Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) о важности следования Сунне
Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) – высочайший образец для людей всех рангов и состояний. Это образец и для юноши, который хочет найти верный путь в дружбе и в любви, и для человека, который отдает все силы распространению Ислама и способствует этому своими красивыми проповедями, и для обладающего властью руководителя, который хочет применить свой талант в руководстве государством, и для образцового мужа, который заботится о своей семье и наставляет своих домочадцев, и для отца милосердного, любящего своих детей, для талантливого, храброго полководца, опытного общественного деятеля, отдающего должное Создателю, поклоняясь Аллаху, и отдающего должное народу, для старающегося в совершенстве исполнить долг служения Аллаху и народу мусульманина. Пророк (мир ему и благословение) – идеал и образец для всех («Фикх ас-сира ан-набавийя». С. 22-23).
Всевышний Аллах сделал признаком нашей любви к Аллаху и любви Аллаха к нам наше следование Пророку (мир ему и благословение) и его Сунне, нашу жизнь по его примеру.
В священном Коране говорится (смысл): «Скажи: если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда возлюбит вас Аллах и простит ваши грехи» (Сура «Алю ‘Имран», аят 31).
Ибн Касир отмечает: «Этот аят звучит как конкретное, однозначное решение: тот, кто разглагольствует о любви к Аллаху и вместе с тем не следует пути Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является лжецом». Так священный Коран недвусмысленно говорит, чтобы мы следовали за любимым Пророком (мир ему и благословение).
Однако несмотря на это встречаются люди, обманутые недругами Ислама и утверждающие: мы будем крепко держаться за Коран, а что касается хадисов Пророка (мир ему и благословение), то поскольку среди них есть и достоверные и слабые хадисы, их лучше не принимать во внимание. Эти люди льют воду на мельницу врагов Ислама. Они не понимают, что тот, кто не следует хадисам любимого Пророка (мир ему и благословение), не следует и Корану.
Из приведенных священных аятов Корана ясно, что Всевышний Аллах настоятельно требует от нас беспрекословного следования нашему любимому Пророку (мир ему и благословение) и подражания ему во всем. Те, кто хоть немного понимает смысл благородного Корана, видят, что следование Корану и хадисам – это неразделимая, цельная Истина, они неразрывно связаны друг с другом.
В Кране сказано (смысл): «Скажи: повинуйтесь Аллаху и Посланнику Его – Пророку Мухаммаду» (Сура «Алю ‘Имран», аят 32). В нем также говорится (смысл): «Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, введет Он в райские сады» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 13).
И следующий аят подтверждает: повиновение Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и Всевышнему Аллаху – это одно и то же.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Кто повинуется Посланнику Аллаха, тот повинуется тем самым и Аллаху!» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 80).
Поэтому и сам Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто повинуется мне, тот повинуется и Аллаху, а кто ослушается, отвергнет меня, тот ослушается и Аллаха» (Муслим).
Еще в священном Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение), Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вовсе нет! Клянусь Господом твоим, не уверуют они, пока не изберут тебя судьей во всем том, что порождает споры у них, и тогда не возникнет в душе у них затруднения в решении твоем, и подчинятся ему полностью» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 65).
Подумайте, Всевышний Аллах в этом аяте клянется, что не уверуют те люди, которые не подчиняются безоговорочно и не довольствуются решениями любимого Пророка (мир ему и благословение).
В священном Коране говорится, что обитатели Ада, подвергнутые суровому наказанию, будут кричать, плакать и сожалеть о том, что не следовали пути любимого Пророка (мир ему и благословение).
В Коране говорится (смысл): «В тот Судный день насильник станет кусать свои руки и скажет: «О, если бы последовал я за Посланником Аллаха по его праведному пути!» (Сура «Аль-Фуркан», аят 27). Еще в священном Коране говорится (смысл): «В тот день их лица, словно жарящиеся на огне куски мяса, будут переворачиваться на огне, и они возопят: «О, горе нам! О, если бы мы повиновались Аллаху и если бы повиновались Посланнику Аллаха – Пророку Мухаммаду, не пришлось бы нам сегодня вкушать эти муки» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 66).
Одним словом, священный Коран утверждает, что повиновение Пророку (мир ему и благословение) означает повиновение Аллаху и что ослушание Пророка (мир ему и благословение) означает ослушание Аллаха. Поэтому те, кто говорят, что мы должны следовать только Корану и необязательно соблюдать Сунну Пророка (мир ему и благословение), сами предают Коран и призывают людей не повиноваться Корану. Коран и хадисы не могут противоречить друг другу, напротив, хадисы разъясняют содержание аятов Корана. В них еще с первых веков Ислама все исследовано и уточнено учеными-хадисоведами (мухаддисами), законоведами (факихами) и учеными-знатоками в области основ религии (усуль ад-дин). Нам остается только следовать по пути, указанному этими праведными предками, и который полностью соответствует Корану и Сунне. Нормы Шариата нам, простым людям, необходимо изучать не из самого Корана и хадисов, а из книг ученых-богословов, ибо всё, что они привели в своих трудах, базируется именно на этих первоисточниках.
В хадисе с хорошим иснадом, рассказанном Тирмизи, Абу Давудом, Ибн Хаббаном и Ибн Маджа, говорится: «Вы держитесь за мою Сунну и сунну праведных халифов, вы держитесь за них зубами».
Еще в благородном хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я буду спорить с теми, кто не верен договору со мной, я выиграю в споре со всеми, кто выступит против меня. Те, кто нарушает со мной договор, не получат мое заступничество (шафаат) и не подойдут они к моему Хавзу (водоем) в Судный день» (Табарани).
