Наставником того, кто не имеет духовного наставника, является… шайтан

22 Июнь 2011
3555

Великий праведник третьего века по хиджре Абу Язид аль-Бастами говорил: «Наставником того, кто не имеет духовного наставника, является шайтан». Под наставником здесь имеется в виду суфийский шейх[1].

Наставником того, кто не имеет духовного наставника, является… шайтанНекоторые не обладающие глубокими знаниями о суфизме люди ставят под сомнение истинность этих слов. Но человек, обладающий знаниями и способный анализировать, несомненно придёт к выводу, что эти слова имеют под собой основание.

Прежде всего необходимо сказать, что подобные утверждения дошли до нас от многих известных учёных и праведников.

В книге «Анварул кудусия» приводится информация, что Джунайд аль-Багдади говорил: «Кто пойдёт этим путём без шейха, впадёт в заблуждение и введёт других в заблуждение»[2].

Мало кто из учёных удостоился такого почтения и всеобщего признания, как Джунайд аль-Багдади; наверное, вы согласитесь, что этот великий праведник не стал бы без оснований утверждать подобное.

Аль-Кушайри, крупнейший учёный пятого века хиджры, в книге «Рисала» пишет: «Является обязательным для мюрида вступление под воспитание шейха, и если не будет у него наставника, то не спасётся он никогда»[3].

В этой же книге аль-Кушайри приводит и слова своего шейха Абу Али ад-Дикака: «Дерево, выросшее само по себе, без ухода садовника, даёт листья, но не плодоносит. Так же и мюрид: если не имеет наставника, то он является поклоняющимся своим страстям и не найдёт он выхода из этого положения»[4].

Аль-Газали в книге «Возрождение наук о религии» пишет: «Также и мюрид нуждается в шейхе и наставнике, дабы тот наставил его на прямой путь. Пути религии скрыты, а пути шайтана явны и многочисленны; и тот, у кого нет шейха, того шайтан непременно поведёт своими путями. Кто без проводника отправился через пустынные земли, тот подверг себя опасности и привёл к погибели…»[5].

Наверное, нет необходимости писать о том, какое положение в исламском мире занимал аль-Газали. Одно то, что его прозвали «доводом Ислама» и «обновителем столетия», многое говорит о его достоинствах.

Подобные цитаты можно найти у многих учёных и праведников. И те, кто высказывал эти идеи, как вы понимаете, являлись крупнейшими учёными, на книги которых мы опираемся в вопросах религии. Меня удивляет, что некоторые интересующиеся исламскими науками люди отрицают необходимость суфизма, тогда как учёные, из книг которых они получают знания, имели противоположное мнение. Когда их спрашиваешь, из книг каких учёных вы берёте знания о Коране, хадисе, Шариате, они называют имена известных учёных, таких как Шафии, Газали, Навави, Ибн Хаджар, Суюти и т. д. Но когда им рассказываешь о том, как относились эти учёные к суфизму, то до них это… не доходит.

История свидетельствует, что огромное количество учёных были суфиями или теми, кто высказывался о суфизме хорошо. Что же, если не признание истинности этого пути, заставило их вступить под опеку суфийских шейхов и с почтением отзываться о пути суфиев! Многие из этих учёных ещё до вступления на этот путь обладали обширными знаниями и были теми, от кого получали знания мусульмане. Тот же аль-Газали был известен во всём исламском мире задолго до вступления на путь суфиев. Со всех концов исламского мира к нему стремились за знаниями, но, тем не менее, как он сам признал после вступления на путь суфиев, обладания знаниями оказалось недостаточным для обретения чистого сердца.

Шайтан и сердце сына Адама

В хадисе говорится: «Воистину в теле человека есть кусок плоти, и если он здоров, то здорово всё тело, а если он порочен, то порочно и всё тело. Это сердце».

Сердце человека подобно крепости, за обладание которой идёт борьба между ангелами и шайтанами. Человек забывает Аллаха – и в сердце проникает шайтан, он вспоминает Аллаха – и сердце занимают ангелы.

