Обязательные составные части намаза

23 Декабрь 2013
37348

Намаз состоит из определённого состава элементов. Арканами намаза называются его обязательные составные части–элементы, неисполнение хотя бы одного из которых делает намаз недействительным.

Намаз состоит из тринадцати обязательных арканов: намерение, произнесение такбира, стояние  выпрямившись, чтение суры «Аль-Фатиха», совершение поясного поклона, выпрямление после поясного поклона, совершение дважды земного поклона, сидение между двумя земными поклонами, сидение для чтения молитвы «Ташаххуда», чтение «Ташаххуда» в последнем ракаате, чтение «Салавата», произнесение заключительного «Саляма», строгое соблюдение вышеуказанной последовательности при исполнении всех двенадцати арканов.

Рассмотрим содержание каждого аркана намаза.

1.Намерение . Приступая к совершению намаза, обязательно следует сделать намерение. Чтобы намерение считалось действительным, необходимо соблюдать следующие условия: а) обязательно выразить намерение выполнить намаз сердцем; б) указать в нём, что совершаете обязательный намаз; в) указать, какой именно намаз совершаете (утренний, полуденный, послеполуденный и т.п.). Намерение делается во время произнесения вступительного такбира.

Пророк  (мир ему и благословение)  сказал:

 «Поистине деяния оцениваются по намерениям» (имам Аль-Бухари).

На самом деле намерение – это решение сердца, но желательно ещё и произнести намерение языком.

2. Произнесение такбира т.е. выражение («Аллаhу акбар»). Для вступления в намаз с вышеупомянутым намерением в сердце  необходимо произнести вступительный такбир, т.е., слова («Аллаhу акбар»).

Пророк (мир ему и благословение)  сказал:

«Когда вы встаёте для совершения намаза, то совершите омовение как следует, затем, обратившись лицом к Кибле, произнесите слова Такбира – Аллаху Акбар». (имам Муслим).

В версии Абу Хамида Са’ади сказано, что Пророк  (мир ему и благословение) перед вступлением в намаз, повернувшись лицом к Кибле, поднимал обе руки и затем произносил слова «Аллаху Акбар». (имам Ибн Маджа).

Условия такбира: 1) произносить такбир нужно стоя (кроме тех случаев, когда разрешается не стоять для намаза); 2) при такбире неоходимо соблюдать все правила произношения букв и звуков (махрадж) (произносить правильно долгие и краткие, гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы или огласовки (харака).

3. Стояние выпрямившись. Это условие касается только тех, кто физически может стоять. А как совершать намаз тому, кто не может стоять, мы рассмотрим в другом материале.

В хадисе Пророка  (мир ему и благословение)   говорится:

«Ты соверши намаз стоя, если не сможешь, то сидя, если не сможешь, то лёжа на боку, если и тогда не сможешь, то лёжа на спине. Аллах  не обязывает делать, кроме того, что под силу».

4. Чтение суры «Аль-Фатиха» стоя.

После вступительного такбира обязательно чтение первой суры Корана таким образом, чтобы сами могли её слышать, при этом соблюдая все правила чтения Корана (таджвид) и последовательность аятов. Нельзя добавлять или пропускать ни одну букву. Если удвоенную букву произносить без удвоения, или наоборот, чтение не считается действительным. Также нельзя пропускать долготу букв. Каждую букву надо произносить без искажения. Правильному чтению этой суры необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя, и сделать это следует, не откладывая.

5. Совершение поясного поклона.

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно следует сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук достигли чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субхана-ллах»). Такая задержка называется «туманина». При этом поклон не должен быть совершён с другой целью, кроме как для исполнения обязательной составной части (руку’) намаза. Например, если наклониться потому, что кто-то толкнул, этот поклон нельзя считать поясным, следует сначала подняться и только потом совершить поклон.

6. Выпрямление после поясного поклона (и’тидаль)

Следует обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение и задержаться в позе стоя на некоторое время (туманина). При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения обязательного действия (и‘тидаль) намаза.

7. Совершение дважды земного поклона (саджда). Следует совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперёд, упираясь обеими руками в пол, и касаетесь лбом пола. В этом положении должна быть задержка на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т.п. Пола должны касаться части ладоней обеих рук, часть обоих колен, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы должен давить на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершён, кроме как для исполнения обязательной составной части (саджда) намаза.

8. Сидение между двумя земными поклонами. После земного поклона необходимо на некоторое время сесть, выпрямив при этом туловище. Намерение при этом должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для совершения намаза, без иных целей.

9. Сидение для чтения молитвы «Ташаххуда» («Ат-Тахийят»), выпрямив при этом туловище, и  пребывание в этой позе до конца чтения обязательного «Ташаххуда». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза.

10. Чтение в последнем ракаате намаза обязательного «Ташахх уда» с соблюдением всех правил произношения звуков – долгих и кратких гласных, одинарных и удвоенных согласных, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ташаххуда» также необходимо научиться у компетентного наставника.

Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен имАллах)  рассказывает, что Посланник Аллаха  (мир ему и благословение)  сказал:

Смысл: «Когда из вас кто-нибудь совершает намаз, то пусть читает “аттахиятуль-мубаракату лилляхи…”»

После этого Пророк  (мир ему и благословение)  научил полному «Ташаххуду» следующим образом:

التحيات المباركات الصلوات الطيبات لله, السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته, السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين, أشهد أن لا إله إلا الله, وأشهد أن محمدا رسول الله, اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد وعلى آلِ محمد

(مسلم عن ابن عباس رضىالله عنه )

Смысл: «Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – посланник Аллаха» (Муслим от Ибн Аббаса).

11. Чтение «Салавата» пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ташаххуда», соблюдая все правила произношения. Можно читать любой салават, например, следующий:

اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد وعلى آلِه

 «О Аллах, благослови и возвеличь Мухаммада, одари его благополучием, защитой от бед и невзгод, а также и род его».

12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз. "السلام عليكم"

13. Строгое соблюдение вышеуказанной последовательности при исполнении всех двенадцати арканов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.