Вопрос: Как себя вести мусульманину в социальных сетях, так очень много информации? Как брать информацию?
Ответ: Аллах создал человека, чтобы он был рабом Всевышнего Аллаха, совершая поклонение, и вёл себя как раб перед Аллахом. Сказал Всевышний Аллах (смысл):
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«И не сотворили мы (Аллах) джиннов и людей кроме как для поклонения» (Зарият, аят 56), поклонением Аллаху является познание Его, а познание Его осуществляется через познание Его прекрасных Имён и Атрибутов.
Как пришло в хадисе, «У Аллаха девяносто девять имен», а в другом, что «сто без одного и кто их перечислит, тот войдёт в Рай», то есть, кто перечислит их, будет знать и будет руководствоваться ими. В хадисе не подразумевается, что у Аллаха только девяносто девять имен, а наоборот, имён Аллаха очень и очень много.
И каждое имя Аллаха указывает на Его величие, а познание этих девяноста девяти имён и понимание дает нам приближение к Аллаху и осуществляет поклонение Ему в период правления человека и бытия его наместником Аллаха на земле. Поистине Аллах говорит (смысл):
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً
«И сказал Аллах своим ангелам: «Поистине, Я установил на земле наместника». Человек является наместником Аллаха на этой земле, занятым соблюдением обязанностей, возложенных Аллахом и оставлением запретного. Наместничество человека на земле заключается в том, что бы ты соблюдал то, что Аллах повелел и не совершал то, что запретил.
В наше же время, как говорится, «мир стал как маленькое село», в нём современные технологии и успешное развитие коммуникаций и средств связи, мир просто распахнут для людей. И что же мы берём из этого противоречивого мира, мира с разными взглядами и идеями?!
Мусульманин нашего времени подобен человеку, идущему через поле с колючками в одежде, края которой волочатся по земле. Естественно, колючки цепляются за них, и он ищет чистую дорогу, без колючек. Вот таков и наш пример в этой жизни.
Да, мы не отрицаем полностью новшеств и в то же время полностью не принимаем всё новое, пока не выберем то, что соответствует нашей сущности и нашей религии, а в отношении мирского - то мы принимаем все технологии, достижения, науку, извлекая из них пользу.
Что же касается религии, то тут есть свой достаток, которого нужно придерживаться. И сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) смысл:
لقد تركتكم على مثل البيضاء، ليلها ونهارها سواء
Смысл «Я оставил вас на чистом пути, для которого даже ночь и день одинаков (т.е ясный путь)» (Ибн Маджах). Наша религия явная и чистая, и не скрытая и не трудная, а религия, которая очищает тех, кто придерживается её.
Некоторые раньше говорили: «Религия – опиум для народа». Это конечно не про Ислама. Однако это высказывание соответствует в отношении тех течений, в которых между знанием и верой, между знанием и религией нет связи, а что касается нашей религии Ислам, то эта религия знаний. Она призывает следить за нашими сердцами и нашим окружением, как Аллах сказал (смыл): «Разве вы не вглядываетесь в ваши сердца?»
Мусульманин в этой жизни пользуется открытиями из медицины, инженерии, астрономии и т.д. и религия не противоречит этому.
Однако Аллах напоминает о том, что мусульманин должен быть связан с миром вечным больше, чем с бренным миром, а также, чтобы человек знал, для чего он сотворён и для чего он существует, поэтому основа мусульманина – это занятие делами вечного мира. Забота о вечной жизни не подразумевает полное отречение от этого мира, поэтому работать в этом мире нужно обязательно, ведь «Подающая рука лучше, чем просящая».
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
من بات كالا من عمله بات مغفورا له
«Человек, который лег утомлённый от работы является прощённым от грехов» (Ианат ат-Талибин, 2том 44стр), поэтому религия Ислам призывает работать в этом мире, однако, чтобы этот мир был в руке и использовать его, как приказал Аллах, а если же он будет в сердце человека, то он будет решать и подчинять нас как хочет, что порицает и не дозволяет Ислам.
Мусульманин должен руководствоваться Кораном и Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поэтому мы принимаем каждое мирское новшество, если оно не порицается нашей религией, это касаемо вопросов мирского, а что касается религии, то мы берем его от достоверного и чистого Источника.
Однажды наш господин Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел господина Умара (да будет доволен им Аллах) с Тавратом в руке. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил читать Таврат Умару, потому, что это время было, когда Ислам только укреплялся, а люди были ещё близки к эпохе невежества, и Пророк (мир ему и благословение) повелел не читать Таврат, боясь путаницы дел религии.
Сегодня мусульманин заходит на различные сайты, и если он не утвердился в религии, пусть не читает, пока далёк от религии, а когда он укрепится в религии, то пусть читает, потому как он может различить недоброкачественное от доброкачественного и ложное от истинного. Что же касается сегодняшнего дня, то к месту правило «Твоя религия – твоя кровь и плоть», ты выбирай, у кого изучать её и кого слушать. Человек обязан знать и разбираться в том, что говорят, различать, что это человек – призывающий к истине или призывающий ко лжи, чтобы слушать его. Если я разбираюсь хорошо, то нет проблем, и я могу слушать всё, что угодно и могу взвесить информацию на точных весах знаний: это Ислам, моя религия. А если я просто студент, который не разбирается в информации, то мне нужно уже быть осторожным и решать заранее, что мне слушать и смотреть.
И когда я слышу о разных религиях или дискутирую с иноверцем, то не ищу истины с его уст, иначе получается, что я сомневаюсь в истинности своей веры, а такое сомнение уже приводит к неверию, ведь в вопросах веры нужна твёрдость в убеждении, и нельзя сомневаться в нем. Значит, моя дискуссия с ним – с целью выявить Ислам и разъяснить, что его вероубеждение неправильное.
