«Молитва – опора религии», – сказал Посланник Аллаха. То есть у того, кто совершает хороший, полноценный намаз, у того и хорошая, полноценная религия. В Судный день первым делом, за которое с нас спросят, будет наш намаз.
Но сегодня больше хотелось бы поговорить не столько об условиях и составных частях намаза, сколько о смиренности в намазе, которая, хоть и является сунной, но играет огромную роль в намазе.
Хушу’ – это смиренность в молитве; это душа намаза. Намаз без смиренности подобен телу без души. Намаз – это поклонение, которое мы совершаем ежедневно, и из-за этой ежедневности мы не относимся к нему должным образом, мы привыкаем к нему, и наш намаз понемногу превращается в обыденность, и это самое страшное – когда мы, совершая намаз ежедневно, начинаем уделять его содержанию меньше внимания, концентрируясь на его внешней стороне.
Ученые Ислама считают, что смиренность в намазе является одной из важнейших сунн. Познавшие Аллаха считают хушу‘ и хузур условием и душой намаза. Сказано, что тому, кто совершит намаз смиренно, Рай обеспечен, и он очищается от грехов как в первый день своей жизни.
В хадисе, который передают Насаи и Ибн Хиббан, также сказано, что воздаяние за намаз можно получить, совершив его только осмысленно и с пониманием смысла. Но, конечно же, нельзя оставлять намаз из-за того, что мы не можем соблюдать смиренность.
Добиться смиренности в намазе помогает понимание смысла читаемого, представляя, что вы стоите перед Аллахом, боясь Его гнева за плохо совершенный намаз. Намаз, совершённый надлежащим образом, оберегает человека от всего непристойного. Намаз же, совершённый в состоянии забвения, не может спасти человека.
Мы сегодня очень часто совершаем намаз в состоянии забвения и тем самым оставляем намаз без содержания, без души. И, как правило, таким образом мы не получаем никаких плодов от намаза. Более того, мы даже не замечаем, как мы его сделали: не успели вступить в намаз – уже заканчиваем, и ничего светлого, радостного, позитивного мы в душе от этого намаза не ощущаем. Наш намаз не очищает нас и не меняет в лучшую сторону. Это самая большая наша беда и нам над этим надо поработать.
Посланник Аллаха спросил своих сподвижников: «Как вы думаете, если перед домом вашим будет протекать река, в которой вы будете купаться пять раз в день, останется ли что-либо из грязи на вашем теле?». Они ответили: «Нет, не останется». - «Точно так же пятикратный намаз очищает вас от прегрешений», – сказал им посланник Аллаха.
Возникает вопрос, уважаемые братья, смывают ли наши намазы с нас грязь? Делают ли нас наши намазы лучше? Если и делают, то очень малое количество людей, потому что, если бы у всех у нас были полноценные намазы, наше общество бы сегодня жило совсем другой жизнью.
В действительности мы уделяем намазу довольно много времени (совершаем омовение, готовимся к намазу, выжидаем время, идем в мечеть, находим место). И если в течение длительного времени человек совершает намаз, но не наполняет его должным содержанием, не испытывает в намазе хушу’, смиренность, то все эти поклонения могут оказаться напрасными и не принятыми Всевышним Аллахом. Что может быть хуже этого?
Представьте себе, что вы долгое время работали по найму, а когда вы закончили работу, вам отказались выплатить зарплату. Но это мелочь по сравнению с тем, что, совершая всю жизнь намаз, в Судный день вы обнаружите, что ваши намазы не приняты.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Воистину, человек совершает намаз в течение шестидесяти лет, и у него не принимается ни одна молитва». У него спросили: «Как это может быть?» Он ответил: «Он не совершает добросовестно поясные и земные поклоны, недобросовестно стоит и не проявляет смиренности в намазе». Представьте себе, уважаемые братья, 60 лет намаза обнуляются из-за буквально нескольких секунд, которые человек не потратил на полноценное совершение земного и поясного поклонов и так далее.
Имамы Малик, Ахмад и Хаким передают, что Посланник Аллаха, обратившись к сподвижникам, спросил: «Каково ваше мнение о распивающем спиртное, воре и человеке, совершающем прелюбодеяние?» Сподвижники ответили: «Это большие грехи, которые заслуживают наказания». Пророк продолжил: «Наихудший вор — это тот, кто ворует из своего намаза». Сподвижники спросили: «Как можно воровать из своего намаза, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это когда человек не совершает полноценно поясной и земной поклоны». В другой версии говорится, что это когда человек смотрит по сторонам.
