Проповеди, собранные из «Хадисуль кудси» выдающимся мусульманским ученым, мыслителем и доводом Ислама, Имамом Абу Хамидом аль-Газали (450 г.х. /1059 г. н.э. – 505г.х./1111г. н.э.), да смилуется над ним Аллах,
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Посмотри на себя и на все Мои создания. Если найдешь что-нибудь дороже самого себя, то направь на себя его почтение, а если не найдешь, то почитай себя покаянием и совершением хороших деяний, если тебе дорога твоя душа. Помни Милость Аллаха для тебя и Договор, который Он заключил с тобой, когда вы сказали: «Мы слушаемся и повинуемся [Тебе]». Вы бойтесь Аллаха до наступления Судного дня – дня воскрешения, дня бедствий и несчастья, «дня, продолжительность которого пятьдесят тысяч лет», «дня, когда они не скажут ничего в свою пользу и им не будет разрешено говорить, чтобы оправдываться, поскольку у них нет оправданий». Это день, когда наступит большая беда, день ужасных криков, «день, когда лица будут сильно нахмурены и угрюмы, а лбы сморщены», «день, когда ни один человек не сможет ни помочь, ни навредить другому, а решения и повеления будут принадлежать только Аллаху». Это день страшных землетрясений, страшного суда, нескончаемый день, день, в котором будут содрогаться горы, день наступления наказаний и ускорения времени, день последнего крика и беды, день, в котором дети становятся седыми. «Не будьте подобны лицемерам и язычникам, которые сказали, что слушаются Меня, но в действительности не повинуются и не верят Аллаху».
В 7-ом аяте суры «аль-Маида» говорится: “Помните милость Аллаха к вам, когда привел Он вас к Исламу, и помните обет, данный Аллаху, когда вы обещали повиноваться Посланнику Аллаха – Мухаммаду да благословит его Аллах и приветствует . Бойтесь Аллаха и выполняйте свои обеты. Поистине, Аллах знает тайны ваших сердец. (Тафсир-уль-Джалалайн).
2 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Ма‘аридж», аят 4).
3 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Мурсалат», аяты 35,36).
4 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Инсан», аят 10).
5 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Инфитар», аят 19).
6 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Анфаль», аят 21).
Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и восхваляйте Его днем и ночью». О Муса ибн ‘Имран, о поясняющий, слушай Мою Речь! Я – Аллах – Вершитель Судеб (Тот, Кто вершит Высший Суд), между Мною и тобою нет переводчика, ты оповещай ростовщика о Гневе Милостивого Всевышнего и усилении адского огня.
О сын Адама! Если обнаружишь черствость в своем сердце, болезнь в своем теле, лишения в своем ризки и недостаток в своем имуществе, то знай, что ты говорил то, что тебя не касается.
О сын Адама! Твоя вера не станет правильной до тех пор, пока твой язык не станет правдивым, а язык твой не станет правдивым, пока ты не постыдишься своего Господа.
О сын Адама! Если смотришь на недостатки людей забывая о своих недостатках, то тогда ты угождаешь шайтану и вызываешь Гнев Милосердного.
О сын Адама! Твой язык – это лев, если ты дашь ему свободу, он тебя убьет, и твоя гибель в распущенности языка».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! «Поистине шайтан – ваш враг, и относитесь к нему, как к врагу». Помните о том дне, когда вы будете толпами стоять перед Милостивым. Вы будете стоять перед Ним рядами, читать книги, в которых записаны все ваши деяния буква в букву, и вы будете спрошены о том, что делали тайно и явно.
«Помните о том дне, когда Мы соберем богобоязненных и призовем их к Милостивому, а грешников толпами Мы погоним в Ад (как стадо на водопой)». Для вас есть обещания и угрозы. Поистине, Я – Аллах, нет подобного Мне, и нет господства, подобного Моему господству. Кто всегда соблюдает пост ради Меня, Я дам ему разговляться Моими яствами. Кто провел ночь в служении Мне, тому будет предназначено достоинство из Моего Достоинства. Кто не будет смотреть на запретное, того Я оберегу от Моего Ада.
