Коран имеет переносные значения или необходимо понимать его буквально?

18 Июнь 2011
6862

Разве мыслимо приписывать Аллаху место? Ведь это качество, присущее только созданиям, поэтому, приписывая Ему место, мы приравниваем Его к созданиям, а Аллах чист от этого недостатка.

Коран имеет переносные значения или необходимо понимать его буквально?Большинство объективно мыслящих учёных и праведных саляфов, живших в первые века Ислама, подтверждали допустимость комментирования Корана и часто использовали этот метод при разъяснении аятов, связанных с акидой. Они были единогласны в том, что буквальное значение некоторых аятов Корана не соответствует действительности, ведь Аллах в Коране о Себе сказал слова, означающие: «нет ничего подобного Ему» (42:11).

Таъвиль (то есть трактовка, аллегории; раскрытие смыслов тех аятов Корана и хадисов, значения которых представляются не совсем ясными, а также комментарии к ним) ни в коем случае не является порицаемым нововведением (бида), ведь сподвижники взяли его из Корана и Сунны.

Доказательства

Аллах в Коране сказал слова, означающие: «Поистине, Мы вас забыли» (32:14), «Они забыли Аллаха, и Он забыл их» (9:67). Исходя из этих аятов, мы не имеем права сказать о том, что, оказывается, у Аллаха есть качество забывчивости, или же сказать: «Да, Аллах забывает, но не так, как человек». Так как в Коране по этому поводу сказано: «А Господь твой не забывает» (19:64).

Можно, например, сказать, что Аллах слышит, но не так, как человек. Этой фразой мы приписываем Аллаху качество и одновременно отрицаем наличие у Него недостатков. Что же касается забывчивости, то это качество не присуще Ему, так как является недостатком, поэтому мы ни в коем случае не можем сравнивать это качество со слухом и зрением.

Пророк (мир ему и благословение) передаёт, что Аллах говорит: «О человек, Я заболел, а ты не посетил Меня». Человек скажет: «О Господи, как я посещу Тебя, ведь Ты – Господь миров». На это Аллах скажет: «Разве ты не знал, что такой-то Мой раб был болен, ты ведь не посетил его. А если бы ты его посетил, то нашёл бы Меня у него...» (Муслим, 2596, Бухари в Адабуль, 517).

Имам ан-Навави сказал: «Учёные по поводу этого хадиса сказали: «Аллах приписывает Себе болезнь для того, чтобы показать степень этого раба, а его слова: "Нашёл бы Меня у него", значат: "Нашёл бы Мою награду и щедрость рядом с ним"».

Подумайте над этим: ведь мы ни в коем случае не имеем права приписать Аллаху такое качество, как болезнь, ведь это противоречит исламской акиде.

Кроме того, можно привести много других примеров таъвиля среди саляфов. Например, таъвиль очень распространён в высказываниях Ибн Аббаса, о котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах, дай ему знание в религии и обучи его трактовке!» (Табрани филь Кабир, 10587).

Аллах в Коране сказал слова, означающие: «Мы же сегодня предали их забвению, подобно тому, как они забыли, что предстанут [перед Нами] в Судный день» (7:51). В этом аяте речь идёт не о том, что Аллах забыл этих людей, а о том, что Он оставил их наказанными. Ат-Табари пишет, что такая трактовка передаётся от Ибн Аббаса и Муджахида» (Тафсируль хафизи ибни Джарир Ат-Табари, 201/8).

В другом аяте говорится: «В тот день, когда обнажатся голени» (68:42). Ибн Аббас сказал, что под голенью имеется в виду трудность и тяжесть Судного дня. Такую же трактовку предложили Муджахид, Сайд ибн Джубайр, Катада и другие саляфы (Фатхуль Бари, 428/13).

В аяте «И небо Мы воздвигли руками» (51:47) Ибн Аббас слово «руками» комментирует как «мощью», ведь очень часто слово «рука» используется в переносном значении как сила и мощь (Тафсиру Хафизи Табари, 27/7).

По поводу аята «…и Господь твой придёт» (89:22) имам Ахмад сказал, что речь идёт о том, что придёт награда Господа. Джаляль передаёт от Хабала, дяди Пророка (мир ему и благословение), что имам Ахмад в различных ситуациях применял таъвиль (Ибну Касир филь Бидая ва Нихая, 327/10).

Также и имам аль-Бухари по поводу хадиса «Аллах смеётся над двумя мусульманами, которые убили друг друга и оба попали в Рай» сказал, что речь идёт не о смехе, а о милости Аллаха (Аль Байхаки филь асмаи ва люгъати, 470).

Домыслы, что якобы Аллах – на небе

Сторонники телесности Аллаха в доказательство своей правоты в отношении места, якобы занимаемого Аллахом, приводят аяты: «Он владычествует над Своими рабами, Он – Мудрый, Ведающий» (6:18), «Они боятся своего Господа, который над ними» (16:50), «Он – Возвышенный, Великий» (34:23), «Славь имя Господа твоего Высочайшего» (87:1), «Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, Кто на небе...» (67:17), «Воистину, и те, которые находятся при твоём Господе...» (7:206). Что касается саляфов, то они трактовали и понимали эти тексты, не основываясь на качествах телесности. Они не отрицали и не сравнивали, но при этом знали, что Аллах совершенен, что у Него нет никаких недостатков и нет у Него сотоварищей.

Ибн Касир по этому поводу пишет: «Праведные саляфы – Малик, аль-Авзаги, ас-Саври, аль-Ляйс ибн Сад, аш-Шафии, Ахмад, Исхак ибн Рахвия – придерживались мнения о том, что нельзя качества Аллаха приравнивать к чьим-либо, отрицать их, а также интересоваться, спрашивая «как?». И буквальное значение, и представление человека об этих качествах не присущи Аллаху, так как в Коране сказано: «…нет ничего подобного Ему» (42:11)».

