пищу можно. Если охотник бросил в животное нож или пустил стрелу, то такое животное употреблять в пищу дозволяется.
- Охотиться с помощью обученных хищных животных и птиц, наносящих рану. В таком случае мясо этого животного дозволяется кушать.
К хищным животным можно причислить собаку, тигра, гепарда.
К птицам, наносящим рану, можно причислить сокола и т.д.
Условия дозволенности охоты хищными животными и птицами.
Дозволяется охотиться при помощи хищных животных и птиц при соблюдении нижеследующих условий:
- Обученный хищник должен броситься на то животное, на которое вы его направили, а не на другое. Если же, к примеру, охотничья собака по природному инстинкту набросилась на другое животное, то не дозволяется есть его мясо, кроме как закалыванием, соблюдая нормы Шариата.
- Охотничье животное должно останавливаться по приказу, на какой бы стадии бега оно не находилось.
- Охотничье животное не должно есть пойманную дичь, пока не придёт хозяин, т.е. охотник, который отправлял его. Но если она покушает после того, как принесёт дичь хозяину и уйдёт, то в этом нет вреда.
- Вышеперечисленные три условия нужно повторить два и более раз, чтобы утвердилось мнение, что это животное уже обучено и готово к охоте. В этом помогут опытные люди.
Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) разъяснил слово «мукаллябин», встречающееся в аяте Корана: «Это собака, которая исполняет все твои приказы и запреты».
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
إذا أرسلت كلبك المعلم وسميت فأمسك وقتل فكل وإن أكل فلا تأكل فإنما أمسك على نفسه
Смысл: «Когда ты отправишь обученную собаку и произнесёшь Бисмилля и она поймает и убьёт, то кушай. А если же она (собака) покушает что-либо из дичи, то ты не кушай, ибо она поймала эту дичь для себя» ( Бухари, Муслим).
Когда охота на дичь приравнивается закалыванию, а когда не приравнивается?
Если охота будет проведена по Шариату, соблюдая упомянутые условия, то в таком случае ситуацию можно разделить на два случая.
Первый случай, когда охотник настигает дичь до её смерти, т.е. дичь ещё жива.
Второй случай, когда охотник настиг пойманную дичь после её смерти.
В первом случае, когда дичь ещё жива, охотнику следует зарезать её по нормам Шариата. Если же охотник проявил халатность и не зарезал пойманное животное, и оно умерло без шариатского закалывания, то оно считается наджасом, которое не разрешается кушать.
Во втором же случае смерть этой дичи считается правильной с точки зрения Шариата и её кушать можно.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданном Бухари, говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Салябату на его слова «Я охочусь с обученной собакой» следующее: «Над добычей, на которую ты охотился с обученной собакой, упомяни имя Аллаха и кушай её. То же касается добычи, пойманной необученной собакой, которую ты успел заколоть».