Каково решение Шариата относительно постройки михрабов в мечети?

22 Июль 2013
2750

Во времена Пророка (мир ему и благословение) у мечети Пророка (в Медине) не было михраба, так же его не было и во времена его праведных халифов. Первым же кто воздвиг михраб был Умар бин абд аль-Азиз (да будет доволен им Аллах), будучи наместником аль-Валида бин абд аль-Малика в пресветлой Медине, когда мечеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение) вновь воздвигали и расширили после её демонтирования. Мечеть была демонтирована в 91 году по хиджре, по некоторым данным в 88, и была заново перестроена в этом же году, в том же году аль-Валид совершил паломничество в Мекку (хадж).

Относительно строительства михрабов среди богословов есть разные мнения, так шафиитские богословы считают это порицаемым (макрух). Но большинство богословов считают их воздвижение дозволенным и желательным, на это указывают мнения ханафитских и маликитских богословов. Что же касается ханбалитских ученых, то они явно высказали это мнение, например Ибн Муфлих сказал: "И сказал Ибн Тамим: "Строительство мечетей желательное действие, и так же желательно воздвигать в них и в домах михрабы. Шейх Ваджихуддин бин аль-Мунджи в книге "Шархуль-хидая" пишет: Строить мечети желательно, к этому побуждают нас хадисы. Аналогичная речь встречается и в книге "Риаят", что строительство мечетей и религиозных учебных заведений является из числа фарз аль-кифая. Ибн Акиль сказал: "В воздвижении михраба есть необходимость, чтобы посредством него даже невежа мог определить киблу", этого же мнения придерживается и Ибн аль-Джавзий. Некоторые богословы сказали: "Можно воздвигать михрабы и на это есть доводы". Другие сказали, что желательно, на это указал и имам Ахмад"". ("Аль-Адабу аш-шар‘иййя")

Опираясь на все выше изложенное можно сделать вывод, что пристраивать михрабы к мечети является желательным, потому что в этом есть следование этим имамам и потому что в этом есть благо для мусульман. Аллах превыше всего и знает лучше!

На вопрос ответил экс муфтий Египта доктор Али Джумуа

Материал перевел и подготовил Мухаммад-Амин Магомедрасулов

ما حكم اتخاذ المحاريب في المسجد، وهل هي فعلاً بدعة محرمة؟

لم يكن للمسجد النبوي الشريف محراب في عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم ، ولا في عهد الخلفاء بعده، وأول من اتخذ المحراب عمر بن عبد العزيز رضى الله عنه ، أحدثه وهو عامل الوليد بن عبد الملك على المدينة المنورة عندما أسس مسجد رسول الله صلى الله عليه وسلم لما هدمه وزاد فيه، وكان هدمه للمسجد سنة إحدى وتسعين للهجرة ، وقيل سنة ثمان وثمانين، وفرغ منه سنة إحدى وتسعين - وهو أشبه - وفيها حج الوليد.

اختلف الفقهاء في حكم اتخاذ المحاريب فكرهه الشافعية، وذهب الجمهور إلى جوازه واستحبابه كما دلت عليه عبارة الأحناف والمالكية، وأما الحنابلة فقد صرحوا بذلك الحكم فذكر ابن مفلح ذلك فقال: « وقال ابن تميم: بناء المسجد مندوب إليه, ويستحب اتخاذ المحراب فيه وفي المنزل وقال الشيخ وجيه الدين بن المنجي في شرح الهداية: بناء المسجد مستحب وردت الأخبار بالحث عليه، وسيأتي كلامه في الرعاية في أواخر الكتاب أن المساجد والجوامع من فروض الكفايات. وقال ابن عقيل : ينبغي اتخاذ المحراب فيه؛ ليستدل به الجاهل, وقطع به ابن الجوزي وقال بعضهم : ويباح اتخاذ المحراب نص عليه وقيل: يستحب أومأ إليه أحمد»( الآداب الشرعية).

وعليه فنرى استحباب اتخاذ المحاريب في المسجد؛ لما فيه من موافقة هؤلاء الأئمة، ولما فيه من المصلحة للمسلمين، والله تعالى أعلى وأعلم.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.