Если два или более человек стали хозяевами одного скота путём покупки, получения наследства или другим способом, то они выплачивают закят с этого имущества как один хозяин. Например, если два брата после смерти отца получили по наследству 40 баранов, то они вместе выплачивают одного барана.
Если имущество, которым владеют двое, достигло нисаба, т. е. количества, с которого выплачивают закят, то оба хозяина выплачивают закят как с имущества одного человека. Если один из них отсутствует при выплате закята, то второй не нуждается в его разрешении.
Если имущество не является общим, но стадо одного человека ночью находится в одном загоне вместе со стадом другого, оба стада выходят к одному водопою, пасутся на одном пастбище, доят их в одном месте, для оплодотворения самок используют одних и тех же самцов, пастух для них один, то они тоже выплачивают закят как с имущества одного человека.
Если золото, серебро или плоды являются общими, то закят с них выплачивают как с имущества одного человека – при условии, что место хранения, сушки и продажи имущества является одним, имеется общий для обоих охранник и одни весы. Такое же решение насчёт золота и серебра при условии, что и место хранения общее и все работы, производимые над ними, общие, т. е. если их совершают в одном месте и однообразно.
Закят с имущества, отданного в долг
Закят следует выплатить и с того имущества, к которому у хозяина не было доступа (например, отнятое имущество или отданное в долг). Закят с такого имущества выплачивается после того, как хозяин получил к нему доступ.
Если хозяин не может вернуть своё имущество, отданное в долг, то с этого имущества закят выплачивается после того, как его вернули.
С имущества, отданного в долг, закят выплачивает и тот, кто его взял взаймы, и хозяин этого имущества.
Если человек дал взаймы сельхозпродукцию или скот, то по истечении года он не обязан выплачивать закят с этого имущества.
Если должник отказывается возвращать долг и нет свидетелей, утверждающих правоту хозяина, то с этого имущества хозяин не обязан выплатить закят.
Если у человека есть долги, но он владеет имуществом, которое достигает нисаба, то по истечении года он должен выплатить закят с этого имущества.
Если человек отдал в долг золото, серебро или товар для реализации (торговли) и наступил срок возврата долга, но у него нет возможности вернуть своё имущество по причине банкротства должника, затягивания возврата или отрицания им долга, тогда кредитор вправе отложить выплату закята до получения своего имущества обратно.
Если должник в состоянии вернуть долг, находится в том же городе, что и кредитор, и готов в любой момент вернуть долг, то кредитор не имеет права откладывать выплату закята.
Кредитор имеет право отложить выплату закята с имущества, отданного в долг, до наступления срока его возвращения.
Если на имущество человека наложили арест из-за имеющихся у него долгов и с момента наложения ареста прошёл год, он обязан выплатить закят только тогда, когда с его имущества снимут арест.
Если шариатский судья определил каждому из кредиторов свою долю в имуществе должника, которое находится под арестом, но они не взяли свои доли и прошёл год, то должник не обязан выплатить закят с этого имущества.
Если человек умер и у него остались долги перед Аллахом и перед людьми, то в первую очередь из оставленного им наследства возмещают долги перед Аллахом, а после этого – долги перед людьми. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Долг перед Аллахом обладает наибольшим правом для его возмещения, чем остальные долги».
Долгами перед Аллахом считаются: несовершённое паломничество, невыплаченный закят, кафарат (штраф), например кафарат за пропущенные посты, не исполненный обет и т. д.