В этом хадисе Посланник Аллаха назвал человека, который не совершает намаз должным образом, наихудшим вором, потому что по сути он ворует у самого себя. Мы лишаем себя награды Аллаха и счастливого ахирата.
Для многих из нас намаз является тягостью. Многие люди подобны детям, которых родители заставляют пить горькое лекарство. То есть намаз они делают, но без всякого желания, для галочки.
Давайте же посмотрим, как относились к намазу во времена Пророка и его сподвижников.
Пророк, когда приходило время делать икамат, говорил: «Прочитай икамат и дай нам отдохнуть этим намазом, о Билял». Иначе говоря, сделай икамат, чтобы мы встали на намаз и испытывали радость от совершения молитвы. Для сподвижников намаз был местом отдыха.
Есть много примеров, каким образом относились к намазу наши праведные предки. Рассказывают, что Абу Талха (да будет доволен им Аллах) молился у себя в саду, в котором было много деревьев, и его восхитила орлица, что летала среди них, пытаясь выскользнуть из переплетений ветвей. Он бросил взгляд на неё и забыл, сколько ракаатов молитвы совершил. Абу Талха (да будет доволен им Аллах) рассказал об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха, этот сад – пожертвование от меня, распорядись им так, как пожелаешь!».
Таких примеров много, уважаемые братья. Вот ещё несколько примеров, как совершали праведные предки намаз, и их высказывания о смиренности в молитве. Имам Ахмад говорил: «Наступят для людей такие времена, когда они вроде бы и будут совершать намаз, но в то же время и не будут его делать», – то есть намаз совершают, но у него нет содержания, в нём нет смиренности и полноценности.
Имам аль-Газали сказал: «Воистину, человек совершает один поклон и полагает, что этот поклон приближает его ко Всевышнему, однако, клянусь Аллахом, если бы грех от этого поклона можно было бы распространить на людей этого города, этот грех погубил бы всех этих людей». То есть, человек полагает, что он поклоняется Аллаху, но из-за отвлеченности от Всевышнего в этот момент он впадает в такой грех, который может погубить его.
Хатам аль-Асам, один из познавших Аллаха, ходил к ‘Асу, сыну Йусуфа. Тот спросил Хатама: «Знаешь ли ты, как совершать намаз?» Хатам ответил: «Знаю». ‘Ас снова спросил: «И как же его совершать?» Хатам рассказал: «Когда приближается время намаза, я тщательно делаю омовение, встаю на место молитвы и готовлюсь. Перед глазами у меня Кааба, и Аллах смотрит на меня, он знает, что у меня в сердце. Мои ноги будто бы стоят на мосту Сират, справа от меня находится Рай, слева – Ад, сзади стоит ангел смерти. Сердце мое полагает, что это мой последний намаз. Потом я с искренностью и хузуром вступаю в намаз ради Всевышнего, осмысленно читаю «аль-Фатиху», смиренно совершаю поясной поклон, затем, покорно моля Аллаха, делаю земной поклон. Потом сижу и читаю «Аттахиййат» с надеждой на Всевышнего. Также с ихласом и хузуром приветствую (салам) Пророка (мир ему и благословение). Находясь в состоянии между страхом перед Всевышним и надеждой на Него, я выхожу из намаза, произнеся салам. Потом готовлюсь проявлять терпение во всех состояниях». Затем ‘Ас сказал: «Так ли ты совершаешь намаз, о Хатам?» Хатам ответил: «Так я совершаю намаз вот уже тридцать лет». Тогда ‘Ас заплакал, признаваясь, что он ни разу не совершил намаз таким образом.
Аллах создал их и нас мусульманами, но посмотрите, уважаемые братья и сестры, какая между нами разница.
Нам следует помнить о важности намаза, сохранять смиренность в молитве, не поворачиваться в разные стороны, чтобы не быть тем, кто ворует из собственного намаза. Отворачивание в сторону от киблы, как мы все знаем, нарушает намаз. «Отворачивание» же мыслями от намаза, присутствие посторонних мыслей, будь то даже мысли о другом поклонении, лишают намаз вознаграждения. Намаз необходимо совершать, погрузившись в него мыслями и движениями.
Ученые говорят: Если хочешь узнать, как обстоят у тебя дела с твоей религией, узнать свою участь на том свете, посмотри на свой намаз.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Преуспели верующие», и далее описывая, какие именно уверовавшие преуспели, говорит: «[преуспели те уверовавшие] которые в своих молитвах смиренны».
Да сделает нас Всевышний верующими, которые преуспели!
Мухаммад Мусаев