В Коране шайтан описывается как «аль-ханнас», то есть тот, который удаляется от сердца, когда поминают Аллаха. Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что шайтан обладает способностью проникать в сердца и внушать людям плохое. Приведём некоторые из них.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Шайтан имеет удел в сердце, и ангел имеет удел. Что касается удела шайтана, то это внушение всего плохого и отрицание истинны. Что касается удела ангела, то это внушение всего хорошего и утверждение истинны. И кто найдёт в себе это, то пускай знает, что это от Аллаха, и воздаст Ему хвалу. А кто найдёт другое, то пусть прибегнет к защите Аллаха»[6].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Поистине шайтан передвигается в человеке с кровью!» (Сахих аль-Бухари)[7].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Нет никого из вас, чтобы не было с ним приставника из числа джинов!» Его спросили: «И с тобой, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И со мной, однако Аллах помог мне против него, и он принял Ислам, и не велит мне ничего, кроме благого!» (Сахих аль-Муслим)[8].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-либо из вас пребывает в мечети, то к нему подходит шайтан и старается подчинить себе, как вы подчиняете своё животное. И если удаётся, то шайтан спутывает ваши ноги или надевает на вас узду». Далее Абу Хурайра говорит: «И вы видите это. Что касается того, кто опутан, вы видите его прислонившимся, не поминающим Аллаха. А что же касается того, на кого надели узду, вы видите его с раскрытым ртом, не поминающим Аллаха» (Муснад имама Ахмада)[9].

В хадисе говорится: «Шайтан протягивает свой хобот к сердцу сына Адама и, когда тот поминает Аллаха, шайтан удаляется. А если забывает Аллаха, протягивает хобот к сердцу» (аль-Джамиул Кабир Суюти)[10].

От Посланника Аллаха (мир ему и благословение) передают, что пророку Закарии (мир ему) было ниспослано пять велений. Среди них было и такое: «Он велел вам много поминать Аллаха. Поминающий Аллаха подобен человеку, вслед за которым идёт враг, и он входит в укреплённую крепость и тем самым защищает себя. Так же и раб не спасётся от шайтана, кроме как поминанием Аллаха» (Мустадрак Хакима)[11].

Говорят, Абу Саид аль-Хараз увидел дьявола, который сторонился его. Абу Саид подозвал его. Дьявол сказал: «Что мне делать с тобой?! Ты всё время поминаешь Аллаха и отдалился от того, чем я обманываю людей». «Что же это?» – спросил Абу Саид. «Мирское», – ответил дьявол[12].

Как мы видим, и Коран и хадисы свидетельствуют о том, что шайтан имеет путь к сердцу и обладает возможностью внушать плохое. И спасение – лишь в поминании Аллаха. Но необходимо понимать, что имеется в виду не то поминание, к которому привыкли многие из нас, когда в поминании участвует лишь язык… а сердце занято другим. Подобного поминания недостаточно, чтобы шайтан отдалился от сердца. Далее мы раскроем истинную суть поминания и пути достижения состояния, при котором шайтан не приближается к сердцу.

Поминание Аллаха

Аль-Газали в книге «Арбаин фи усули ддин» пишет: «Открылось для обладающих видением, что поминание Аллаха является наилучшим из деяний. Но поминание имеет три оболочки и сердцевину. Ценность оболочек в том, что через них пролегает путь к сердцевине.

Первая, самая внешняя оболочка – поминание лишь языком.

Вторая оболочка – поминание сердцем. Но поминающий нуждается в контроле, чтобы сердце пребывало с Аллахом, иначе оно отвлечётся на посторонние мысли.

Третья оболочка – на этой ступени поминание овладевает сердцем, и уже нет необходимости держать под контролем сердце. Наоборот, поминающий вынужден приложить усилие, чтобы отвлечь сердце от поминания, тогда как раньше он был вынужден приложить усилие, чтобы не отвлечься от поминания.

Сердцевина же, которая находится за этими тремя оболочками, это когда Всевышний, Которого он поминает, овладевает полностью его сердцем, и исчезает поминание в смысле повторения имён Аллаха, и он уже не оборачивается ни к сердцу, ни к поминанию, так как полностью поглощён Тем, Кого поминает»[13].

В «Возрождение наук о религии» Аль-Газали описывает, каким образом можно достичь этой сердцевины: «…И тогда шейх учит его определённому зикру, дабы его язык и сердце были заняты им. Уединившись, мюрид начинает повторять «Аллах, Аллах» или же «Субханалла, Субханалла» или другие слова поминания, которые шейх предпочёл. Он не перестаёт усердствовать, пока поминание не переходит полностью в сердце, а язык не перестаёт двигаться. И далее он усердствует в поминании сердцем, пока сердце не покинут слова и останется лишь суть (то есть состояние всецелого растворения в Аллахе, когда он ничего, кроме Него, не видит), которая овладеет им полностью. Сердце освободится от всего, кроме Аллаха, так как оно не может одновременно быть занято двумя вещами. Когда сердце занято поминанием, оно свободно от всего остального …»[14].

