О похоронах шахидов

19 Февраль 2016
8597

Шахида (мученика), то есть того, кто пал шахидом, не обмывают и не совершают по нему джаназа-намаз, даже если он был в состоянии осквернения (джинаба), более того, это запрещается. А мудрость всего этого заключается в оставлении следов мученичества на теле и в возвеличивании шахидов, тем, что они не нуждаются в молитве.

Шахид – это тот, кто умер в сражении с неверными по причине именно этого сражения, например, был убит кем-то из числа неверных или же своих, по ошибке, или же он умирает от своего оружия, или же от падения в ущелье или с лошади, или животное ударило его, и он умер, или же его нашли умершим после завершения битвы, и причина его смерти неизвестна. В таком случае он признается шахидом, даже если на его теле отсутствуют следы, потому что и без этого ясно, что смерть наступила по причине этого сражения. А если человек умрёт после окончания сражения, и он в это время не был при смерти, даже если он умирает вследствие ран, полученных в битве, которая и является причиной его смерти или же он умер в сражении с бунтарями (бугат), то он не является шахидом. Если движения этого человека после окончания сражения были подобны движениям заколотого животного, то он однозначно, является шахидом, и в этом нет разногласий.

Также если он умрет не по причине сражения, а из-за болезни или же внезапной смертью, то он тоже не является шахидом. Что касается тех, кто не соответствует условиям шахида, например, утопленнику, человеку, умершему от чумы или болезни живота, из-за страстной любви, женщине, умершей при родах, убитому не в сражении, то их омывают и по ним совершают джаназа-намаз.

Саваном для шахида служит его же одежда, а если эта одежда ему не достаточна в качестве савана, то есть не закрывает его, то в таком случае следует ее дополнить. Если наследники захотят снять с него одежду и завернуть в другой саван, то это тоже допускается. А что касается доспехов, кольчуги и обуви шахида, то их следует снять.

Примечание:

Шахиды бывают трех видов: шахид потустороннего мира (шахид аль-ахира), шахид этого мира (шахид ад-дунья) и шахид этого и потустороннего мира (шахид ад-дуньява аль-ахира).

Из этих категорий не обмывают шахида этого мира и шахида этого и потустороннего мира, это и есть тот мученик, о котором шла речь выше. Их определяют следующим образом: если он вышел на сражение ради Аллаха и возвышения Его Слова (религии), то он шахид этого и потустороннего мира, но если же он вышел с другим намерениями и целями (ради трофеев и т.п.), то он считается шахидом этого мира, то есть в Судный день он не получит ничего из того, что получат шахиды.

Шахидами потустороннего мира считаются все те, кого мы исключили из определения мученика, как умершие при пожаре, при родах и так далее.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.