Я – Господь, так познавайте же Меня, Я – Благодетель, так благодарите же Меня, Я – Защитник, так оберегайтесь же Мною, Я – Помогающий, так ищите же помощи у Меня. Я – Прощающий, так просите же прощения у Меня. Я Тот, к Кому стремятся, так стремитесь же ко Мне, Я – Дающий, так просите же у Меня, Я достойный поклонения, так поклоняйтесь же Мне, Я – Знающий, так остерегайтесь же Меня».
1 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Фатир», аят 6).
2 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Марьям», аят 85,86).
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! «Аллах возвещает Своими знамениями, что поистине нет бога, кроме Него, и ангелы тоже свидетельствуют об этом. Обладающие знаниями (пророки и другие верующие) также убеждены в том, что Всевышний управляет самым справедливым образом и (еще раз подтверждают), что нет бога кроме Него – Всемогущего и Премудрого.
Поистине, религия, которой Аллах доволен – это Ислам (шариат, с которым ниспосланы посланники, построенный на единобожии)». «Кто выберет иную религию, кроме Ислама (и его шариата), то никак не будет принято Им, и на Том свете он будет одним из числа оставшихся в убытке, потому что он будет в вечном Аду»2. Всякого, совершившего благое деяние, Аллах обрадовал Раем. Кто поистине познает Аллаха и покорен Ему, тот спасенный; кто познает шайтана и не будет повиноваться ему, тот останется невредимым; кто познает Истину и последует ей, тот в безопасности; кто познает ложное и остережется его, тот победит; кто познает шайтана и мирскую жизнь, а затем отвергнет их, тот станет счастливым; кто познал загробную жизнь (Ахира), затем ищет ее, тот на Истинном пути. Поистине, Аллах наставляет на Истинный путь кого захочет, и к Нему ваше возвращение.
О сын Адама! Если Всевышний Аллах поручился за твой удел, то почему ты так озабочен? Если Аллах возмещает, то к чему такая скупость?
Если иблис враг Всевышнего Аллаха, то зачем беспечность и невнимательность?
Если существует наказание адским огнем, то зачем такое спокойствие? Если вознаграждением Аллаха является Рай, то зачем ослушиваться Его? Если все случается по Моему предопределению, то к чему такое беспокойство? «Мы открыли вам это, чтобы вас не постигла печаль за упущенное вами, и чтобы вы не радовались за то, что Он вам даровал, ведь Аллах не любит гордых и высокомерных»3.
1 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-‘Имран», аят 18,19).
2 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-‘Имран», аят 85).
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Увеличивайте багаж, поистине, путь далекий, почаще бодрствуйте по ночам, занимаясь богослужением, поистине, море глубокое, выполняйте деяния [в совершенстве], поистине, сират (мост перекинутый через Ад)– тонок, проявляйте искренность в деяниях, поистине, Воздающий за них – Всевидящ. Твое удовольствие – в Раю, а отдых – в загробной жизни, и там у тебя будут гурии. Повинуйся Мне – Я помогу тебе, приближайся ко Мне презрением к мирскому и любовью к праведным людям. Поистине, Аллах не сделает тщетным вознаграждение благочестивых людей».
