Следование мазхабу (таклид)

1 Март 2014
6621

Расскажите, пожалуйста, подробно о таклиде. Когда разрешается следовать другим мазхабам?

Мусульманин имеет право выбрать один из четырёх мазхабов, и после того, как выбрал, он имеет право переходить в другие мазхабы часто или редко. Для следования другому мазхабу (таклид) нужно соблюдать шесть условий:

1. Если человек хочет следовать другому мазхабу в определённом вопросе, то он должен знать условия и особенности этого вопроса. Например, шафиит следует мазхабу имама Малика в том, что прикосновение к женщине не портит омовение. В этом случае шафиит не имеет права следовать этому мазхабу, если не знает правил омовения по мазхабу имама Малика. Например, что во время омовения обязательно нужно протирать всю голову.

2. Следование другому мазхабу не должно быть необдуманным. Например, человек совершает поклонение, не следуя ни одному мазхабу, наугад.

3. Нельзя искать лёгкости в мазхабах (татабуу ррухас), то есть, чтобы снять с себя обязанность совершения чего-либо. Например, времени для совершения обеденного намаза остаётся мало, и человек не находит ни воды для омовения, ни земли для таяммума, но находит большой камень и, следуя за имамом аш-Шафии, не совершает на камне таяммум. При этом он не возмещает намаз, следуя за имамом Маликом. Такой таклид (следование) недопустим, т. к. имам аш-Шафии не разрешает совершать таяммум на камне, но такого человека он обязывает совершить намаз даже без омовения или без таяммума, и в последующем этот намаз следует возместить. Имам Малик утверждает, что если нет воды для омовения и земли для таяммума или чистого камня, то человек не должен совершать в это время намаз и возмещать его не должен.

4. Тот алим или имам, за которым человек хочет следовать, должен быть абсолютным муджтахидом или муджтахидом в фетвах, например, как ар-Рафии, ан-Навави, ар-Рамали, ибн Хаджар, кроме случаев, когда алимы говорят, что то или иное решение какого-либо из этих учёных слабое. Также нельзя следовать за имамом в решении, от которого он впоследствии отказался, если только алимы этого мазхаба заново не утвердят это отменённое решение.

5. Нельзя кое-как связывать мнения двух мазхабов, чтобы в результате получилось решение, не соответствующее обоим мазхабам (тальфик). Например, человек делает омовение, делая масху на голову, протирая меньше одной четвёртой части головы, следуя таким образом за имамом аш-Шафии, потом трогает свой половой орган и принимает решение, что у него не испортилось омовение, следуя за имамом Абу Ханифой (по ханафитскому мазхабу омовение не портится, если трогать половые органы). Омовение не засчитывается по обоим мазхабам, ибо по мазхабу аш-Шафии омовение портится, если тронуть половой орган, а по ханафитскому мазхабу во время омовения нужно протирать одну четвёртую и более головы.

6. Действие, в котором человек следует определённому мнению, не должно быть действием, которое исламский судья (кади) может отменить из-за несоответствия этого действия единому мнению (иджма) алимов. Например, нельзя следовать мнению, что трёхкратное произнесение слов о разводе одновременно является однократным, потому что хоть и есть такое мнение, но если исламский судья решает этот вопрос, он должен принять решение, что в этом вопросе получается трёхкратный развод, а не один развод, ибо мнение, что произнесение трёхкратное одновременно, является только одним разводом, противоречит единогласному мнению алимов («Танвир уль Кулюб»).

На вопрос ответил Ибрагим Ибрагимов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.