Описанное выше лишь начало пути праведников. Работа над очищением сердца подобна очищению перед намазом. Так же, как к намазу, который является общением с Аллахом, приступают после очищения, и истинный путь начинается после очищения сердца от всего, кроме Аллаха.

А нельзя ли… без шейха?

Может возникнуть вопрос: а нельзя ли обойтись… без шейха? Разве недостаточно самому практиковать поминание, допустим, как это описывает аль-Газали?

Но, прежде чем отрицать необходимость вступления под воспитание суфийского шейха, я советую провести вот такой эксперимент.

Поставьте перед собой задачу с завтрашнего дня поминать сердцем Аллаха. То есть повторять «Аллах, Аллах», не отвлекаясь ни на что другое. Приготовьте перед сном часы, листок бумаги и ручку. Сразу после пробуждения вспомните о своём намерении и приступайте к поминанию Аллаха, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли. Старайтесь в течение дня, за исключением времени, необходимого для выполнения своих обязанностей, не отвлекаться на что-либо другое. Записывайте время, которое удалось, не отвлекаясь, посвятить поминанию. Перед сном посчитайте, сколько времени вы провели в поминании Аллаха. Думаю, вы будете сильно разочарованы результатом. Поработайте таким образом над собой некоторое время, допустим месяц или два. По прошествии месяца задайте себе вопрос: удалось ли вам подняться на третью ступень поминания, когда не требуется прилагать усилия, чтобы сердце не отвлекалось от поминания? На 99,9 процентов я уверен, что вам не удастся достигнуть этой ступени. А ведь это всего лишь оболочки!

Для сравнения приведу вам состояние, в котором пребывает искренний мюрид в начале пути. Известный суфийский шейх Хасан Афанди аль-Кахиби так описывает его: «В самом начале этого пути на меня снизошло такое состояние, в котором я не мог заставить сердце не поминать Аллаха, даже приложив для этого усилие. Качеством моего сердца стало то, что в нём всегда протекало поминание без какого-либо моего участия. Каждый раз, когда я обращал внимание на сердце, я обнаруживал, что оно произносит «Аллах, Аллах…» с удивительной скоростью, за которой не успевало моё воображение, подобно тому, как взор не успевает за пчелинными крылями».

Интересно, сколько времени нам потребуется, чтобы достичь хотя бы подобного состояния. Даже практикуя подобное поминание всю жизнь, вряд ли мы сможем достичь изложенного этим великим праведником. А ведь это лишь начало пути! Каким же образом мы собираемся не пускать шайтана в сердце, если не можем приучить сердце не отвлекаться от повторения имён Аллаха, не говоря уже о том, чтобы быть полностью поглощённым Тем, Кого поминаем?

Каким образом шейхи могут помочь?

Ибн Хишам говорит, что после взятия Мекки Фузала бин Умайр вознамерился убить Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда тот совершал таваф вокруг Каабы. Когда он приблизился, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился к нему: «Фузала?» «Да, Фузала, о Посланник Аллаха», – ответил он. «Что ты замышлял?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). «Ничего, я поминал Аллаха», – ответил Фузала. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) улыбнулся и сказал ему: «Покайся». И после этого положил руку ему на грудь – и сердце его… успокоилось. Впоследствии Фузала рассказывал, что к тому времени, как Пророк (мир ему и благословение) поднял руку, не было никого, кто был бы любимей, чем он[15].

Этот человек до такой степени ненавидел Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что готов был пожертвовать своей жизнью, лишь бы убить его. Ведь он знал, что сподвижники растерзали бы его, если бы он причинил Пророку (мир ему и благословение) хоть малейший вред. Что же изменило его внутренний мир столь кардинально в течение нескольких мгновений? Вы можете себе представить, что человек, которого вы ненавидите больше всего, положил бы руку на ваше сердце – и ненависть к нему не просто исчезла бы, а превратилась бы… в безграничную любовь и преданность?! И этот человек стал бы для вас самым дорогим человеком на Земле!