В другом издании написано: “Обновляйте корабль, поистине, море глубокое”.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Если вы опасаетесь жары солнца, как вы можете ослушаться, тогда как в Аду семь уровней, и в нем огни съедают друг друга. В каждом уровне Ада по 70 тысяч ущельев из огня, в каждом ущелье 70 тысяч жилищ, в каждом из них по 70 тысяч помещений, в каждом помещении 70 тысяч колодцев (биъру), в каждом колодце 70 тысяч огненных сундуков, в каждом сундуке 70 тысяч огненных скорпионов, над каждым сундуком находится 70 тысяч (адских) деревьев из «закума» (с отвратительными плодами которыми будут питаться грешники), под каждым деревом 70 тысяч огненных предводителей, вместе с каждым 70 тысяч огненных ангелов и 70 тысяч ядовитых огненных змей. Длина каждой змеи 70 тысяч огненных локтей, в животе каждой змеи море черного яда, у каждого скорпиона тысяча хвостов, длина каждого хвоста 70 тысяч локтей, в каждом хвосте 70 тысяч ратлей из красного яда. Я клянусь Собой, «клянусь горой Тур [гора на Синае, над которой Муса разговаривал с Аллахом] и Книгой, т.е. Кораном или Торой, ниспосланной Аллахом в ясных свитках, Байт уль-Ма‘муром, (дом, расположенный на небесах прямо над Ка‘абой, вокруг которого каждый день совершают обход (таваф) 70 тысяч Ангелов). И еще Я клянусь небом, воздвигнутым без опор и морем переполненным»2. О сын Адама! Я создал адский огонь для каждого неверующего, сплетника, для не послушного своим родителям, лицемера, для не выплачивающего закят со своего имущества, для прелюбодея, ростовщика, употребляющего опьяняющее (хамр), для угнетающего сирот, для наемного рабочего, который обманывает, для плакальщиц, для каждого, кто приносит вред соседям, «кроме тех, кто покаялся и уверовал [в Аллаха] и совершил благие деяния. Что касается их, то Всевышний Аллах превращает их плохие деяния в хорошие. Аллах – Всепрощающий и Всемилостивый»3. О Мои рабы, жалейте же себя! Поистине тела ваши слабы, путешествие долгое, бремя тяжелое, «сират» тонкий, Тот, Кто Воздает за деяния – Всевидящий, а Тот Кто Судит – Господь миров».
1 Ратль – мера веса, равная 443,28 граммам.
2 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «ат-Тур», аяты 1,2).
3 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-Фуркан», аят 70).
Всевышний Аллах говорит: «О люди! как же вы стремитесь жить в этом бренном, кратковременном мире и как же желаете короткую жизнь? Поистине покорным [предназначен] Рай, они войдут через восемь Его ворот. В каждом Раю 70 тысяч садов, в каждом саду 70 тысяч дворцов из яхонта, в каждом дворце 70 тысяч домов из изумруда, в каждом доме 70 тысяч комнат из красного золота, в каждой комнате 70 тысяч отдельных комнат из серебра, в каждой отдельной комнате 70 тысяч обеденных столов, цвет которых похож на цвет пыли, на каждом столе 70 тысяч блюд из джавхара (драгоценных камней), в каждом блюде 70 тысяч различных яств, вокруг каждой комнаты 70 тысяч кроватей из красного золота, на каждой кровати 70 тысяч постелей из шелка и парчи, вокруг каждой кровати 70 тысяч рек из живой воды (маульхаят), молока, меда и райских вин. В середине каждой реки 70 тысяч различных плодов, в каждом доме 70 тысяч пурпурных шатров, на каждой постели черноглазая гурия, перед ней 70 тысяч служанок, как будто они сокрытое яйцо, над каждым дворцом 70 тысяч куполов, в каждом куполе 70 тысяч подарков от Милостивого, какие не видели глаза, не слышали уши и не помышлял человеческий разум.
«В Раю для них фруктовые плоды любого вида, которые они предпочитают, и мясо птиц которое пожелают, а также черноглазые гурии, которые подобны жемчугу, хранящемуся в раковине. Все это – воздаяние за благие деяния, которые они совершали в земной жизни»1. Там они не умирают, не стареют, не печалятся, не постятся, не молятся, не болеют, не мочатся и не испражняются, и их никогда не выведут из Рая.
Кто ищет Рай и вспоминает Мою Щедрость, Мою Близость и Милость, тот пусть приблизится ко Мне правдивостью, пренебрежением к мирскому и довольствуясь малым».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Это богатство – Мое богатство, ты Мой раб. Нет у тебя ничего из Моего богатства, кроме того, что ты съел и истратил, или того, что одел и износил, или того, что ты дал в милостыню и тем самым сохранил ее. Предо Мной у тебя три части: первая часть для Меня, вторая – для тебя и третья часть между нами (общая). То, что принадлежит Мне – это твоя душа, то, что принадлежит тебе – это твои деяния, а то что между Мною и тобой – это твоя мольба (ду‘а), а от Меня – ответ на мольбу.
О сын Адама! Будь набожным и довольствуйся данным тебе, тогда ты будешь созерцать Меня, поклоняйся Мне, и дойдешь до Меня, ищи Меня, и ты найдешь Меня.
О сын Адама! Если ты подобен правителям, которые войдут в Ад из-за распутства, или подобен арабам, которые войдут в Ад из-за ослушания, или ученым, которые войдут в Ад из-за зависти, торговцам, которые войдут в Ад из-за обмана, джабаритам, которые войдут в Ад по невежеству, ремесленникам и поклоняющимся, которые войдут в Ад из-за совершения деяний напоказ (рия’) и двуличия, богачам, которые войдут в Ад из-за гордости, или бедным, которые войдут в Ад из-за лжи, а где же тогда тот, кто ищет Рай?!».
Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной боязнью, повинуясь, вознося хвалу и поминая Его. Умирайте только истинно верующими в Единого Бога». О сын Адама! Поистине знания без следования им подобны молнию и грому без дождя, деяния без знаний подобны бесплодному дереву, ученый, не следующий своим знаниям, подобен луку без тетива, человек, с имущества которого не выплачивается закят, подобен тому, кто сажает соль на скале.
Проповедь глупому человеку подобна предназначению жемчуга и драгоценного камня для животных, черствый человек, у которого есть знания, подобен мокрому камню.
Проповедь не желающему понимать ее, подобна звучанию свирели на могиле.
Тот, кто дает милостыню от имущества, полученного запретным путем, подобен тому, кто смывает грязь с одежды своей мочой. Намаз без закята подобен мертвому телу, ученый, который не кается, подобен строению без фундамента. «Так неужели они застрахованы от макру Аллаха? Ибо только заблудшие и обреченные на гибель люди ведут себя, как застрахованные от макру Аллаха».
1 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-‘Имран», аят 102)
2 Знания не воздействуют на него, подобно тому, как сырость не воздействует на камень
3 Как свирель не воздействует на мертвых, так же проповедь не воздействует на того человека, который не желает ее.
4 Подобно тому, как моча не очищает грязную одежду, также милостыня не очищает имущество, приобретенное запретным путем.
5 Тафсир-уль-Джалалайн (сура «аль-А‘раф», аят 99).
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! От склонности к мирскому и любви ко Мне в твоем сердце, зависит Мое расположение к тебе.
Поистине Я никогда не объединяю любовь ко Мне и любовь к мирскому в одном сердце.
О сын Адама! Будь набожным, и ты познаешь Меня, голодай, и ты увидишь Меня. Всецело отдавайся поклонению Мне, и дойдешь до Меня. Будь искренним в своих деяниях, Я одарю тебя любовью ко Мне. Посвяти себя поминанию Меня, Я буду поминать тебя перед ангелами.
О сын Адама! В твоем сердце есть все, кроме Аллаха, и ты надеешься не на Аллаха. До каких же пор ты будешь говорить «Аллах Всевышний» и бояться других, а не Его?
Если бы ты познал истину, то не думал бы ни о чем, кроме как об Аллахе, не боялся бы никого, кроме Аллаха, и не прекратил бы твой язык поминать Аллаха, поистине искоренение грехов невозможно лживым раскаянием. Если бы ты боялся адского огня, как боишься бедности, Я обогатил бы тебя уделом оттуда, откуда ты и не надеялся получить его.
О сын Адама! Если бы ты пожелал получить Рай, так же как желаешь мирское, то Я осчастливил бы тебя в обоих мирах. Если бы вы поминали Меня, как поминаете друг друга, ангелы приветствовали бы вас и днем, и ночью. Если бы вы полюбили поклонение Мне, как любите мирское, Я чтил бы вас, как почитал посланников. Не наполняйте ваши сердца любовью к мирскому, ибо его конец близок».