Любовь к нему – основа счастья

9 Июнь 2011
6878

Этика почитания духовного наставника.

Всеобщее возмущениеСледование истинному духовному наставнику, выполнение порученного им задания (вирд) по поминанию Аллаха и благословлению Пророка (мир ему и благословение), является обязательным для каждого мусульманина. Это обязанность и мужчин, и женщин, учёных и несведущих, правителей и простых людей, старых и молодых.

Многие аяты Корана, хадисы Пророка (мир ему и благословение) и изречения имамов всех четырёх мазхабов (богословско-правовых школ Ислама) обязывают мусульман вступить на путь познания Аллаха – Тарикат, получить покровительство суфийского шейха. Объём данной книги не позволяет привести всех.

Для получения доказательств можно обратиться к книге «Хакаикун ан ат-тасаввуф», изданной в Иордании. Абсолютно неверно утверждение, что не нужно следовать за духовным наставником, т. е. устазом. Всем известно, что Аллах создал человека нуждающимся в другом человеке. Со дня рождения ребёнок нуждается в родителях, потом, где бы ни учился, он нуждается в воспитателе, например, тот, кто хочет стать врачом, нуждается в опытном враче-преподавателе, студент нуждается в учёном-преподавателе, отправляющийся в путь нуждается в проводнике и т. д.

Если мы отправляемся по самому трудному, долгому и важному пути - пути приближения к Аллаху, каким же недальновидным должен быть человек, утверждающий, что на этом пути нам не нужен наставник, проводник! Разве разумный человек станет утверждать, что для лечения тела нужен врач, а для лечения болезней души не нужен? Суфийский шейх и есть учёный, который точно указывает путь к Всевышнему, и врач, который лечит духовные болезни.

Сегодня мусульманин более чем нуждается в истинном шейхе и поэтому должен вступить под его покровительство. Поводом для отказа от вступления под воспитание шейха не должны стать ни многочисленные грехи, ни употребление алкоголя, ни дурные привычки человека и т. д. Чем больше грехов, тем скорее необходимо идти к суфийскому шейху. Это подобно тому, как человеку больному необходимо скорее обратиться к врачу. Одни боятся идти к шейху, боясь лишиться благодати, из-за того, что не смогут последовательно, постоянно выполнить задание шейха. Напрасно.

Если по какой-то причине человек и пропустит выполнение задания, то в этом нет греха, смело надо идти к шейху и вступать на путь Тариката. Выполнению задания поможет Аллах и благодать шейха. Некоторые не торопятся идти к шейху из-за того, что думают, если вступить на путь Тариката, придётся отказаться от жизненных благ, бросить работу и всё время уединяться и поминать Аллаха. Нетрудно догадаться, что это тоже заблуждение.

Человек, ставший на путь Тариката, как и все имеет право заниматься хозяйством в дозволенных границах, и нет нужды уходить с работы. Находятся также люди, которые сомневаются в истинности устаза из-за греховного поведения его мюридов. И это неправильно. Ибо только пророки защищены от грехов, Аллах не создал других свободными, чистыми от грехов. Кроме нахождения в имане и Исламе, нет большего счастья и милости для мусульманина, чем посещение шейха.

Далее мы перечислим некоторые этические нормы почитания духовного наставника мюридом, извлечённые из книг великих имамов, учёных и праведных шейхов.

«Мюрид должен иметь осознанное убеждение, что его духовный наставник является наместником Пророка (мир ему и благословение) и истинным любимцем Аллаха – вали. Мюрид должен быть уверен в том, что его наставник на сегодняшний день самый совершенный человек на земле. Однако не следует думать, что шейхи так же, как и пророки, защищены от всех грехов. Они в определенной степени защищены от них, но могут и грешить, и в этом есть своя мудрость.

Необходимо чтить шейха, при нём неприлично громко разговаривать или вести беседу с другими людьми. Всё внимание следует обратить на него. В присутствии шейха не следует громко смеяться, но можно улыбаться. Прежде чем посетить его, следует совершить омовение и находиться рядом с ним чистым во всех отношениях. Когда он говорит, все должны молча слушать его, говорить только после того, как он завершит разговор. В его присутствии покорность, благоговение подобное тому, какое мы испытываем в молитве, не должны нас покидать. Так вели себя сподвижники рядом с Пророком (мир ему и благословение). Сподвижник Али ибн Аби Талиб рассказывал: «Когда говорил Пророк (мир ему и благословение), все, кто был рядом, сидели с опущенными головами, да так, что на их головы могли бы сесть птицы» (передал ат-Тирмизи) (см. «Итхаф». Т.8. С. 229).

Соблюдая этику по отношению к устазу, не следует вступать в споры с его окружением, его мюридами. Необходимо проявлять такое же уважение и к его семье, жёнам, детям. Почитая его, даже если он далеко от вас, следует вести себя так, будто он рядом.

В каждом слове, в каждом деле, в любом состоянии, имеющих отношение к нему, необходимо быть осторожным: не следует пользоваться его одеждой, садиться на его коня (транспорт), на подушку, на которой он обычно сидит, пить воду из посуды, которой он обычно пользуется, спать в его присутствии, и увлекаться при нём сунна-намазами.

Если же он тоже совершает сунна-намазы или находится в мечети, то мюридам также можно совершать сунна-намазы. Так как он наместник Пророка (мир ему и благословение), его необходимо любить больше, чем своих детей и родителей, чем жизненные блага, чем всех людей, с которыми вы общаетесь.