Передают, что, когда в сердце Убай бин Кааба закралось сомнение в истинности пророчества, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) положил руку ему на грудь и, как говорит Убай: «Я начал обливаться потом и почувствовал такой страх, как будто я смотрю на Аллаха»[16]. Всего лишь прикосновение руки – и из сердца исчезли все сомнения!

Сподвижники являются лучшими из людей после пророков. Вера некоторых из них достигла уровня, который недоступен даже всей умме вместе взятой. Множество хадисов указывает на то, что вера Абубакра (да будет доволен им Аллах) перевесит веру всей уммы. Среди мусульман было множество праведников, которые читали Коран больше, чем Абубакр, совершали больше молитв, постились больше, – но тем не менее даже вместе взятые они не достигнут уровня, которого достиг Абубакр и другие сподвижники. Какова же причина того, что они возвысились на недосягаемую для других высоту? Ответ на этот вопрос можно найти в Коране.

Всевышний говорит в Коране (смысл): «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости – хотя прежде они находились в очевидном заблуждении»[17].

Среди них был Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и это возвысило их над всеми остальными. Если бы дело было лишь в словах, то множество людей могли бы подняться на уровень Абубакра. Истинное знание не ограничивается лишь словами, знание – это свет познания, которым Аллах озаряет сердца Своих избранных рабов. Сподвижники приобрели этот свет познания от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а учёные, наследники пророков, приобрели этот свет от сподвижников. И так – из поколения в поколение! – последующие приобретали этот свет от предыдущих.

Как встреча с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) очищала сердца сподвижников, так же и встреча с учёными, сердца которых озарены светом познания, очищает сердца мусульман.

В хадисе говорится, что Лукман аль-Хаким говорит сыну: «Сын мой! Присаживайся к учёным как можно ближе. Воистину Аллах оживляет сердца светом мудрости, так же как оживляет мёртвую землю дождём с небес» (Мувата)[18].

Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто приближённые рабы Аллаха?» Он ответил: «Те, при виде которых вспоминают Аллаха»[19].

В другом хадисе говорится: «Среди людей – такие, кто являются ключами к поминанию Аллаха. Когда видят их, вспоминают Аллаха»[20].

Кто же эти учёные, которые оживляют сердца и являются ключами к поминанию Аллаха, если не суфийские шейхи?! Если кто скажет, что это факихи или учёные хадиса или тафсира, то вся история Ислама свидетельствует о том, что сами эти учёные нуждались в посещении суфийских шейхов, чтобы и им открылись врата поминания. О том, как относились крупные учёные Шариата к суфийским шейхам и каким непререкаемым авторитетом и почётом они пользовались как среди учёных и правителей, так и среди простолюдинов, можно написать не одну книгу. Но рамки статьи не дают нам возможности углубиться в эту область.

Теперь мы узнали, что сердце, не поминающее Аллаха, захватывает шайтан, и, даже приложив усилия в течение долгого времени, мы не смогли приблизиться к истинному поминанию, и знаем, что бывают люди, которые являются ключами к поминанию (по свидетельству учёных – это суфийские шейхи). И если, после того как мы узнали всё это, что-то внутри нас не даёт следовать путём этих людей – то кто же тот, к советам которого мы прислушиваемся, как не шайтан? И кто же тогда наш наставник, как не шайтан?!

А как же насчёт тех, у кого нет возможности найти шейха?

Как мы знаем, чтобы предстать в намазе перед Аллахом, необходимо совершить омовение. Если же нет возможности достать воду, то разрешается заменить омовение протиранием чистой пылью. Подобно этому человек, который не смог найти шейха, имеет оправдание, и спрос с него будет не такой, как с того, кто имел подобную возможность. Милость Аллаха велика, и даже грешник, что всю жизнь провёл в грехах, из-за одной фразы «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ» может попасть в Рай и избежать наказания! Что уж говорить о том, кто хоть и не имел возможности посетить истинного шейха, тем не менее старался поминать Аллаха и сторонился греховного по мере возможности? Но всё же ему будут недоступны те ступени, которые были бы доступны, если бы он вступил под воспитание наставника.

Если мусульманин не имеет возможности приобретать знания от учёных, то, несомненно, его поклонение будет ущербным. В подобном состоянии мы пребывали во время правления коммунистов, когда уничтожались учёные Шариата и людям не давали возможности приобретать исламские знания. Мусульманину, который старался следовать Шариату в то время, несомненно, воздастся за его усилия, но ведь мы понимаем, что если бы у него была возможность приобретать знания, он достиг бы большего, прилагая те же усилия. То же самое и в случае с духовным наставником.

