Всевышний Аллах знает обо всех деяниях каждого человека, будь они благие или же наоборот. Для запоминания всего этого Ему нет необходимости в том, чтобы благородные ангелы-писари записывали их или же взвесили на весах, всё это делается для того, чтобы человек знал и понял справедливость Аллаха.
Но многим людям малое благое деяние, совершенное ими, кажется большим. Они не думают о том, что их благие деяния могут аннулироваться от совершения для показухи или известности среди людей, забывают о своих долгах перед другими. Поэтому человеку кажется, что благого он совершил больше плохого. Вот почему Аллах и оставил над каждым человеком по два ангела-писарей, чтобы те записали его хорошие и плохие деяния. Если бы Аллах так не сделал, тот, кого Он Своей милостью очистил от грехов и не знал об этом, спросил бы: «Куда же делись все те хорошие деяния, которые я совершил?»
Таким образом, в Судный день Аллах установит весы на площади «Арасат», чтобы взвесить деяния людей, и назначит одного ангела, чтобы проследить за этим процессом. Аллах повелит этому ангелу следить за каждым человеком, указать каждому на его деяния, взвесить их, уточнить, остались ли у того или иного раба долги перед кем-нибудь и т.д.
В первую очередь он взвесит деяния уммы Мухаммада (мир ему и благословение), на всех четырех углах весов станут имамы четырёх мазхабов вместе с теми людьми, кто следовал за ними, прося Аллаха вознаграждения им. Наш Пророк (мир ему и благословение) будет следить за весами и просить Аллаха прощения и шафа' ата (заступничество) своей умме. При взвешивании своих деяний люди от страха потеряют сознание.
Однажды Пророк (мир ему и благословение) заснул, положив голову на колени Айши (да будет доволен ею Аллах). В это время Айша (да будет доволен ею Аллах) заплакала, вспомнив о Судном дне. На щеку Пророка (мир ему и благословение) упала ее слеза, отчего он проснулся. «Почему ты плачешь?» - спросил он Айшу (да будет доволен ею Аллах). Она ответила: «Я вспомнила об Ахирате, о Судном дне и задумалась над тем, вспоминают ли люди в Судный день о своих семьях». Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «Именем Аллаха, в чьей власти моя душа, говорю тебе, Айша (да будет доволен ею Аллах): в трёх случаях человек не вспоминает ни о чем, кроме как о себе:
1. При взвешивании его деяний.
2. Когда он ожидает бумагу со своими деяниями в страхе справа ему дадут бумагу или же слева.
3. Когда его приводят к мосту Сират.
В то время, как человек думает о том, что он сделал много хорошего и это его спасёт, к нему подходят те люди, кому он задолжал, и потребуют, чтобы он вернул то, что принадлежит им.
Один скажет: «Он угнетал меня, он проклинал меня».
Другой скажет: «Он смеялся надо мной, говорил за моей спиной досадные и неприятные мне слова».
Третий скажет: «Он был моим плохим соседом».
Четвертый скажет: «Я торговался с ним, он меня обманул.
Пятый скажет: «Он продал мне скот (или другое имущество) с недостатками, скрыв от меня это».
Бывают такие люди, в чей адрес такого рода обвинения выпадают каждый день. Бывают и такие, кого будут обвинять в таких больших грехах, как прелюбодеяние, воровство, убийство и т.д.
В этот день у человека не будет возможности расплатиться за свои долги имуществом. Их можно возместить только своими благими деяниями. А если при возмещении долгов его хорошие деяния закончатся, а долги ещё останутся, на него возлагаются грехи человека, которому он задолжал. Нет спасения тому человеку, на счету которого нет благих деяний, чтобы отдавать за свои долги и иметь у себя, кроме милости Всевышнего и шафа'ата Пророка (мир ему и благословение), и это будет только, если захотят Аллах и Пророк (мир ему и благословение). А захотят они это или нет никто, будучи в этом мире, не может знать. Но мы знаем, как человек, покупая что-либо, с надеждой смотрит на весы, что в его чашу нужно будет поставить хотя бы еще один грамм. А как можно назвать то, что человек не раздумывает о Судном дне, о деяниях, которые будут взвешиваться на весах, иначе как его глупостью или неверием.
После перечисления всех больших пунктов, опроса Судного дня, Сирата-Мизана, которые ожидают человека после смерти, имам аль-Газали сказал: «Поистине, Аллах поставил нас в затруднительное положение, и мы окажемся в Аду навсегда, если мы не поверим в Него. А если мы поверим, если у нас будет иман, и в то же время будем делать грехи, не раскаявшись, мы будем глупцами и невеждами». Он сказал, что эти черты не характерны тем людям, истинно верующим в Коран.
По материалам книги "Маватинуль инсан".
Мухаммад Хусайнию