Особое вознаграждение Аллаха получит тот, кто крепко будет держаться Сунны любимого Пророка (мир ему и благословение) в то время, когда община распадается. В хадисе говорится: «Тот, кто будет держаться моей Сунны, когда община распадается, получит вознаграждение сотен мучеников за веру (шахидов)». (Байхаки).
В другом хадисе говорится: «Кто ест только дозволенное (халал), следует Сунне, не причиняет вред людям, тот войдет в Рай» (Хаким).
Еще в достоверном хадисе, рассказанном Хакимом, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я оставляю вам то, держась за которое, вы никогда не впадете в заблуждение: это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка (мир ему и благословение)».
Все сподвижники Пророка (мир ему и благословение) (да будет доволен ими Аллах!) и следовавшие по их пути имамы, авлияъ и алимы уделяли особое внимание следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение). Сподвижник Умар (да будет доволен им Аллах), когда целовал Хаджар аль-асвад (Черный камень Каабы), говорил: «Я бы не целовал тебя, если бы не видел, как целует тебя Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».
Когда Муавия ибн Куррат (да будет доволен им Аллах) обещал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принять Ислам, пуговицы халата Пророка (мир ему и благословение) были расстегнуты. После этого Муавию и его сына никогда не видели в халате с застегнутыми пуговицами ни зимой, ни летом. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) стремились во всем, даже в ношении одежды, подражать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).
Сподвижник Муджахид (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Мы были в поездке вместе с сыном сподвижника ‘Умара Абдуллахом . Когда дошли до одного места, Абдуллах обернулся в сторону. Один из нас спросил его, почему он так поступил. Он ответил: «Я видел, как на этом месте Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обернулся в сторону, поэтому я тоже повторяю его действие» (Ахмад).
Тот же Абдуллах (да будет доволен им Аллах), когда ездил из Мекки в Медину, в середине пути ложился спать под одним деревом, говоря, что видел и Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спящим под этим деревом. (Баззар).
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Для исполнившего каждую сунну в Раю есть специальное место и степень вознаграждения». А кто оставит сунну Пророка (мир ему и благословение) на этом свете без внимания, будучи убежденным, что так можно поступать, в Раю ему покажут степень и достоинства тех, кто исполнял сунну, и скажут: «Тебе можно и не дарить эту степень».
Джунайд аль-Багдади (да да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Все пути приближения к Аллаху людям закрыты, кроме того пути, который ведет за Пророком (мир ему и благословение). Исполняющим его Сунну, стремясь стать на его путь, все пути приближения к Аллаху открыты».
Абу Язид Бастами (да смилуется над ним Аллах!) услышал, что где-то живет известный праведник, и решил со своими мюридами посетить его. Придя к нему, они заметили, что он плевал, обратившись в сторону Киблы. Абу Язид сразу же встал и вернулся домой, даже не подойдя к нему и сказав: «Он нарушил одну из этических норм Пророка (мир ему и благословение), как можно верить ему во всем остальном?».
Абу аль-Хасан Варрак (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Кто избрал другой путь, кроме следования Пророку (мир ему и благословение), тот находится в заблуждении, но ему кажется, что он на правильном пути».
Абдулькадыр Гилани (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Ты приближайся к Аллаху, держась за руку Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».
Важно знать, что следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) означает следование его Шариату (исламское право), тарикату (суфийский путь приближения к Аллаху), хакикату (истинное направление веры), то есть следование имамам, ученым-богословам, авлияъ, шейхам, которые разъясняют, направляют нас на путь истины и обучают нас Корану и хадисам. И священный Коран, и хадисы Пророка (мир ему и благословение) велят нам следовать им. В Коране говорится (смысл): «Ты следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» (Сура «Лукман», аят 15).
Поэтому те, говоря, что они следуют Корану и хадисам, и не следуют за имамами, учеными-алимами, святыми служителями Аллаха, отвергая тем самым написанные ими книги, сами оказываются в конечном итоге теми, кто не следует ни Корану, ни хадисам. Потому что имамы, алимы и авлияъ являются теми, кто разъясняет народу Коран и хадисы, и не следующий им не следует и Корану и хадисам. Такие люди сами находятся в заблуждении и других вводят в заблуждение, даже если они знают наизусть весь Коран и все хадисы. Отдалитесь от таких людей, как от ядовитых змей и хищных зверей.
Пророк (мир ему и благословение) отмечал: «Я не знаю ничего такого, что вас приближало бы к Раю и отдаляло от Ада и чего бы я не велел вам делать. Также я не знаю ничего, что вас отдаляло бы от Рая и приближало к Аду и чего бы я не запретил вам делать» (Ибн Аби Дунья, Хаким).
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Представьте себе человека, который однажды ночью разжег костер. Когда этот огонь осветил все вокруг, на его свет устремились комары и другие мелкие насекомые, которые бросались в пламя костра. Этот человек пытается не подпускать насекомых к огню, а они заново бросаются в огонь. Так же и я отдергиваю людей за пояс, хочу спасти их от огня Ада, они же пытаются высвободиться из моих рук и вновь бросаются в огонь» (Аль-Бухари, Муслим).
Обратите внимание, каким милосердием наполнено сердце Пророка (мир ему и благословение)! Конечно, обретем ли мы Рай и защитимся ли от Ада, зависит от того, как мы будем следовать велениям и запретам Пророка (мир ему и благословение). Самое главное – это следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение) ради Всевышнего Аллаха.
Мы говорили, что некоторые ученые-богословы называют третью основу мусульманской религии, т.е. Сунну, ихсаном, что означает искренность в поклонении. Другими словами, искренности в богослужении можно добиться только тогда, когда мы занимаемся поклонением именно так, как это делал и велел делать нам наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), ибо он все совершал только искренне.
Мухаммад Гаджиев аль-инчхи