[1] يقول أبو يزيد: من لم يكن له أستاذ فإمامه الشيطان .

[2] (الأنوار القدسية للشعراني ) -وقد كان الإمام أبو القاسم الجنيد رحمه الله يقول : من سلك بغير شيخ ضلّ وأضلّ

[3] (الرسالة القشيرية) – ثم يجب على المريد أن يتأدَّب بشيخ؛ فإن لم يكن له أستاذ لا يفلح أبداً. هذا أبو يزيد يقول: من لم يكن له أستاذ فإمامه الشيطان.

[4] (الرسالة القشيرية) – وسمعت الأستاذ أبا عليِّ الدقاق يقول: الشجرة إذا نبتت بنفسها من غير غراس فإنها تورق، ولكن لا تُثمر؛ كذلك المريد إذا لم يكن له أستاذ يأخذ منه طريقته نفساً نفساً فهو عابد هواه، لا يجد نفاذاً.

[5] (إحياء علوم الدين لمحمد الغزالي) – فإذا قدم هذه الشروط الأربعة وتجرد عن المال والجاه كان كمن تطهر وتوضأ ورفع الحدث وصار صالحا للصلاة فيحتاج إلى إمام يقتدي به فكذلك المريد يحتاج إلى شيخ وأستاذ يقتدي به لا محالة ليهديه إلى سواء السبيل فإن سبيل الدين غامض وسبل الشيطان كثيرة ظاهرة فمن لم يكن له شيخ يهديه قاده الشيطان إلى طرقه لا محالة فمن سلك سبل البوادي المهلكة بغير خفير قد خاطر بنفسه وأهلكها ويكون المستقل بنفسه كالشجرة التي تنبت بنفسها فإنها تجف على القرب وإن بقيت مدة وأورقت لم تثمر فمعتصم المريد بعد تقديم الشروط المذكورة شيخه فليتمسك به تمسك الأعمى على شاطيءالنهر بالقائد بحيث يفوض أمره إليه بالكلية ولا يخالفه في ورده ولا صدره ولا يبقى في متابعته شيئا ولا يذر وليعلم أن نفعه في خطأ شيخه لو أخطأ أكثر من نفعه في صواب نفسه لو أصاب فإذا وجد مثل هذا المعتصم وجب على معتصمه أن يحميه ويعصمه بحصن حصين يدفع عنه قواطع الطريق وهو أربعة أمور الخلوة والصمت والجوع والسهر وهذا تحصن من القواطع فإن مقصود المريد إصلاح قلبه ليشاهد به ربه ويصلح لقربه

[6] (السنن الكبرى للنسائي) – [ 11051 ] أنا هناد بن السري عن أبي الأحوص عن عطاء عن مرة عن عبد الله قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم إن للشيطان لمة وللملك لمة فأما لمة الشيطان فإيعاد بالشر وتكذيب بالحق وأما لمة الملك فإيعاد بالخير وتصديق بالحق فمن وجد من ذلك فليعلم أنه من الله فليحمد الله ومن وجد من الآخر فليتعوذ من الشيطان ثم قرأ { الشيطان يعدكم الفقر ويأمركم بالفحشاء والله يعدكم مغفرة منه وفضلا }

[7] (صحيح البخاري) – 6219 – حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ ح و حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ قَالَ حَدَّثَنِي أَخِي عَنْ سُلَيْمَانَ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ أَبِي عَتِيقٍ عَنْ ابْنِ شِهَابٍ عَنْ عَلِيِّ بْنِ الْحُسَيْنِ أَنَّ صَفِيَّةَ بِنْتَ حُيَيٍّ زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَخْبَرَتْهُ أَنَّهَا جَاءَتْ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَزُورُهُ وَهُوَ مُعْتَكِفٌ فِي الْمَسْجِدِ فِي الْعَشْرِ الْغَوَابِرِ مِنْ رَمَضَانَ فَتَحَدَّثَتْ عِنْدَهُ سَاعَةً مِنْ الْعِشَاءِ ثُمَّ قَامَتْ تَنْقَلِبُ فَقَامَ مَعَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقْلِبُهَا حَتَّى إِذَا بَلَغَتْ بَابَ الْمَسْجِدِ الَّذِي عِنْدَ مَسْكَنِ أُمِّ سَلَمَةَ زَوْجِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ بِهِمَا رَجُلَانِ مِنْ الْأَنْصَارِ فَسَلَّمَا عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ نَفَذَا فَقَالَ لَهُمَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى رِسْلِكُمَا إِنَّمَا هِيَ صَفِيَّةُ بِنْتُ حُيَيٍّ قَالَا سُبْحَانَ اللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَبُرَ عَلَيْهِمَا مَا قَالَ إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنْ ابْنِ آدَمَ مَبْلَغَ الدَّمِ وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يَقْذِفَ فِي قُلُوبِكُمَا