Наша религия Ислам рассказывает о Госпоже Марьям, о господине Исе, что он является рабом Аллаха и Словом Божьим, которое было внушено госпоже Марьям в откровении, и что Иса не является Богом, как говорит и Сам Аллах:
لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلَاثَةٍ
«Поистине, стали неверным те, кто говорят: «Аллах – третий из трёх»» (аль-Маида, аят 73). Значит, если я дискутирую с христианином, чтоб узнать истину, получается, я неверный, потому что в моей вере у меня нет твёрдости, а в вероучении нужно иметь точность и твердость!
А это значит, что я должен дискутировать с представителями других религий, чтобы разъяснить им истинность моей веры и моих убеждений, и я не ищу истину от дискуссии.
Истина же, в том, что я точно знаю истину, и знаю, где ложь, однако моя дискуссия для того, чтобы их призвать и им разъяснить истину.
Ведь пророки (мир им), которые были до нас, так же доводили до нас послание, дискутируя с оппонентами и доказывая им истину. Например, наш Господин Ибрахим (мир ему), когда он увидел луну, то сказал: «Это мой господь!», а разве он не знал своего Господа?! Это абсурд, конечно, он знал, ведь он был Посланником Аллаха, как он мог не знать!
Просто он, таким образом установил довод на то, что поклонение луне – заблуждение, потому что, когда вышло солнце, Ибрахим сказал: «Вот мой господь, ибо оно больше луны», теперь разве правильны будут утверждения, что он не знал Господа?! Конечно, НЕТ! Просто это метод дискуссии и доказательства заблуждения веры оппонентов.
Также, когда он разрубил идолов язычников и повесил топор на самого большого идола и когда Ибрахима спросили люди: «Кто это сделал с нашими идолами, Ибрахим?!», то он ответил: «Возможно, самый большой идол сделал это, вы спросите их, вы же в них верите, может, они ответят вам? Вы же утверждаете, что приближаетесь к Аллаху через них?!» - это метод призыва, но не сомнение Ибрахима в Едином Аллахе.
Разве есть сомнение в вероубеждении пророков и посланников, которые были доверенными посланиями Аллаха? Конечно, нет, ведь они защищены от грехов и проступков! Даже, если внешне это выглядит как будто грех, но это не грех, а установление решения, а не потому, что это грех пророков (мир им и благословение), они сохранены от грехов.
Как пришло в хадисе о дискуссии Адама и Мусы (мир им): Муса говорит: «О, Адам! Ты тот, который вывел нас из Рая! Тебя создал Аллах в Раю, а ты съел с запретного дерева и был вызволен из Рая», Адам ответил: «Ты упрекаешь меня в том, что Аллах предопределил за сорок лет до моего сотворения?!»
Поэтому наша дискуссия с представителями других конфессий – только лишь ради разъяснения Ислама и сущности нашей религии в их убеждениях, и это очень важная миссия доведения и разъяснения, миссия всех пророков (мир им), это забота всех предыдущих пророков (мир им).
Потому как религия не ограничивается только на арабах, ведь Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) был милостью для ВСЕХ миров! И не сказано: «для верующих» или «Для арабов» или «для неарабов», а поистине: «Милость для всех миров», как солнце, которое, когда освещает, то освещает всё, так же и Посланник Аллаха был милостью для всех людей.
Мы просим, чтобы Аллах отличил нам ложь от истины, и чтобы выявил иноверцам свет Ислама. Мусульмане-арабы – первые носители и распространители нашей религии, и они обязаны возвышать и доводить эту религию своими речами и поступками. Сподвижники занимались научным исследованием Коран даже на рынках.
А сегодня люди толпами принимают нашу веру, хвала Аллаху, однако мы не видим исследования Корана на рынках, но видим разные переплеты Коранов, которыми заполнены рынки и мечети, мы нуждаемся в том, чтобы Коран не только изучали, но и следовали ему.
Конечно, если было бы так, что все соблюдали религию, то приняли бы Ислам: и Европа, и Америка, и все в этом мире, потому что Ислам – религия первозданной чистоты. Каждый ребёнок рождается в первозданной чистоте, но внешние воздействия меняют его постепенно, тогда как рожден он бывает в Исламе, а родители делают из него иудея, язычника или христианина. Также на сердце этого человека влияют грехи и притеснения до тех пор, пока его не отдалят от веры и не приведут потихоньку к неверию.
Забота проповедника – исцелить сердца от этих пагубных покрытий, которым покрылись сердца людей, и вернуть сердца в их первоначальное бытие, ведь неверие не является природой человека, грехи также в своей основе – не природа человека, а просто пыль времени, пыль общества, родителей, которая постепенно меняет человека.
Поэтому не нужно проповеднику смотреть, кому он делает наставление – неверный или нет, а пусть смотрит как на пациента и подумает: «Я врач, и обязан вылечить этого больного». Как говорил Шейх ан-Набхани, целью Пророка (мир ему и благословение) было удаление неверия неверного, а не уничтожение самого человека, и когда убито неверие в человеке, он возвращается к вере.
Доводом этому является то, что на протяжении стольких жестоких войн Пророк (мир ему и благословение) убил только одного человека, своей благословенной рукой – только одного человека за всю жизнь! Это потому, что Наш Господин Мухаммад (мир ему и благословение) был ниспослан милостью для миров, и понимал Пророк, что и самый худший из людей, человек которого убил Пророк или убил Пророка, а Посланник Аллаха не хотел стать причиной для несчастья, а хотел стать причиной для счастья, и призывал словом
Да благословит вас Аллах»
На вопрос отвечал: Усман ибн Умар Мухаммад Увайси из ОАЭ
Перевел: Абу Мухаммад ад-Дагестани