О целовании руки

24 Июнь 2010
3702
Можно ли целовать руку?

О целовании рукиЕсли человек пожелает поцеловать руку другого потому, что этот человек захид – отрёкшийся от мирского, учёный-богослов, шейх – вали, любимец Аллаха, желая получить благодать, то это не порицается и даже является желательным.

Но если человек целует руку другого из-за его богатства, авторитета и знатного положения, или же из-за его силы и могущества, то это является крайне нежелательным. Великий учёный шафиитского мазхаба имам Мутавали сказал, что нельзя целовать руку таким людям. То есть указал на то, что это запрещено.

О случае, когда сподвижники поспешили поцеловать руку и ноги Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи вассаллям) поведал сподвижник Зари. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи вассаллям), находясь в кругу сподвижников, сказал: «Скоро к вам прибудет с востока группа всадников, лучшая из народов машрика», т.е. люди, которые пришли к Исламу без призыва, и никто их не принуждал, они сами приняли Ислам. Предводителем этой группы был Абдуль-Кайс, в этой же группе был и Зари. Он передал: «Как только мы увидели Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи вассаллям), мы поспешили поцеловать его руку и ноги.

В другой версии этого же рассказа от ибнУмара передаётся, что Зари сказал: «Мы подошли к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи вассаллям), и поцеловали ему руку».

Если человек поцелует своего маленького ребёнка или же своего брата в щеку из любви, милосердия или жалости, то такой поцелуй считается желательным.

Но целовать с вожделением мальчика или любого другого запрещено по однозначному мнению всех учёных. Не то что поцелуй, даже взгляд с вожделением запретен, независимо от того, родственники они или же нет, и с этим согласились все учёные.

В хадисах Муслима и Бухари, переданных от Абу Хурайры, сказано: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи вассаллям) поцеловал своего внука, Хасана, сына сподвижника Али (разияЛлаху анху). Тогда Акра из тамимов, который был рядом - сказал, обращаясь к Пророку (салляллаху аляйхи вассаллям): «У меня десять детей, и я ни одного из них не целовал». И тогда, посмотрев на него, Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи вассаллям) сказал: «К тому, в ком нет милосердия к другим, тоже не будет милости». От сподвижника Ассала передали историю, как некий иудей предложил другу пойти вместе к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи вассаллям). Тот согласился, и они пришли и спросили Пророка (аляйхи ссаляту ва-ссаллям) о девяти больших чудесах, которые Всевышний дал пророку Мусе (аляйхи салям). Ответ, который им дал Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи вассаллям), т.е. этот хадис рассказал сподвижник Ассал до этого места: «…иудеи поцеловали руку и ноги Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи вассаллям) и сказали: «Мы поистине свидетельствуем, что ты Пророк!». Когда Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи вассаллям) рассказал о тех чудесах, которые Аллах дал пророку Мусе (аляйхи салям), оба иудея признали пророчество Мухаммада (салляллаху аляйхи вассаллям).

Сахл бин Абдуллахи Тустури был в своё время известен в народе поклонением Всевышнему и отрешённостью от мирского. Он приходил к имаму-хадисоведу Абу Давуду и говорил: «Вытяни свой язык, который рассказывает хадисы Пророка Мухаммада (аляйхи ссаляту ва-ссаллям), чтобы я мог его поцеловать». Посмотрите, как сильно этот человек любил Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи вассаллям)!

Только глупцы и те, до которых не доходит смысл Корана, хотя они и читают его, и те, которые своим поклонением не стремятся познать Всевышнего, и целью которых не является довольство Его, могут сказать: «Зачем так сильно возвеличивать Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) вместо того, чтобы возвеличивать Аллаха?». Но только они не знают и не хотят знать, что Всевышний обязал людей любить и возвеличивать Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи вассаллям), и насколько человек любит и возвеличивает Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи вассаллям), настолько высокую степень перед Аллахом будет иметь человек.

Не запрещено целовать лицо умершего, если он был хорошим человеком и имел намерение получить благодать. Также целовать друзей и близких в лицо не запрещено, когда они возвращаются из путешествия, тюрьмы, армии или ещё откуда-нибудь.

Передано от Айши (разияЛлаху анха), что когда Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) покинул этот мир, пришёл Абу Бакр. И он, подняв покрывало, склонился над Пророком (салляллаху аляйхи вассаллям), поцеловал его и начал плакать.

Тирмизи рассказывает хадис, переданный от Айши, что она сказала: «Зайд бин Харис пришёл в Медину, когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был в моём доме. Он постучался в дверь, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встал, встречая его, обнял и поцеловал в лицо.

Объятия и целование порицаются, кроме случаев, когда целуешь ребёнка или приехавшего издалека человека, которого долго не видел. То, что это является порицаемым (карахатом), подтверждает и хадис, переданный от Анаса.

Один человек спросил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «О Пророк Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)! Когда один из нас встречается со своим братом или другом, нужно ли кланяться ему?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет». Тогда он спросил: «Можно ли обнять и поцеловать?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет». И тогда этот человек спросил: «Может, пожать ему руку?». Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Да».


Из книги "Побуждения внять призыву Корана. Т III"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.