Кто является соседом мечети?

18 Апрель 2016
2327

Мы часто слышим, как имамы в своих проповедях настойчиво призывают людей совершать пятикратный намаз в мечети. Но во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных халифов имаму не было необходимости отдельно призывать людей на джамаат-намаз, для них было достаточно услышать азан. Все те, кто слышали азан, дружно приходили в мечеть и коллективно совершали каждый фарз-намаз.

Более того, если кто-то отсутствовал в мечети во время совершения джамаат-намаза, сподвижники (да будет доволен ими Аллах) спрашивали друг друга о нём. Если не удавалось выяснить причину отсутствия этого человека, они шлик нему домой проведать его. Так ревностно относились наши праведные предшественники к совершению коллективного намаза и по возможности никогда не пропускали его.

Так как в наше время люди немного отдалились от религии и стали пренебрегать коллективным намазом, имамам приходиться призывать их в мечеть, читая проповеди.

Чтобы быть убедительными, имамы приводят в своих проповедях разные аяты из Корана и множество достоверных хадисов, которые сообщают о большом вознаграждении за джмаат-намаз в мечети. Одним из хадисов, которые чаще всего приводят имамы, являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«لا صلاة لجار المسجد إلا في المسجد»

«Нет намаза для соседа мечети, кроме как в мечети». (Байхаки; Хаким)

 

А кто же считается соседом мечети?

Об этом пишется в книге Ибн Хаджара, «Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра»:

 «Спросили Ахмада Ибн Хаджара Аль-Хайтами (да будет доволен им Аллах):

«Как определяется сосед мечети в словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«لا صلاة لجار المسجد إلا في المسجد»

«Нет намаза для соседа мечети, кроме как в мечети». (Байхаки; Хаким)?»

На это он ответил следующими словами:

«Некоторые соратники (асхаб) Аль-Каффаля сказали, что соседями мечети считаются сорок домов со всех сторон мечети, подобно тому, как это определяется в вопросах завещания.

А другие учёные, основываясь на хадисах на эту тему, сказали: «Соседом данной мечети считается каждый, кто услышал азан из этой мечети. То есть если в это время человек, читающий азан, находится на территории этой мечети. Для того чтобы считать человека, услышавшегоазан, соседом мечети, требуется соблюдение тех же условий, которые необходимы для того, чтобы был услышан азан для джума-намаза. То есть муэдзин должен читать азан, как обычно, находясь на территории мечети, на той её границе, что ближе всего к человеку, который рассматривается как сосед мечети; азан должен быть слышен при спокойной погоде в спокойное время суток; слух этого человека должен быть средним.

Как мы видим, соседями мечети считается большое количество людей, проживающих вокруг мечети и на достаточно далёком расстоянии. И большинство жителей мусульманских городов и сёл, согласно вышеприведенной фетве Ибн Хаджара, можно считать соседями мечетей. Ибо во многих населенных пунктах мечети расположены/рассредоточены таким образом, что азан, читаемый в этих мечетях, даже без использования громкоговорителей, охватывает почти всю территорию того или иного населенного пункта.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.