Соблюдение поста в месяце Рамазан, его значение и польза
Пост, или как еще его называют ураза, является одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по Шариату – это воздержание от еды, питья, половых отношений и всего того, что нарушает пост в течение светового дня.
В хадисе Посланника Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что Рамазан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста.
Уместно отметить, что и современная наука однозначно утверждает, что мусульманский пост полезен для здоровья, он лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки. Ведь не зря Пророк (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) сказал: «Поститесь – выздоровеете».
В основу данного буклета вошли отрывки из книги «Ихья улюми-д-дин» имама Абу Хамида аль-Газали, в котором говорится об особенностях и значении поста.
Посланник Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) отмечает, что пост - это половина терпения, а терпение – это половина веры. Всевышний говорит, что «любое доброе дело вознаграждается десятикратно, кроме поста, который принадлежит Ему и за который Он Сам вознаграждает». Для Аллаха пост особенно дорог. Всевышний поведал нам устами Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям), что запах, исходящий из уст постящегося, приятней для Него, чем аромат мускуса. Всевышний также говорит: «Верующий смирил плоть свою ради Меня. Пост его посвящен Мне, и от Меня за него награда».
В хадисе Посланника Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) говорится, что у Рая есть врата, которые называются «Арраян», через них войдут только постящиеся, которые непременно увидят Аллаха в награду за воздержание. Также сказано, что постящегося ждут две радости: это радость от разговения и радость от встречи с Аллахом. Видя постящегося и радуясь за Своего раба, Аллах говорит ангелам: «Таков раб Мой ангелы, ради Меня он не ест и не пьет, и бросил забавы».
Постящемуся воздается сторицей за совершенное им, и он даже не в состоянии представить себе, какова награда и благодарность ему от Аллаха.
А что до благости самого поста, то тому есть две причины. Первая причина – это воздержание. Вторая – пост является деянием, скрытым от чужих глаз. Совершение любых видов поклонения, кроме поста, заметно, а пост – внутреннее действие, совершаемое усилием воли.
Результатом поста является победа над врагом человека – шайтаном, орудие которого – плотские страсти, исходящие от еды и питья. В хадисе говорится, что шайтан подбирается к сыну Адама через кровеносные пути, и когда спросили, как же защититься от него, Пророк (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) ответил, что следует сузить эти пути голодом. Посланник Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) также говорил, чтобы почаще стучались во врата Рая, и когда его спросили: «Чем?», он ответил: «Голодом».
Что же есть пост, как не одоление сатаны? Пост является препятствием для его козней и преградой на его путях. Кто старается взять верх над врагом Аллаха, тот получит помощь от Самого Аллаха. Начинается это усердием человека в совершении богоугодных дел, воздаянием за которые является помощь Аллаха и направление человека по Истинному пути. Всевышний в Коране говорит, что тех, кто усердствовал в благом, Аллах поведет по Своему пути, и поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. Так вот, пока на тех пастбищах, где пасется шайтан, будет полно травы, и пока человек, проявляя усердие голодом и другими поклонениями, не перекроет сатане путь к своему сердцу, не откроется ему величие Всевышнего Аллаха. В хадисе сказано, что сыны Адама давно узрели бы царство небесное, если бы шайтаны не кружили над их сердцами. Поэтому и стал пост вратами поклонения Аллаху и спасением. Остановимся на изложении внешних и внутренних его условий, которые определяются в трех разделах.
Первый раздел касается внешних условий и правил, которых шесть:
1. Установление начала месяца Рамазан.
2. Намерение, которое следует делать для каждой ночи Рамазана.
3. Ничего не принимать вовнутрь с умыслом, помня о посте.
4. Воздержание от соития.
5. Воздержание от испускания семени.
6. Воздержание от намеренного опустошения чрева рвотой.
Второй раздел касается таинства поста и его внутренних условий.
Соблюдающие пост делятся на три категории. К первой категории относятся те, кто остерегается только действий, прерывающих пост. Вторая категория - те, кто помимо этого остерегается всего греховного (удерживает органы от греха). К третьей категории относятся те, кто, выполнив условия первых двух категорий, отрешился от всего, кроме Всевышнего Аллаха.
Нам необходимо стараться быть хотя бы в числе тех, кто относится ко второй категории.
Полнота такого поста достигается совершением шести действий.
1. Следует притуплять взгляд, отводить глаза от всего запретного и от всего того, что отвлекает сердце от поминания Аллаха. В хадисе сказано, что взгляд – это одна из отравленных стрел сатаны, и тот, кто опустит глаза свои в страхе перед Аллахом, ощутит в своем сердце сладость веры. В хадисе также говорится, что строгий пост прерывается сладострастным взглядом.
2. Следует воздержаться от пустословия, лжи, сплетен, грубости, брани, лицемерия, а также стараться соблюдать молчание, поминая Всевышнего.
3. Не следует слушать бранные слова, ибо от скверного языка происходит осквернение слуха. Слушающего брань Аллах приравнял к тому, кто ведет бранные речи. В хадисе говорится, что злословящий и слушающий – соучастники в грехе.
4. Следует оберегать ноги, руки и другие части тела от запретного и сомнительного.
5. Следует не злоупотреблять дозволенным, набивая свой живот. Как мы знаем, пост – это гибель для шайтана и обуздание человеческих страстей. Так какую же пользу принесет пост, если при наступлении темноты восполнять то, что не доел днем, с избытком вкушая различные яства? Установился даже обычай делать запасы и потреблять в месяце Рамазан больше, чем в иные месяцы. А ведь известно, что пост требует умеренности и обуздания страстей, дабы укрепить душу благочестием. Если же терпеть от рассвета до заката, разжигая желание, а затем наброситься на изысканные яства и насытиться, то только увеличится плоть и возрастут вожделения. Дух же и тайна поста заключены в усмирении и укрощении сил, коими пользуется сатана, устремляя человека к злу. А усмирения этих сил не добиться ничем кроме как умеренностью, вкушая не больше того, что обычно вкушаешь вечером.
6. Нужно, чтобы сердце при разговении находилось в трепете между страхом и надеждой, ибо мы не знаем, принят наш пост Всевышним или нет. Если принят пост, тогда мы в числе приблизившихся к Аллаху, а если нет, то тогда –среди отвергнутых. И так надлежит чувствовать себя после каждого положенного действа.
Третий раздел касается подготовки к посту.
Крайне необходимо, чтобы человек понимал смысл поста, назначение которого в том, чтобы сделать чистым сердце и устремить его к Аллаху. Поняв же смысл поста, человек открывает для себя способ получения духовного очищения.
Хвала Аллаху за все благодеяния Его и за все милости Его.
Да поможет нам Аллах понять Его милость и следовать по Истинному пути, указанному Им! Амин.