Мазхабам следовать или саляфам?

3 Ноябрь 2010
2497

Ответы на вопросы наших читателей.

Мазхабам следовать или саляфам?Вопрос: Почему люди следуют мазхабам, оставив путь саляфу салихинов?

Ответ: Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха (ссаллялаху алейхи вассалям) его семейством и сподвижникам! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Ни один из четырёх имамов мазхаба не сошёл с пути саляфу салихинов ни в малом, ни в большом. И тут мы поймём истинный смысл этого. У четырёх имамов мазхаба есть правило, с которым были согласны сподвижники и табиины, которого нужно придерживаться. Среди них были разногласия, поскольку они выбирали более сильный довод согласно их пониманию, в этом для них были общие правила.

Имам Абу-Ханифа (да будет доволен им Аллах) в большинстве следовал словам нашего господина Али (да будет доволен им Аллах) из-за его высокой степени в знаниях и множество достоинств в этом. А также сам Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) восхвалял его, делая акцент на его знаниях. Также в большинстве он следовал словам Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), его также восхвалял Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), сказав:

قَالَ وَمَا حَدَّثَكُمْ ابْنُ مَسْعُودٍ فَصَدِّقُوهُ

«Что бы вам ни рассказал ибн Масуд, считайте это правдой» (Ахмад, №223289) Эти сподвижники распространяли свои знания в Ираке.

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) в большинстве следовал словам Умара ибн аль-Хатаба (да будет доволен им Аллах) и словам его сына Абдуллы, затем словам Саида ибн Мусайба из табиинов. Словам Умара он следовал потому, что Умар советовался всё время. Когда он давал фетву, он советовался с группой сподвижников. Что касается причины следования словам Абдуллы ибн Умара, то он давал фетвы среди сподвижников в течение сорока лет. Они знали его фетвы и не противоречили. А противоречить ему в фетве не значит противоречить ему самому, смысл в том, что у них (сподвижников) есть право делать ижтихад и они понимали то, что было непонятым. Что касается Саида ибн Мусайба, то он был из взрослых табиинов, которые получали знания от взрослых сподвижников, он давал фетвы при их жизни и поэтому есть большая уверенность в достоверности фетвы.

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) не придерживался определённого правила в перевешивании одного слова над другим, считая его более правильным. Он считал более правильными те слова сподвижников табиинов, которые были наиболее близкими определённому доводу в каждом вопросе и не противоречил им.

Имам Ахмад ибн Ханбал (имам ахлу сунны в его время) в первую очередь заботился о том, чтоб его современники следовали словам саляфов. В каждом вопросе он давал фетву одного из саляфов, которую он считал более актуальной в это время. Ему очень не нравилось давать фетву тем, что не пришло от трёх перечисленных имамов. Тому, кто с ним советовался, как дать фетву, он говорил: «Не давай фетву по вопросу, в котором нет для тебя имама, если не найдёшь слова саляфов для вопроса, то давай фетву согласно слову аш-Шафии. После всего этого если не найдете слово саляфа в каком-либо вопросе, делайте ижтихад согласно правилам ижтихада. Это естественная вещь -делать ижтихад, если нет слово саляфа».

Не стоит забывать, что все четыре имама были саляфами. Абу-Ханифа (да будет доволен им Аллах) встречался с некоторыми сподвижниками. Он был из больших учеников табиинов. Имам Малик - из больших учеников табиинов. Аш-Шафии - из малых учеников табиинов. Имам Ахмад - из последующей группы.

Первые три имама жили в веке, который восхвалил Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям). Имам Ахмад из четвёртoго века. Это век в некоторых риваятах (версиях) упоминают вместе с третьим, восхваляя его. Все они (да будет доволен ими Аллах) являются саляфами. Следование мазхабам, их словам - это следование саляфам. Четыре имама ничего не добавляли в слова саляфов, кроме как в некоторых вопросах, по которым саляфы ничего не говорили. Разногласия, которые есть между четырьмя имамами, основаны на разногласии их учителей, т.е. сподвижников табиинов. Для каждого имама был свой путь, каждый считал более правильным слово своих учителей (сподвижников, табиинов). Один имам считал более правильным слово одного сподвижника, другой - слово другого сподвижника. Народ выбрал следование им, доверяя им их знаниям. Следование мазхабам и есть следование саляфам. Аллах лучше знает.

Фетва учёного, Шейха Махмуда Ахмада аз-Зейна.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Мусульманка