[8] (صحيح مسلم) – ( 2814 ) حدثنا عثمان بن أبي شيبة وإسحاق بن إبراهيم ( قال إسحاق أخبرنا وقال عثمان حدثنا ) جرير عن منصور عن سالم بن أبي الجعد عن أبيه عن عبدالله بن مسعود قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم ما منكم من أحد إلا وقد وكل به قرينه من الجن قالوا وإياك ؟ يا رسول الله قال وإياي إلا أن الله أعانني عليه فأسلم فلا يأمرني إلا بخير

[9] (مسند أحمد) – 8370 – حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ الْحَنَفِيُّ حَدَّثَنَا الضَّحَّاكُ بْنُ عُثْمَانَ عَنْ سَعِيدٍ الْمَقْبُرِيِّ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ أَحَدَكُمْ إِذَا كَانَ فِي الْمَسْجِدِ جَاءَهُ الشَّيْطَانُ فَأَبَسَ بِهِ كَمَا يَأْبِسُ الرَّجُلُ بِدَابَّتِهِ فَإِذَا سَكَنَ لَهُ زَنَقَهُ أَوْ أَلْجَمَهُ قَالَ أَبُو هُرَيْرَةَ فَأَنْتُمْ تَرَوْنَ ذَلِكَ أَمَّا الْمَزْنُوقُ فَتَرَاهُ مَائِلًا كَذَا لَا يَذْكُرُ اللَّهَ وَأَمَّا الْمَلْجُومُ فَفَاتِحٌ فَاهُ لَا يَذْكُرُ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ

[10] (جمع الجوامع أو الجامع الكبير للسيوطي) – إن الشيطان واضع خطمه على قلب ابن آدم فإن ذكر الله خنس وإن نسى الله التقم قلبه (ابن أبى الدنيا ، وابن شاهين فى الترغيب فى الذكر ، والبيهقى فى شعب الإيمان عن أنس)

[11] (المستدرك على الصحيحين للحاكم) – 1534 – حدثنا أبو العباس محمد بن يعقوب إملاء ثنا بكار بن قتيبة القاضي ثنا أبو داود الطيالسي ثنا إبان بن يزيد العطار عن يحيى بن أبي كثير عن زيد بن سلام عن أبي سلام عن الحارث الأشعري : أن رسول الله قال : إن الله أوحى إلى يحيى بن زكريا عليهما السلام بخمس كلمات أن يعمل بهن و يأمر بني إسرائيل أن يعملوا بهن ............ و أمركم بذكر الله كثيرا و مثل ذكر الله كمثل رجل طلبه العدوسراعا في أثره حتى أتى حصنا حصينا فأحرز نفسه فيه و كذلك العبد لا ينجو من الشيطان إلا بذكر الله

[12] قال أبو سعيد الخراز : رأيت إبليس فأخذ عني ناحية فقلت تعال فقال إبش أعمل بكم لزمتم الذكر وطرحتم ما أخادع به قلت ما هو قال الدنيا فولى عني ثم التفت وقال بقي لي فيكم لطيفة قلت ما هي قال السماع وصحبة الأحداث

