В чем же благодать и как найти счастье?

5 Ноябрь 2009
8576

В чем же благодать и как найти счастье?Слово «баракат» в переводе с арабского языка означает «благодать, небесный дар». С шариатской точки зрения ученые-богословы говорят, что баракат - это Божественная тайна.

Баракат - это прибавление и дополнение. В имуществе - это увеличение, в доме это - спокойствие, в еде - насыщение, в семье - когда членов семьи много и у них хорошие нравы, во времени -  когда есть свободное время и возможность исполнения своих нужд, в здоровье - когда оно полноценное, в жизни - долголетие и совершение благих деяний, в знаниях это - познание истины. Одним словом, баракат включает в себя всё хорошее и много милостей от Аллаха, ниспосылается буквально на всё, что окружает мусульманина.  После этого не стоит удивляться тому, что люди стремятся приобрести баракат.

Рахиб аль-Асфахани (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу бараката: «Благодать - это постоянство Божественного блага в чём-либо».

Пророк (мир ему и благословление) во многих молитвах обучил нас испрашивать баракат, а также молить за тех, кто угостил нас пищей:

أللهم بارك لهم فيما رزقتهم واغفرلهم وارحمهم

«О Аллах, надели их благодатью в том, что Ты им дал, прости их и смилуйся над ними!» (Муслим).

Также обучил другой молитве для испрашивания бараката:

أللهم بارك لنا فيه

«О Аллах, надели нас благодатью в этом!» (Абу Дауд).

Сообщается, что Хаким ибн Хизам (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я попросил что-то у Посланника Аллаха (мир ему и благословление) и он дал мне это, потом я снова обратился к нему с просьбой, и он дал мне то, что я просил. Потом я снова обратился с просьбой, и он не отказал  и сказал: «О Хаким, поистине, это имущество (подобно) сладкому плоду: оно становится благодатным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его, подчиняясь желаниям своей души, благодатным оно не станет, и уподобится он человеку, который ест, но не насыщается» (Бухари).

Всевышний в Коране говорит:

 وَمَآ أَنفَقْتُمْ مِّن شَىْءٍ  فَهُوَ يُخْلِفُهُ وَهُوَ خَيْرُ الرازقين

Смысл: «Что бы вы ни израсходовали (для доброго дела), Он возместит всё, Он - Наилучший из дарующих удел» (Сура Сабаа, аят 39).

Абу-Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Не оскудеет из-за милостыни богатства» (Муслим).

Также Абу-Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Пророка (мир ему и благословление), что он сказал: «Аллах сказал: «О сын Адама - расходуй (во благо), и Я буду расходовать на тебя!» (Муслим).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха,(мир ему и благословение), поев, облизывал три пальца и говорил: «Если у кого-то из вас упадёт кусочек, то пусть устранит с него мусор и скушает его, а не оставляет его шайтану». И приказал нам доедать пищу до конца. Он сказал: «Ведь вы не ведаете, в какой (части) вашей еды - благодать» (Муслим).

Шестнадцать факторов, способствующих получению бараката:

- Коран.  

Аллах в Коране говорит:

وَهَذَا كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ مُصَدِّقُ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْ

 (Смысл): «И эта благословленная Книга, которую Мы ниспослали в подтверждение того, что было прежде из откровений» ( Сура Аль-Ан’ам, аят 92).

В хадисе Пророка (мир ему и благословление) говорится: «Не превращайте ваши дома в могилы, в которых не читается Коран,  поистине, шайтан бежит от дома, в котором читается сура Аль-Бакара».

- Богобоязненность и вера.

Нет сомнений в том, что эти два качества способствуют приобретению бараката, ведь Всевышний в Коране говорит:

وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ القرى ءَامَنُواْ  واتقوا  لَفَتَحْنَا  عَلَيْهِم بركات مِّنَ السمآء  والأرض  ولكن كَذَّبُواْ  فأخذناهم  بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُونَ

Смысл: «Если бы жители селений, не уверовавшие,  уверовали и стали бы бояться многобожия и греха, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба (дождь) и земли (урожай). Но они оболгали Пророка, и Мы наказали их посредством того, что они приобретали» (Сура Аль-а’раф, аят 96).

- Произнесение Басмалы.

Какое бы дело мы ни начинали с произнесением Басмалы - в этом присутствует баракат. В хадисе Пророка (мир ему и благословление) говорится: «Тому, кто при вхождении в дом и перед приёмом пищи поминает Аллаха, Шайтан с ненавистью говорит «Нет нам ночлега и ужина», а тому, кто не поминает Аллаха при вхождении дом, шайтан говорит: «Есть для нас ночлег!». А если не поминать Аллаха перед приёмом пищи, то шайтан добавляет: «Есть для нас ночлег и ужин!».