По этому поводу Хаммад аль-Хузаги, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Кто приравнивает качества Аллаха к качествам Его созданий, тот – неверный. Кто отрицает Его качества, тот – неверный, ведь нигде, ни в Коране, ни в Сунне, Аллах не приравнивается к человеку. Поэтому кто признаёт то, что сказано в Коране и Сунне, и кто отрицает то, что противоречит этому, – тот на прямом пути».

Что же касается тех аятов, которые якобы сообщают о том, что «Аллах – наверху», – если мы задумаемся над их смыслом, то поймём, что речь идёт только о власти Аллаха и Его величии. В арабском языке именно это слово «фавка» («над») имеет значение величия, власти, распоряжения по своему усмотрению, в самом совершенном смысле этих слов. Разве мыслимо приписывать Аллаху место? Ведь это качество, присущее только созданиям. Поэтому, приписывая Ему место, мы приравниваем Его к созданиям, а Аллах чист от этого недостатка. В Коране сказано: «…нет ничего подобного Ему».

Сравнительный анализ аятов

Давайте сравним два аята. Первый говорит об Аллахе: «Он владычествует над Своими рабами» (6:18), второй приводит слова Фараона, который сказал: «Мы владычествуем над ними» (7:127). Разве Фараон имел в виду, что он выше сынов Израиля в пространственном смысле? Когда Фараон провозгласил свою божественность, то сказал: «Я ваш высочайший господь», поэтому мы можем сделать вывод, что те, кто говорят о том, что «Аллах наверху», ничем в своём понимании не отличаются от Фараона, ведь известно, что «Фараон сказал: „О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы "» (40:36-37), на это Аллах ответил: «Так мерзкие деяния Фараона казались ему самому прекрасными, и он был сбит с пути» (40:37).

И таких аятов очень много. Например, Аллах говорит Мусе: «Не бойся, ты превыше» (20:68), однако это не говорит о том, что Муса был выше колдунов в пространственном смысле, он был выше их в сущностном понимании, ведь он оказался победителем. В другом аяте Аллах сказал: «Не падайте же [духом], не огорчайтесь, ибо вы выше других, если веруете» (3:139); тут вновь речь идёт не о пространственной высоте, а о смысловой, то есть о победе над неверными по воле Аллаха. Ещё одно доказательство недопустимости пространственного понимания – слова Аллаха, означающие: «Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший» (57:3).

Что касается текстов, которые говорят «поднялся», «спустился», то в некоторых из них речь идёт об ангелах, другие имеют переносное значение. Например, если кто-то говорит: «Я из директоров поднялся в министры», это не значит, что кабинет министра этажом выше, чем кабинет директора.

Поэтому тексты Корана и Сунны ни в коем случае не следует понимать буквально, особенно в адрес Аллаха. Например, в Коране сказано: «...и Мы более близки к нему, чем шейная артерия» (50:16), «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (57:4), «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым; между пятью, чтобы Он не был шестым» (58:7). Как же это возможно, чтобы Аллах одновременно был «наверху» (как говорят сторонники телесности), рядом с тремя и пятью (как говорит Сам Аллах), постоянно рядом с созданиями, и даже ближе, чем шейная артерия? Что мы должны избрать? То, что говорят эти люди, или то, что нам сообщил Аллах?

Убеждения еретиков

Что же касается аята: «Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, Кто на небе...», то в нём речь идёт об ангелах. Ни в коем случае нельзя сказать, что Аллах «на небесах», ведь небес семь, и возникает вопрос: на каком из них Он «находится»? Аллах в Коране сказал: «Трон Его объемлет небеса и землю» (2:255). Из этого следует, что если Аллах в небесах, то Его Трон больше Его самого, ведь из аята ясно, что Трон больше небес и земли. Да сохранит нас Аллах от подобных убеждений!

Также если допустить, что Аллах «в небесах», то это будет означать, что они окружают Его, а следовательно, Он меньше небес. Да сохранит нас Аллах от подобных убеждений! Если Он «в небесах», то в каких именно? И где Он был до того, как создал их? Как Он мог создать небеса, если Сам нуждается в них? Увидим ли мы Аллаха, если поднимемся в небеса? Аллах превыше всего этого, он превыше всех этих вопросов.

А если сказать…

Если эти люди скажут, что смысл небес – это высь, и Аллах выше небес, то они станут этим противоречить своим словам – ведь прежде они утверждали, что Он в небесах. Далее: их утверждение, что Аллах на Троне, указывает на то, что Трон больше Его, то есть мы уже пришли к конкретизации «размеров Аллаха»: получается, что Он меньше Трона. Да сохранит нас Аллах от подобных убеждений!

Из этого становится ясно, что трактовка, предложенная сторонниками телесности, неверна. Аллаху подходит только трактовка, приведённая нами.

В заключение – слово имама Ашари

И в завершение приведём слова имама Абу-ль-Хасан аль-Ашари из его книги «Аль-ибана» (с. 21): «истава только в том значении, в котором сообщил нам, и только с тем смыслом, который вложил в эти слова. Истава никак не связано с прикосновением, расположением, размещением, воплощением, перемещением в пространстве. Он не опирается на Трон, наоборот, Трон и те, кто его держат, существуют благодаря Его милости и могуществу. Он выше Трона, выше всего. Он на много степеней выше Трона, как выше всех созданий, но в то же время Он близок к ним и Он на всякую вещь – Свидетель».

Материал: Шейх Юсуф Хаттар Мухаммад, доктор исламских наук.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.