Любовь к нему – это основа счастья в обоих мирах. При его посещении корысть должна быть полностью исключена, не следует посещать его ради благ этой и Той жизни, приобретения Рая или спасения от ада, с целью видеть его чудеса и способности (караматы), стать при виде его праведным. В намерении должна присутствовать только одна цель – довольство Всевышнего.

Благословление устаза и его благотворное влияние не получит тот, кто о себе высокого мнения, нельзя надеяться на свои благие деяния или знания. Кто посетит его пустым, возвратится от него полным. Ни в коем случае не следует стараться увидеть в устазе его чудодейственные способности, ибо его достоинство и совершенство вовсе не зависят от этого. Посещение его с целью проверки обернётся несчастьем.

Прежде чем посетить устаза, следует раскаяться, сказав пятнадцать и более раз «Астагфируллах», один раз прочесть суру «аль-Фатиха», три раза суру «аль-Ихлас» и вознаграждение за прочитанное посвятить душе устаза. Если представится возможность помочь устазу, услужить ему, причём следует этому радоваться, но не гордиться этим. Необходимо за предоставленную возможность благодарить Аллаха.

Какую бы большую помощь ты ему ни оказал, не следует думать, что это много. Не следует смотреть ему прямо в глаза. Не следует идти к нему при сомнении или же против желания. В его присутствии мюрид должен сидеть по возможности опустив голову, покорно, так чтобы получить от него благодать (свет познания Аллаха).

В каком бы состоянии ты ни увидел устаза – ведёт ли он разговор о мирском, смеётся ли, гневается ли, принимает ли пищу, шутит ли – в любом случае нельзя, чтобы убеждение и любовь к нему изменились, ибо подобные состояния никак не могут отрицательно отразиться на его высокой степени достоинства. Ты приобретаешь больше пользы от того его деяния, о котором ты можешь полагать, что оно ошибочно, чем от того своего деяния, о котором ты думаешь, что оно правильно. Поэтому лучше подчиняться его велению, даже если ты и думаешь, что его действия не соответствуют Шариату. Они таковыми не бывают, ты думаешь так из-за своего глубокого непонимания Шариата, и сам не можешь постичь глубин премудростей Шариата. В этом полагайся на него и не меняй своего мнения о нём. Когда он тебя воспитывает, будь возле него подобно мертвецу перед человеком, который омывает его, полностью полагаясь на его волю, подчиняясь его действиям.

Старайся выполнять задания устаза по поминанию Аллаха (зикр) вовремя, соблюдая этические нормы. Пропущенный по какой-то причине вирд старайся возместить. То, что целесообразно и полезно для устаза, разрешается делать и без спроса, но если он повелел, то повеление следует исполнить даже вопреки этике. Не следует отвечать, если он не спрашивает. Ответ должен быть лаконичным, ясным и чётким.

Надо стараться понять намёки в его речах, не следует задавать вопросы поспешно, на ходу, в пути. Не полагается посещать его в пятницу, а также рано утром и поздно вечером. Необходимо верить, что он милосерден по отношению к тебе больше, чем ты сам и твои родители. Всегда - утром, вечером, после намазов, в высокочтимые, священные времена, необходимо упомянуть о нём в своей молитве (дуа), быть готовым, если в этом будет необходимость, отдать жизнь, защищая его. Следует любить тех, кого он любит, и не любить тех, кого он не любит. В важных вопросах необходимо советоваться с ним, если он находится рядом, если далеко – советуясь сердцем.

Нет для мюрида ничего хуже, чем быть отверженным сердцем муршида и разгневать его. Но иногда, когда шейх внешне сердито обращается к мюриду, последний должен даже радоваться. Нельзя обманываться тем, что устаз внешне приветлив с тобой. Мюрид всегда должен быть в состоянии страха и надежды. Цель мюрида – познание Аллаха, а шейх является посредником, который ведёт к этому познанию. Мюрид должен отвечать на вопросы шейха, какими бы большими его грехи не были.

Не все, кто себя называет шейхами, являются истинными шейхами. Шейх должен быть связан по духовной цепочке с самим Пророком (мир ему и благословение), передающий мюридам Тарикат без изменений его основ, знающий и правильно применяющий на практике Шариат и у которого в руках иджаза, т. е. письменное разрешение, которое ему дал его наставник. Поэтому следует быть осторожным, прибегая к истихаре (выбор, опираясь на волю Аллаха), покорно проси Аллаха, чтобы Он привёл тебя к истинному шейху. Нельзя считать правильным нежелание идти к живому шейху, под предлогом наличия задания (вирда), взятого у усопшего шейха. Имам Кадирийского тариката, истинный кутб Абдуль-Кадыр Гилани говорит: «Если поминание Аллаха (зикр) не взято от живого шейха, непосредственно связанного по цепочке с Пророком (мир ему и благословение), слова «ля иляха илля-ллах» в момент смерти невозможно вспомнить, они не приходят в сердце» (см. «Калайд аль-джавахир»).

Узнать больше об этике почитания устаза можно из книги Хасана Афанди из Кахиба «Хуласат аль-адаб», да снизойдёт на нас его благодать! Среди книг, написанных не по-арабски, нет ни одной, где бы более полно рассказывалось об этике почитания устаза. Эта книга переведена и на русский язык.

Да поможет нам Всевышний любить его пророков и праведников и соблюдать этику почитания так, чтобы Он сам был доволен нами! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.