- Приём пищи с группой людей.

Ниспосылается баракат на людей, которые едят, собравшись вместе, а также на саму еду. В хадисе Пророка (мир ему и благословление) говорится: «Еды, рассчитанной на двоих, хватит и на троих, а рассчитанной на троих - хватит и на четверых».

- Сухур (предрассветный приём пищи в месяц Рамазан).

В хадисе Пророка (мир ему и благословление) говорится: «Поистине, в сухуре есть баракат».

- Вода Зам-Зам. 

Это благодатный родник, который пробился из-под сухой земли ещё в древности между скалами и который не прекращает давать воду до сих пор. Есть множество хадисов про этот священный источник. В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословление) говорит: «В воде Зам-Зам содержится исцеление ото всех болезней» (Дайлами).

Однажды Пророк (мир ему и благословление) после обхождения Каабы отправился к святому источнику Зам-Зам пить воду. Там он обнаружил напиток из сухих фиников в большом сосуде, из которого пили все, и попросил, чтобы его угостили. Сподвижник Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Посланник Аллаха, это напиток, к которому прикоснулось множество рук, я Вам лучше принесу из дома чистый напиток». Но Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Нет, напоите меня этим, я хочу получить благодать от рук мусульман!» - и выпил из этого сосуда.

Ещё у Пророка (мир ему и благословление)  был кувшинчик для омовения: люди посылали детей к нему, чтобы они для бараката  пили и обливали тела и лица водой из этого кувшина, и Пророк (мир ему и благословление)  не возражал им.

- Ночь Ляйлят уль – кадр

Для нас не секрет, что эта ночь - благодатная. В эту ночь люди собираются вместе, им рассказывают о достоинстве благодати этой ночи. Затем коллективно совершают намазы, поминают Аллаха. Всевышний в Коране говорит:

إِنَّا أنزلناه فِى لَيْلَةٍ مباركة إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ

      (Смысл): «Мы ниспослали Коран в благословенную ночь (Ляйлят уль – кадр) и Мы предупреждаем им» (сура Духан, аят 3).

- Оба праздничных намаза.

В этих намазах люди начинают с благодарности  Аллаху за все Его милости. Умму Атият (да будет доволен ею Аллах) сказала: « Нам было велено выйти в праздничный день, и незамужним девушкам, и женщинам, находящимся в состоянии когда намаз делать запрещено. Они стояли позади людей, читали такбир и дуа, похожий на тот, который читали все люди». В этот праздничный день Всевышний ниспосылает благодать на мусульман.

- Употребление дозволенной пищи.

В употреблении дозволенной пищи Аллах ниспосылает благодать. В хадисе Пророк (мир ему и благословление) сказал: «О люди, Всевышний чист и не принимает ничего нечистого» (Муслим). В запретном имуществе - нет благодати, и не обернётся она к нему, кроме как бедностью.

- Благодарность Аллаху (шукр).

Проявление шукру Всевышнему - это благодарность Аллаху за Его милости и использование их ради того, для чего они предназначены. Проявление благодарности подразделяется на три вида: сердцем, языком и телом. Что касается сердца - то, это верование, что Аллах един и нет ему сотоварищей; языком - это поминание Аллаха; телом - поклонение  Аллаху.

Всевышний в Коране нам поясняет, что посредством  благодарности увеличивается благодать. В Коране Аллах говорит:

لَئِن شَكَرْتُمْ  لأَزِيدَنَّكُمْ

Смысл: «Если вы будете благодарны - то Я одарю вас ещё большим!» (Сура Ибрахим, аят 7).

Увеличение, которое описывается в Коране, включает в себя всё, будь это здоровье имущество, жизнь и т.д.

 - Милостыня.

За милостыню Всевышний воздаяние  увеличивает, кому пожелает - до десяти раз, или до семисот. И имущество посредством милостыни становится  баракатным - и увеличивается. Аллах в Коране говорит:

 

مثل الذين ينفقون أموالهم في سبيل الله كمثل حبة أنبتت سبع سنابل في كل سنبلة مائت حبة والله يضاعف لمن يشاء والله واسع عليم.

 (Смысл): «Расходующие своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - сто зёрен. И Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах Всеобъемлющ» (Сура Аль-Бакара, аят 261).

- Совершение добра и сохранение родственных уз.

