О чтении и воздаянии от Корана усопшим

10 Ноябрь 2011
12692

«Читайте вашим усопшим суру “Ясин”» (хадис)

О чтении и воздаянии от Корана усопшимПророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…Моя умма (община) разделится на 73 части, 72 из них будут в аду, кроме «ас-савад аль-азам» (абсолютное большинство) (Табарани, Хайтами и ибн Асим подтвердили достоверность этого хадиса в книге «Муамалят аль-интикъалятиль-кубра»).

Как известно, ещё со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и до наших дней абсолютное большинство учёных и обычных мусульман читают Коран над умершими, дают милостыню за душу покойного.

Но, как и предупреждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «…община разделится на семьдесят три части», появилась группа, а точнее кучка, отрицающая истинные исламские ценности, которая, полагаясь на свой узкий и невежественный разум, пытается ввести в заблуждение обычных мусульман.

Один из вопросов, которые тревожат общину мусульман, – дозволено ли читать Коран над усопшим.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «”Ясин” – это сердце Корана. Каждому, кто прочитал “Ясин” ради Аллаха и желая счастья на том свете, Аллах прощает грехи; читайте над вашими умершими (аль-Амват) “Ясин”» (Абу Давуд, № 3012; ибн Маджах, № 1148; ан-Насаи, № 1074; Ахмад, т. 5, № 26; Хаким, т. 1, № 565; ал-Байхаки, т. 3, № 383 и др.). Под словом «аль-Амват» подразумевается «умерший», а не «умирающий».

Дабы подтвердить наши убеждения, приведём мнение авторитетных учёных ахлю-сунны, которые не отступали от Корана и Сунны и за которыми мы следуем. Аш-Шавкани и Табарани сказали: «Под словом «аль-Амват» подразумевается «умерший», и нет никаких явных признаков в хадисе, которые указывают на «умирающего» («Найль ал-Автат», т. 3, стр. 25).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха), посадив две свежие ветки на могилах двух умерших, промолвил: «Есть надежда, что, пока эти ветки не высохнут, они будут облегчать участь этих людей» (имам аль-Бухари, № 218; имам Муслим, № 1675; Абу Давуд, № 20; Тирмизи, № 70; ан-Насаи, № 31; Ахмад, т. 1, № 225 и др.). Если даже простые ветки облегчают участь человека, то как может не облегчить её священный Коран – величайшее чудо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и речь Великого Аллаха?

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Желательно после захоронения усопшего прочитать начало суры “аль-Бакара” и её конец» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).

Двое из ближайших к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) сподвижников – Абу Дарда и Абу Зарр (да будет доволен ими Аллах) – сказали: «Над каким бы умершим ни читали суру “Ясин”, Аллах облегчает его участь» (Дайлями, № 6099).

Абу Шаса, друг ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), сказал: «Желательно читать суру «ар-Ра’д», ибо она облегчает участь умершего» (имам аш-Шавкани в книге «Найль аль-Автар», т. 3, стр. 25, и в книге «Субулюссалям», т. 2, стр. 91). В этой же книге аш-Шиби рассказал: «Ансары (сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), жители Медины, помогавшие ему во всём) очень любили читать над мёртвыми суру “аль-Бакара”».

Мы привели доводы тех, кто не вызывает сомнений, – это Пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и табиины (последователи сподвижников). То есть это мнения лучших из людей.

Если же, как кто-то считает, умершему не воздаётся за чтение Корана, тогда возникают вопросы:

1. Для чего Шариат обязал нас совершать молитву-джаназа (за покойного)?

2. Неужели Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не запретили бы чтение Корана над умершим, будь оно запретным?

3. Разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы, что для усопшего нет пользы от чтения Корана?

Приведём также мнения учёных четырёх мазхабов.

Позиция учёных шафиитского мазхаба.

Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) в книге «Шархус-судур», в разделе «Чтение Корана над умершим или над могилой», сказал: «Большая часть праведных предков (джумхуру саляфи) и три имама мазхабов единогласны в том, что вознаграждение доходит, в отличие от нашего имама Шафии, который ссылался на аят: «Нет человеку ничего, кроме того, что сам совершал». Но в дальнейшем он всё же признал, что доходит, сказав: «…что касается чтения Корана над могилами, то наши последователи установили законность чтения Корана возле могил в Шариате». Загфирани сказал: «Я спросил имама Шафии о чтении Корана на могилах». Имам ответил: «Запрета в этом нет».

