За кем нельзя совершать коллективный намаз

27 Июнь 2015
10146

Нельзя совершать намаз за тем человеком, нарушение намаза которого известно маъмуму. Если человек знает, что имам, например, без омовения, то за ним намаз нельзя совершать.

Нельзя также совершать намаз за тем, кто, придерживаясь другого мазхаба, совершил то, что нарушает омовение в твоем мазхабе. Например, если мы увидим ханафита, который тронул постороннюю женщину и начал совершать намаз, то нам – шафиитам запрещается совершать за ним намаз, и наш намаз не считается, ибо получается, что мы следуем за тем человеком, у которого намаз не считается в нашем мазхабе. Если ханафит совершит то, что нарушает омовение по его убеждениям, но не нарушает по нашим, то за ним можно следовать. Например, если он совершит кровопускание, то шафииту разрешается следовать за ним в намазе, ибо в убеждении этого шафиита, у данного ханафита есть омовение. Если шафиит засомневается в ханафите, соблюдает ли тот все условия намаза, предусмотренные в шафиитском мазхабе, то следовать за ханафитом разрешается, думая хорошо о ханафите и предполагая, что он соблюдает точность в религии. Точностью в религии считается, чтобы намаз был действительным по всем мазхабам.

Нельзя следовать за тем, кто уже следует в своем намазе за кем-то. То есть нельзя совершать намаз за маъмумом.

Нельзя следовать и за тем, кто обязан возместить свой намаз в дальнейшем. Например, если человек совершает намаз с таямумом в населенном пункте по причине отсутствия воды.

Нельзя совершать намаз за тем, кто не умеет произносить правильно хотя бы одну букву из обязательных молитв (далее по тексту уммий). Например, нельзя следовать за тем, кто не умеет правильно произносить букву (ذ) «заль» тому, кто умеет ее произносить. Если же два человека не могут произносить одну и ту же букву, то они имеют право совершать намаз друг за другом. Умийем является и тот, кто удваивает букву там, где ее не нужно удваивать, а также тот, кто заменяет одну букву на другую.

Отсутствие способности произносить одну букву определяется не просто тем, что человек просто и без стараний начал утверждать, что он не может ее произносить, а в том случае, если он, пойдя к учителю, пытался её правильно произнести и после долгих усилий не смог этого сделать. Если же он даже не пытался научиться, то он впадает в грех, и, естественно, он не имеет права становиться имамом в намазе.

Нежелательно следовать в намазе за тамтамом (тот, кто повторяет букву «та») и за фаъфаом (тот, кто повторяет букву «фа»). Но если кто-то последует за ними в своем намазе, намаз считается.

Если человек, при наличии возможности обучаться читать правильно, допускает ошибки, изменяющие смысл читаемого, то намаз у него нарушается. Если его язык ему не поддается, и он не сможет научиться читать правильно, то он бывает подобен вышесказанному уммий. То есть читающий правильно не может совершить за ним намаз, а допускающий точно такую же ошибку, как он, может. Если же человек, имея возможность научиться правильно читать, не учится этому, то его намаз не считается совсем. Нужно обращать пристальное внимание этому вопросу из-за того, что халатность в нем может нарушить намаз человека.

Если кто-то допускает ошибки не в суре «аль-Фатиха», то за ним разрешается совершать намаз, но ему следует не читать в намазе того, в чем он допускает ошибку.

Мужчина не может совершить намаз за женщиной, но женщина может совершать намаз, следуя за мужчиной или за другой женщиной.

Допускается следование того, кто выполнил ритуальное омовение, за тем, кто совершал таяммум, если тот, кто совершил таяммум, не будет обязан возместить свой намаз. Также человек в полноценном омовении может совершить намаз за тем, кто совершал омовение с использованием масха на ноги. Маленькому мальчику разрешается быть имамом взрослым и зрелым маъмумам. Слепой и зрячий в ровной степени могут совершать намаз друг за другом.

Если выяснится, что имамом мужчины была женщина, или что имамом того, кто правильно читает, был уммий, или что имамом был неверный (кафир), то намаз нужно компенсировать.

Если выяснится, что имам был без омовения, то намаз маъмума, который не знал о том, что имам был в таком состоянии, является действительным. Но если выяснится, что на одежде имама была наджаса, то намаз маъмума считается недействительным, даже если маъмум не знал об этом. Но если наджаса будет скрытной, например, он положит в карман нечистоту (наджаса), то намаз маъмума считается, если он не знал, что она у него есть. Если тот, кто умеет правильно читать, узнает, что имамом был тот, кто не умеет правильно читать (умий), то намаз маъмума следует возместить.

Следовательно, если намаз имама стал недействительным из-за видимых причин, то на-маз маъмума считается недействительным, а если намаз имама оказался недействительным из-за невидимых причин, то намаз маъмума считается действительным.

Нежелательно совершать намаз за сторонником ереси, не соответствующей убеждениям суннитов.

Ахмад Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.