[13] (الأربعين في أصول الدين للإمام الغزالي) – واعلم أنه قد انكشف لأرباب البصائر أن الذكر أفضل الأعمال، ولكن له أيضاً قشور ثلاثة بعضها أقرب للُّب من بعض وله لب وراء القشور الثلاثة، وإنما فضل القشور لكونها طريقاً إليه . فالقشر الأعلى منه: ذكر اللسان فقط . والثاني: ذكر القلب إذا كان القلب يحتاج إلى مراقبة حتى يحضر مع الذكر، ولو تُرك وطبعه لاسترسل في أودية الأفكار . والثالث: أن يستمكن الذكر من القلب، ويستولي عليه بحيث يحتاج إلى تكلف في صرفه عنه إلى غيره، كما احتيج في الثاني إلى تكلف في قراره معه ودوامه عليه . والرابع: وهو اللباب، أن يستمكن المذكور من القلب، وينمحي الذكر ويخفى، وهو اللباب المطلوب، وذلك بأن لا يلتفت إلى الذكر ولا إلى القلب بل يستغرق المذكورُ جملتَه، ومهما ظهر له في أثناء ذلك التفات إلى الذكر فذلك حجاب شاغل. وهذه الحالة التي يعبر عنها العارفون بالفناء... ثم قال رحمه الله: فهذه ثمرة لباب الذكر وإنما مبدؤها ذكر اللسان، ثم ذكر القلب تكلفاً، ثم ذكر القلب طبعاً، ثم استيلاء المذكور وانمحاء الذكر

[14] (إحياء علوم الدين لمحمد الغزالي) – وعند ذلك يلقنه ذكرا من الأذكار حتى يشغل به لسانه وقلبه فيجلس ويقول مثلا الله الله أو سبحان الله سبحان الله أو ما يراه الشيخ من الكلمات فلا يزال يواظب عليه حتى تسقط حركة اللسان وتكون الكلمة كأنها جارية على اللسان من غير تحريك ثم لا يزال يواظب عليه حتى يسقط الأثر عن اللسان وتبقي صورة اللفظ في القلب ثم لا يزال كذلك حتى يمحى عن القلب حروف اللفظ وصورته وتبقى حقيقة معناه لازمة للقلب حاضرة معه غالبة عليه قد فرغ عن كل ما سواه لأن القلب إذا شغل بشيء خلا عن غيره أي شيء كان فإذا اشتغل بذكر الله تعالى وهو المقصود خلا لا محالة عن غيره

[15] (سيرة ابن هشام) – قَالَ ابْنُ هِشَامٍ : وَحَدّثَنِي : أَنّ فَضَالَةَ بْن عُمَيْرِ بْنِ الْمُلَوّحِ اللّيْثِيّ أَرَادَ قَتْلَ النّبِيّ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ وَهُوَ يَطُوفُ بِالْبَيْتِ عَامَ الْفَتْحِ فَلَمّا دَنَا مِنْهُ . قَالَ رَسُولُ اللّهِ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ أَفَضَالَةُ ؟ قَالَ نَعَمْ فَضَالَةُ يَا رَسُولَ اللّهِ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ قَالَ مَاذَا كُنْت تُحَدّثُ بِهِ نَفْسَك ؟ قَالَ لَا شَيْءَ كُنْت أَذْكُرُ اللّهَ قَالَ فَضَحِكَ النّبِيّ صَلّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ . ثُمّ قَالَ اسْتَغْفِرْ اللّهَ . ثُمّ وَضَعَ يَدَهُ عَلَى صَدْرِهِ فَسَكَنَ قَلْبُهُ فَكَانَ فَضَالَةُ يَقُولُ وَاَللّهِ مَا رَفَعَ يَدَهُ عَنْ صَدْرِي حَتّى مَا مِنْ خَلْقِ اللّهِ شَيْءٌ أَحَبّ إلَيّ مِنْهُ قَالَ فَضَالَةُ فَرَجَعْت إلَى أَهْلِي فَمَرَرْت بِامْرَأَةِ كُنْت أَتَحَدّثُ إلَيْهَا فَقَالَتْ هَلُمّ إلَى الْحَدِيثِ فَقُلْت : لَا ، وَانْبَعَثَ فَضَالَةُ يَقُولُ :

قَالَتْ هَلُمّ إلَى الْحَدِيثِ فَقُلْت لَا ... يَأْبَى عَلَيْك اللّهُ وَالْإِسْلَامُ

لَوْمَا رَأَيْتِ مُحَمّدًا وَقَبِيلَهُ ... بِالْفَتْحِ يَوْمَ تَكَسّرَ الْأَصْنَامُ

لَرَأَيْتِ دِينَ اللّهِ أَضْحَى بَيّنًا ... وَالشّرْكُ يَغْشَى وَجْهَهُ الْإِظْلَامُ .

