Находка: что с ней делает настоящий муслим?

13 Март 2010
8086

Находка: что с ней делает настоящий муслим?В жизни часто бывает так, что кто-либо видит потерянное кем-то и не принадлежащее ему имущество – на дороге, на базаре, в магазине, да мало ли в каких местах ещё!.. Что же мусульманин должен делать с такой находкой?

Тому, кто уверен в себе, желательно подобрать находку, а тому, кто не уверен - нет, но разрешается. Нечестивцу (тот, кто изредка совершает большие грехи, либо постоянствует в совершении малых) нежелательно подбирать находку. Если нечестивец обнаружит находку и подберёт её, то имам отбирает у него её и отдаёт честному и доверенному человеку. Если находку подобрал несовершеннолетний ребёнок, то его вали (опекун) должен забрать её и сам заняться поисками хозяина пропавшего предмета.

Если человек найдёт на поле животное, которое способно защитить (сохранить) себя от небольшого хищника, к примеру, такого, как волк, силой (например, это верблюд, лошадь…), либо бегством (например, это газель, заяц…) - ему разрешается взять его с собой, но лишь с намерением спасти (сохранить), но не с намерением дальнейшего овладения им. А если подобное животное найдётся в населённом пункте, его можно забрать с собой, в том числе и с намерением в дальнейшем овладеть им, если после поисков, в течение года, не найдется хозяин. Если на поле нашлось животное, неспособное защитить себя, к примеру, такое, как овца - его можно забрать с собой. И  у него есть выбор между:

1) Объявить о находке и овладеть ею, если  не найдётся хозяин.

2) Продать животное, после чего объявить о находке и овладеть деньгами, полученными от этой продажи, если  не найдётся хозяин.

3) Заколоть его (животное) и компенсировать стоимость животного, если объявится владелец.

В том, случае если животное было найдено не на поле, а в населённом пункте - нашедший вправе взять его и поступить согласно первым двум выборам.

Ислам разрешает нам подбирать, ради сохранения, помимо животных, и другие предметы. Если находка окажется скоропортящимся продуктом, нашедший вправе продать её, и затем объявить о ней, либо овладеть ею сразу же и съесть. В обоих случаях нашедший обязан возместить стоимость продукта, если объявится хозяин, даже если с момента объявления о находке пройдёт больше года. Если срок найденного продукта, возможно продлить, к примеру, сушкой - его необходимо высушить, но при условии, что пользы от этого будет больше, чем от продажи в свежем (сыром) виде.

Если в находке, за время её нахождения у нашедшего, появился какой-нибудь дефект, то хозяин вправе потребовать у него (нашедшего) разницу стоимости  предмета - до и после дефекта.Если кто-то подобрал находку не с намерением овладеть ею, а лишь с намерением сохранить - то найденный предмет считается аманатом (то есть, это предмет, который человеку доверили на какой-нибудь срок). Если он отдаст его имаму, то тот должен принять его. Тот, кто нашёл какой-нибудь предмет, обязан объявлять о нём в местах общественного скопления, таких как рынок, мечеть. А в наше время это можно сделать и по телевидению, радио и т.п. - каждый день утром и вечером, затем - в неделю раз, потом - в месяц один раз и так до истечения одного года. Все расходы, связанные с оплатой объявления, ложатся на того, кто нашёл, если он взял (подобрал) эту находку с намерением овладеть ею, а если он подобрал её (находку) лишь для сохранения от порчи, то все затраты оплачивает имам, взяв эти деньги в долг на имя хозяина.

Если находка не представляет особую ценность - её не нужно объявлять в течение года; достаточно столько времени, по истечении которого потерявший откажется от дальнейших поисков. По истечении года, нашедший для того, чтобы овладеть находкой, должен произнести слова: «Я овладел тем, что нашёл!». Если после этого объявится хозяин и потребует возврат именно того предмета, который он потерял, а нашедший захочет отдать аналогичный предмет, взамен того - то отвечают хозяину, что отдают именно тот предмет. Если в находке, за время её нахождения у нашедшего, появился какой-нибудь дефект, то хозяин вправе потребовать у него (нашедшего) разницу стоимости  предмета - до и после дефекта. Если к нашедшему находку придёт некий человек и будет утверждать, что это его вещь и не сможет её описать, либо привести свидетелей - то ему её не отдают. А если он её опишет и нашедший поверит ему - он вправе отдать её тому человеку, но не обязан, до тех пор пока не удостоверится в том, что тот кто пришел за потерянной вещью действительно является хозяином, а не обманщиком. И он имеет право требовать доказательства того, что он является хозяином данной вещи. Например, привести свидетелей, которые подтвердят, что данный предмет принадлежит именно ему.

Любой предмет, который нашли на территории Харама (а это Мекка и близлежащие районы), не разрешается подбирать с намерением дальнейшего овладения им. Дозволяется лишь подобрать его ради сохранения и поиска хозяина.

Пусть Всевышний поможет нам следовать всему, что мы познаём из нашей религии!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.