В хадисе Пророка (мир ему и благословление) говорится: «Пусть желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, не порывает связей с родственниками» (Бухари и Муслим). Сообщается от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Поистине, Всевышний любит мягкость (доброту) в каждом деле» (Бухари и Муслим).

- Пробуждение ранним утром.

В раннем пробуждении и начинании своих дел утром присутствует баракат. В хадисе Пророка (мир ему и благословление) говорится: «Ниспосылается баракат на общину мою в раннем пробуждении». Многие люди рассказывают о своей прибыли, что они добились её с помощью Аллаха и начинанием всех дел ранним утром.

- Женитьба (брак).

Женитьба является одной из причин к увеличению бараката, а некоторые праведные люди (салафу салих) стремились к женитьбе, дабы улучить финансовое положение. Этому есть довод из Корана:

وَأَنْكِحُواْالأيامى مِنْكُمْ والصالحين مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمائِكُمْ  إِن يَكُونُواْ فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ مِن فَضْلِهِ والله وَاسِعٌ عَلِيمٌ

(Смысл): «И выдавайте в брак безбрачных среди вас, и праведных, рабов и рабынь ваших. Если они бедны , обогатит их Аллах Своей щедростью» (Сура Ан-нур, аят 32).

- Использование масла Зайтун.

Дерево, из плодов которого делается масло зайтун - благословенное, оно описывается в Коране:

كَأَنَّهَا  كَوْكَبٌ دُرّىٌّ  يُوقَّدُ مِنْ شَجَرَةٍ مباركة زَيْتُونَةٍ

(Смысл): «Он возжигается от благословенного оливкового дерева» (Сура Нур, аят 35).

    Она также излечивает от многих болезней.

- Честность в торговле и во всех взаимоотношениях.

البيعان إن صدقا وبينا بورك لهما في بيعهما وإن كتما وكذبا محقت بركة بيعهما

«Совершающие сделку, если они друг другу скажут правду и не утаят ничего - то в их сделке будет баракат. Но если они утаят и солгут друг другу - в их сделке бараката не будет» (Муслим).

Баракат также можно получить от праведных людей с помощью Аллаха: посещением домов, где жили праведные люди, зияратов, одеванием одежды праведных людей, использованием тех вещей, которыми они пользовались (книгами, посудой и т. д.). Мольба ко Всевышнему  посредством их (любимцев Аллаха) является тавасул, и получая их баракат, раб Божий приближается к Аллаху. И нет сомнений в том, что кому мы обязаны поклоняться это - только Всевышний. С таким убеждением, и надеждой на получение бараката от праведных людей, человек в многобожие не впадает, как об этом говорят некоторые невежественные люди.

Известная личность в Исламе, сподвижник Пророка (мир ему и благословление) Халид ибн Валид (да будет доволен им Аллах) в одном из ожесточённых боёв приказал сподвижникам отыскать его потерянную чалму. А когда сподвижники нашли чалму, они ему сказали:

- О Предводитель,  зачем Вам такая растрёпанная чалма? Мы новую дадим.

- Не чалма для меня важна, важно то, что в ней.

Взяв чалму, Халид ибн Валид  (да будет доволен им Аллах) достал из неё волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословление)  и сказал: «Из-за бараката этого волоса мы одержали все победы в боях!».

Абдуллах ибн Ахмад (да будет доволен ими Аллах) рассказывает: «Когда Имам Аш-шафии (да будет доволен им Аллах) находился в Багдаде, я видел, как мой отец иногда замачивал в воде одежду Имама Аш-шафии (да будет доволен им Аллах) и эту воду добавлял при омовении, а иногда и пил - таким образом желая получить его баракат». 

Разве люди, которые весь мир знаниями наполнили, стали бы делать то, что может привести к многобожию, как об этом некоторые невежественные люди говорят?

عن أبي هريرة قال قلت: يا رسول لله إني أسمع منك حديثا كثيرا أنساه قال: (ابسط رداءك) فبسطه, قال: فغرف بيديه ثم قال: (ضمه) فضممته فما نسيت شيأ بعده

Абу-Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он сказал Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха, я слышу от тебя много изречений, которые забываю, а я не хочу их забывать».  Пророк (мир ему и благословление) сказал: «Постели свой халат». Абу-Хурайра постелил халат. Потом Пророк (мир ему и благословление) взял руками воздух, направил его в халат и сказал: «Собери его» (т.е. халат). Абу-Харайра собрал, и после этого он не забывал ничего» (Бухари).

Пусть Всевышний наделит нас баракатом и наставит на правильный путь. Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.