[16] (صحيح مسلم )– حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ نُمَيْرٍ حَدَّثَنَا أَبِى حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ أَبِى خَالِدٍ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ أَبِى لَيْلَى عَنْ جَدِّهِ عَنْ أُبَىِّ بْنِ كَعْبٍ قَالَ كُنْتُ فِى الْمَسْجِدِ فَدَخَلَ رَجُلٌ يُصَلِّى فَقَرَأَ قِرَاءَةً أَنْكَرْتُهَا عَلَيْهِ ثُمَّ دَخَلَ آخَرُ فَقَرَأَ قِرَاءَةً سِوَى قِرَاءَةِ صَاحِبِهِ فَلَمَّا قَضَيْنَا الصَّلاَةَ دَخَلْنَا جَمِيعًا عَلَى رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم– فَقُلْتُ إِنَّ هَذَا قَرَأَ قِرَاءَةً أَنْكَرْتُهَا عَلَيْهِ وَدَخَلَ آخَرُ فَقَرَأَ سِوَى قِرَاءَةِ صَاحِبِهِ فَأَمَرَهُمَا رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم– فَقَرَءَا فَحَسَّنَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم– شَأْنَهُمَا فَسُقِطَ فِى نَفْسِى مِنَ التَّكْذِيبِ وَلاَ إِذْ كُنْتُ فِى الْجَاهِلِيَّةِ فَلَمَّا رَأَى رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم– مَا قَدْ غَشِيَنِى ضَرَبَ فِى صَدْرِى فَفِضْتُ عَرَقًا وَكَأَنَّمَا أَنْظُرُ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فَرَقًا فَقَالَ لِى « يَا أُبَىُّ أُرْسِلَ إِلَىَّ أَنِ اقْرَإِ الْقُرْآنَ عَلَى حَرْفٍ فَرَدَدْتُ إِلَيْهِ أَنْ هَوِّنْ عَلَى أُمَّتِى. فَرَدَّ إِلَىَّ الثَّانِيَةَ اقْرَأْهُ عَلَى حَرْفَيْنِ.

فَرَدَدْتُ إِلَيْهِ أَنْ هَوِّنْ عَلَى أُمَّتِى. فَرَدَّ إِلَىَّ الثَّالِثَةَ اقْرَأْهُ عَلَى سَبْعَةِ أَحْرُفٍ فَلَكَ بِكُلِّ رَدَّةٍ رَدَدْتُكَهَا مَسْأَلَةٌ تَسْأَلُنِيهَا. فَقُلْتُ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأُمَّتِى. اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأُمَّتِى. وَأَخَّرْتُ الثَّالِثَةَ لِيَوْمٍ يَرْغَبُ إِلَىَّ الْخَلْقُ كُلُّهُمْ حَتَّى إِبْرَاهِيمُ -صلى الله عليه وسلم– ».

[17] لَقَدْ مَنَّ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولًا مِّنْ أَنفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ  

[18] (الموطأ) – 2882 – حَدَّثَنِي عَنْ مَالِكٌ، أَنَّهُ بَلَغَهُ، أَنَّ لُقْمَانَ الْحَكِيمَ أَوْصَى ابْنَهُ فَقَالَ : يَا بُنَيَّ جَالِسِ الْعُلَمَاءَ وَزَاحِمْهُمْ بِرُكْبَتَيْكَ، فَإِنَّ اللَّهَ يُحْيِي الْقُلُوبَ بِنُورِ الْحِكْمَةِ، كَمَا يُحْيِي اللَّهُ الأَرْضَ الْمَيْتَةَ بِوَابِلِ السَّمَاءِ.

[19] 11272 – حدثنا كثير بن شهاب القزويني ، ثنا محمد بن سعيد بن سابق ، ثنا يعقوب الأشعري ، عن جعفر ، عن سعيد بن جبير ، عن ابن عباس قال رجل : يا رسول الله من أولياء الله ؟ قال : « الذين إذا رءوا ذكر الله عز وجل »

[20] (جمع الجوامع أو الجامع الكبير للسيوطي) – إن من الناس مفاتيح لذكر الله إذا رؤوا ذُكِرَ اللهُ (الطبرانى ، والبيهقى فى شعب الإيمان عن ابن مسعود أخرجه الطبرانى (10/205 ، رقم 10476) ، قال الهيثمى (10/78) : فيه عمرو بن القاسم ، ولم أعرفه ، وبقية رجاله رجال الصحيح . والبيهقى فى شعب الإيمان (1/455 ، رقم 699) .

www.islam.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.