Великий учёный, авторитетный последователь мазхаба имама Шафии имам Навави сказал, что имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Желательно читать возле умершего, а прочесть весь Коран будет лучше» (в книге имама ан-Навави «аль-Маджму», т. 5, стр. 294; в книге «Риязу ас-Салихин» имама ан-Навави, в разделе «Мольба для мёртвого», стр. 947). Имам аш-Шафии сам прочитал весь Коран за Ляйса ибн Саада.

Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Посетившему могилы желательно читать то, что он сможет, и сделать дуа для них». Подобные слова есть у имама Шафии и его последователей, Шафии добавляет в одном месте: «Закончить весь Коран будет лучше» («Шархуль-мухаззаб»).

Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Учёные, основываясь на достоверном хадисе о двух посаженных Пророком (мир ему и благословение Аллаха) на могилах ветках для облегчения участи усопших, посчитали желательным читать Коран на могилах: “Если до мёртвого доходит польза тасбиха свежих веточек, то польза от чтения Корана – тем более, потому как оно более величественно и более полезно, чем тасбих свежих веточек, ведь Коран помогает и при жизни, а мёртвому – тем более”».

Великий муфассир имам Куртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Некоторые учёные в качестве довода в пользу желательного чтения Корана на могилах приводят хадис о ветке, которую Пророк (мир ему и благословение Аллаха) переломил пополам и посадил на две могилы, сказав при этом: «Есть надежда, что они будут облегчать их участь, пока не высохнут». Далее Куртуби говорит: “Если даже ветка приносит пользу, то как же может быть бесполезным чтение Корана?”»

Ибн Рифат (да смилуется над ним Аллах) сказал: «…Когда одного из сподвижников укусила змея, он читал суру «Фатиха» («Альхам»), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подтвердил: “Прочитанное тобой послужило заклинанием против змеи (рукыйя)”. Если это помогло живому, то мёртвому тем более поможет» («Макаляту сунния», стр. 170–172; «Итхафу садатиль муттакин», т. 10, стр. 369). Имам ас-Субки (да смилуется над ним Аллах) также согласился с этим мнением.

Таково же мнение Рамли, ибн Хаджара Аскаляни, ибн Саляха, Закарии аль-Ансари и других учёных шафиитского мазхаба. Подробнее об этом можно узнать в книге «аль-Мавсуату юсуфия», стр. 296–298.

Примечание: шафиитские учёные, для того чтобы воздаяние дошло до покойного, установили обязательным условием дуа после чтения Корана, в котором прочитавший просит Аллаха довести воздаяние за прочитанное умершему.

Позиция учёных ханафитского мазхаба.

Аль-Бадру аль-Айнию (да смилуется над ним Аллах) сказал: «До мёртвого доходят все деяния, такие как молитва, пост, хадж, садака, зикр и другие, совершённое за его душу» («Найлю аль-Автар» имама аш-Шавкани, т. 4, стр. 125).

Аль-Алляма аз-Зайляию (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Основная мысль этого раздела – то, что, по мнению ахлю-сунны, человек имеет право отдавать воздаяние для другого. А именно: молитву, или пост, или хадж, или садака (милостыню), или азкары, или другие добрые деяния, и это доходит до усопшего…».

Передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он зарезал двух баранов: одного за себя, другого за свою общину (имам Муслим, № 5064; Абу Давуд, № 2792; имам Ахмад, т. 2, № 78).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах поднимает степени хорошего раба в Раю. Тот раб спросил: “О Господь! За что мне это?” Аллах ответил: “За то, что твой сын просит простить тебя”» (имам Ахмад, № 10202; ибн Касир сказал: «Цепочка передатчиков достоверная»).

От Бурайдата (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Я сидел около Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в это время пришла женщина и сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Я подарила своей матери рабыню в качестве милостыни (садака), но мать скончалась”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил на это: «Ты должна обеспечивать рабыню, потому как она к тебе вернулась по наследству». Женщина сноваспросила: “Мать пропустила месяц поста, могу ли я за неё поститься?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Постись за мать”. Далее женщина сказала: “Она (мать) не совершила хадж, могу ли я совершить его за неё?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) согласился: “Соверши же за неё хадж”» (имам Муслим, № 2692; Абу Давуд, № 1606; Тирмизи, № 667; ибн Маджах, № 1759; имам Ахмад, т. 5, № 315; толкование достоверных хадисов имама Навави, т. 8, стр. 265–269).

Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах), один из наиболее авторитетных последователей мазхаба Абу Ханифы, говорит: «В разделе о совершении хаджа за другого учёные утвердили, что воздаяние и за другие деяния, таких как намаз, пост, милостыня и т. д., можно отдать другому, основываясь на хадисе, переданном от ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Если вы дали милостыню от имени родителей, то они получат за неё сполна» («Муснад» имама Ахмада). Более того, некоторые учёные ахлю-сунны говорят: «Желательно воздаяние за милостыню отдавать всем верующим, и доходит до них без убавления…». Что же касается мнения самого Абу Ханифы, то он сказал: «Воздаяние (за чтение Корана и т. д.) доходит до умершего».

Мнение по мазхабу имама Малика (да смилуется над ним Аллах).

Кади Ияд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Исходя из достоверного хадиса, переданного имамом Муслимом, о «двух свежих веточках» (которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посадил на двух могилах, сказав при этом: «Есть надежда, что, пока свежие, они облегчат их участь») учёные сделали желательным чтение Корана на могилах, ибо, если неодушевлённые ветки тасбихом (восхвалением) приносят пользу усопшему, то чтение Корана – тем более».

Ибн Рушд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если человек прочитает Коран за мёртвого – это можно, и воздаяние доходит до него».

Аляма ибн Хадж (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если человек прочитал дома Коран, воздавая за него (мёртвого), то это доходит до мёртвого». Делать же это надо так. По завершении чтения Корана скажите: “О Аллах! Воздай за чтение ему (мёртвому)”. Эта мольба для брата по вере непременно доходит» («Мадхаль»).

То же самое говорят Абдуль-Хак (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «аль-Акибах» и автор книги «Мавахибу аль-Джалиль», т. 2, стр. 238.

Мнение по мазхабу имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах)

Шейх Абу Мухаммад ибн Куддама ал-Макдиси сказал: «Нет запрета на чтение Корана возле могил. Поистине, передали от имама Ахмада, что он сказал: «Когда вы зайдёте на кладбище, прочитайте аят «аль-Курси», три раза суру «аль-Ихляс» («Кульху») и скажите: “О Аллах, воздай обитателям могил”» («Мугни», в разделе о джаназа).

Аль-Хуляль (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мне рассказал Абу Али Хасан ибн аль-Хайсам аль-Баззар, что он видел Ахмада ибн Ханбаля совершающим молитву за слепым, который читал (Коран) над мёртвым. И, поистине, пришло в хадисах: «Придёт облегчение тем, на чьих могилах будет прочитана сура «Ясин», а также воздастся читающему – по количеству похороненных на этом кладбище». Также пришло: «Любому пришедшему на могилу родителей или одного из них и прочитавшему над ней «Ясин» простятся грехи».

Также Хуляль рассказал, что Шиби (да смилуется над ними Аллах) говорил: «Когда в Медине кто-либо умирал, то ансары отправлялись читать Коран».

Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О Посланник Аллаха! Поистине, моя мать умерла, поможет ли ей, если я раздам за неё милостыню?» Пророк ответил: «Да» (аль-Бухари, № 2760; имам Муслим, № 2323; Абу Давуд, № 2881; ан-Насаи, № 3651; ибн Маджах, № 2717; имам Ахмад, т. 6, стр. 51; ибн Хаббан, № 3353; имам Малик, т. 2, стр. 760, и др.).

Даже ибн Таймия, точки зрения которого фанатично придерживается некая группа, сказал: «Известно, что в первые, праведные, столетия (время истинных предков-саляфитов) люди совершали обязательные и желательные поклонения, такие как пятикратная молитва, пост, зикр и др., так просили за мусульман и мусульманок, как повелел Аллах, – за мёртвых и за живых, совершали молитву-джаназа (молитва за усопшего), посещали могилы и др. Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел давать милостыню, держать пост (за усопшего). Исходя из этого и других доводов, учёные дозволили присваивать мёртвым поклонение живых – как придерживаются этого последователи мазхабов имамов Ахмада и Абу Ханифы, некоторые последователи имамов Шафии и Малика (т. е. абсолютное большинство учёных)…». Там же он сказал: «Тот, кто убеждён, что мёртвому помогут только его (мёртвого) деяния, противоречит единогласию великих учёных, и это заблуждение по многим пунктам…» (он перечислил двадцать один пункт) («Исъафуль муслимина валь муслимат», стр. 50–52; «Хашияту сави», т. 2, стр. 28).

Можно привести очень много мнений учёных о дозволенности и желательности чтения Корана над усопшими, а также о воздаянии за него мёртвому.

А теперь сами решите: можно ли променять хадисы, высказывания истинных саляфитов, великих имамов и алимов на слова каких-то сомнительных шейхов?


Да убережёт нас Аллах от заблуждений и наставит заблудших на истинный путь!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle