Ритуальное очищение с помощью пыльной земли (таямум)

1 Апрель 2014
22806

Раздел десятый

Таямум – это ритуальное очищение, которое подразумевает доведение пыльной земли до лица и рук. Таямум совершается и как малое омовение, и как большое ритуальное омовение всего тела. Прежде чем рассказать о том, как совершают таямум, объясним причину, по которой мусульманин может прибегать к ритуальному очищению землёй, а не водой.

Первая причина – отсутствие воды. Если человек, находящийся в населённом пункте, останется без воды и у него не будет возможности дойти до места, где есть вода, в том случае, если, к примеру, есть опасность для жизни или имущества, то он имеет право вместо обычного омовения совершать таямум. Но какая бы уважительная причина у него не была, человек, находящийся в населённом пункте, обязан возместить намаз, совершённый с таямумом.

Но если человек находится в пути и не проезжает по населённому пункту, то прежде чем совершить таямум, он должен поискать воду поблизости или у попутчиков. Если не найдёт, то обязан поискать воду в радиусе 600–700 метров, если он точно не знает, что в данной местности нет воды.

Если он знает, что в определённом месте, куда бы он пошёл по своим нуждам, есть вода, то он должен пойти туда за водой, если его имуществу ничего не угрожает. То есть, если примерно за пару километров от места привала путника находится заправка или магазин, куда бы он пошёл за продуктами питания или же за бензином, то он обязан пойти туда и за водой для омовения, если его жизни или имуществу что-либо не угрожает. Если вода будет ещё дальше, то он не должен за ней идти. Если есть человек, который продаёт воду за принятую в этой местности цену, то человеку, если у него есть деньги, необходимо купить эту воду для совершения омовения. Если цена за воду выше обычной, даже не на много, то он не обязан покупать воду. Если ему дадут воду бесплатно или ему подадут кувшин, чтобы набрать воду, то он обязан его принять. Но если ему будут давать деньги для того, чтобы он купил воду, то он не обязан принимать эти деньги.

Если всё-таки человек не смог найти воду, то ему разрешается делать таямум. Совершённый с таямумом намаз в таких случаях не нужно возмещать. Если человек потеряет внутри своего транспорта воду, и не найдёт её, то он обязан совершить намаз с таямумом, и после того, как он найдёт её, возместить. Если же он потеряет свой транспорт, среди других, например, забудет, куда поставил его на стоянке, то совершённый им с таямумом намаз не нужно возмещать.

Если человек точно знает, что получит воду к концу времени того или иного намаза, то ему лучше подождать, чтобы совершить намаз с полноценным омовением. Если он не уверен, а предполагает то, что к концу времени намаза он сможет совершить омовение водой, то ему желательно совершить намаз раньше с таямумом.

Если он найдёт малое количество воды, которого в обычной ситуации не хватило бы для омовения, то он обязан использовать эту воду на столько, на сколько ему хватит, а потом совершить таямум.

Вторая причина. Если у человека есть вода, но он знает, что она нужна ему для питья и больше в пути он воды не найдёт, то ему разрешается совершить таямум.

Третья причина – болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду. Если он опасается, что из-за использования воды какой-либо его орган может схватить паралич (допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой) или же его болезнь может продлиться, к примеру, если есть опасения, что купание больного гриппом может привести к осложнениям и т. п. Также если есть опасения, что от использования воды может остаться пятно или синяк, шрам и т. п. на видном месте (руки и лицо). Слишком холодная вода тоже может стать причиной болезни (если нет возможности согреть воду). Но намаз, совершённый с таямумом, по причине чрезмерного холода необходимо возместить.

При всех подобных случаях разрешается совершать таямум даже при наличии воды.

Как делать таямум больному человеку?

Если у человек, например, больная рука и попадание воды на неё не желательно, то ему надо учитывать следующее.

Первое – если на больном органе нет повязки или гипса, то он промывает здоровую часть данного органа и другие органы тела, которые он должен помыть, а за больной орган он совершает таямум. Если данный человек обязан искупаться, то таямум делается в любое время, до или после купания, но желательно сделать таямум до купания. А если человек совершает малое омовение, то он обязан совершить таямум тогда, когда моет больной орган. То есть, если у него болит рука, он намеревается совершить омовение и моет лицо, затем здоровую часть больной руки, затем он вытирает лицо и делает таямум, затем моет другую руку, протирает голову, моет ноги. Если болезнь распространена на два органа, то он обязан совершить два таяммума.

Второе – если на больном органе повязка или гипс, то он обязан сделать все, как сказано выше, плюс к тому – протереть влажной рукой повязку или гипс целиком (сделать масх).

Когда омовение такого больного завершено, он может совершить с таким омовением только один фарз и сколько угодно суннатов. Если у него не испортится омовение до совершения второго фарза, то, по наиболее достоверной версии, он должен совершить снова таямум. Возобновлять омовение ему не нужно, как не нужно возобновлять купание тоже. Если у него испортится омовение, то он должен снова совершить омовение, как сказано выше.

Условия таямума

Для того, чтобы приступить к совершению ритуального омовения землёй (таямум), необходимо иметь чистую и пыльную землю. Если даже земля будет лечебной или же будет пыльный песок, то таямум ими разрешён. Не допускается использование полезных ископаемых, таких как соль, мышьяк и т. п. Если земля пропитана мукой, то таямум такой землёй не допускается. Нельзя совершать таямум с использованной землей, т. е. с землёй, которая остаётся на какой-либо части тела (например на лице), и также то, что посыпалось после использования.

Итак, приступаем к таямуму.

– Прежде всего, необходимо взять землю с целью таямума. Если на лицо человека попадёт земля дуновением ветра, и он протрёт этой землёй лицо с намерением таямума, то это не считается.

– С такой целью следует перенести пыльную землю на лицо, имея при этом намерение таямума: «Я намереваюсь сделать таямум для дозволения совершения намаза». Не считается, если намереваться совершить фарз таямума. Такое правильное намерение должно быть связано с переносом пыльных рук до протирания какой-либо части лица. Если сделать намерение сделать дозволенным совершение фарза, то вместе с фарзом разрешаются и желательные (суннат) намазы. Если сделать намерение сделать дозволенным совершение сунат-намаза, то не разрешается совершать фарз, а разрешается только совершение сунната.

– Таким образом, с правильным намерением следует протереть лицо. Нет необходимости доводить пыль до основания волос, даже если волосы редкие. Но не стоит забывать, что пыльными руками следует протереть всё лицо, особенно следует обратить внимание на место перед носом, возле ноздрей.

– Необходимо наличие двух ударов для набора пыльной земля – один удар для лица, другой для рук. Если ударов будет больше, то в этом нет ничего страшного.

– Если на руке есть кольцо или браслет, то необходимо снять их, когда бьют во второй раз для протирания рук.

Коротко говоря, таямум совершается так. Человек с намерением таямума ударяет руками соответствующую пыльную землю. Протирает этими руками лицо. Затем он бьёт ещё раз и протирает руки.

Желательные действия таямума:

– произносить «Бисмилях» в начале таямума;

– использование сивака;

– произносить все молитвы, которые было желательно произносить в начале обычного омовения водой;

– прочитать то же дуа, которое читают после омовения;

– протирать лицо сверху вниз, а руки – сперва правую, затем левую;

– если пыли на руках будет много, то желательно встряхивать руки;

– не вытирать пыль до завершения намаза;

– таямум желательно совершать непрерывно, то есть протирать лицо и сразу же руки;

– держать пальцы раскрытыми, когда ударяют руки о землю;

– снимать кольцо или браслет, когда бьют руки о землю для протирания лица;

– в отличие от обычного омовения, в котором желательно промывать органы по три раза, при таямуме желательно не повторять протирание органов три раза;

– сидеть, повернувшимся в сторону Каабы.

Вопросы, связанные с таямумом

Кто совершит таямум из-за отсутствия воды, а потом найдёт её, то его таямум нарушается, если он не находится в намазе. Если же он находится в намазе, который потом нужно будет возмещать, то намаз такого человека тоже нарушается, как и таямум. Например, если он совершает намаз в населённом пункте из-за отсутствия воды, то его намаз считается, но его нужно возмещать. Если, находясь в таком намазе, к нему придёт человек с водой, с которой можно совершать омовение, то его намаз и таямум нарушаются. Если же он находится в намазе, которой он потом не должен будет возместить, например, намаз путника, который не нашёл воду, то его намаз не нарушается, и компенсировать его не нужно. Но такому человеку желательно прервать свой намаз и совершить намаз снова с полноценным омовением.

Одним таямумом совершают только один фарз-намаз и неограниченное количество суннат-намазов, но, тем не менее, с фарзом можно совершить и Джаназа-намаз (заупокойную молитву) тоже.

Если кто-то не найдёт ни воду, ни землю для омовения, то он совершает намаз без ритуального очищения, но потом возмещает его.

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.